Встреча

Леонид Патракеев
                (Продолжение рассказа «Попутчик»)

      Я  предъявил билет проводнику и прошел в вагон. Время было осеннее, сезон отпусков давно закончился и вагон был почти пустой. Я зашел в купе, снял пальто, уложил вещи и присел на полку. Впереди были сутки пути, раздумий и, если повезет, одиночества. Вагон мягко качнулся, за окном поплыли огни вокзала, поезд тронулся. В дверь постучали, вошел проводник и попросил билет.  Поезд набрал скорость и вскоре ритмичный стук колес на стыках стал единственным звуком, нарушающим тишину. Днем я не успел пообедать и решил сходить в вагон-ресторан. Как и поезд, он был почти пустой,  только один человек сидел за столиком. Я присел за соседний и сделал заказ.

-Можно и мне  стакан чаю, - обратился к официантке мой сосед.

 Его лицо показалось мне знакомым.  Вглядываясь в него, я вдруг  вспомнил свою поездку несколько лет назад и разговор в купе со случайным попутчиком. Это, без сомнения, был человек,  поразивший тогда меня своим рассказом о Божественном даре любви. Я встал из-за стола и подошел к нему.

-Простите, Вы меня не помните? Однажды мы с Вами были попутчиками, вы рассказывали о Куприне, о любви к своей жене, о Божественном даре любви?

 Узнавая, человек смотрел на меня. 
-Да,  да, конечно, ведь я  Вас вспоминал, так получилось, что за прошедшие годы, Вы были единственным человеком, с которым я мог поговорить об этом.
- Вы тогда поразили меня своим рассказом, я много думал о нем, и я с Вами, совершенно согласен, что любовь мужчины и женщины – это действительно Божественный дар людям.  А потом я задумался – зачем Господь подарил им такую любовь? Вы не думали над этим?

Человек с изумлением смотрел на меня.
- Как странно, что Вы об этом спросили? Думал, конечно, думал.
Официантка принесла заказ, расставила на столе тарелки, поставила перед моим соседом стакан с чаем и ушла. Я принялся за еду, сосед, прихлебывая чай, задумчиво смотрел в окно.

Закончив есть, я придвинул к себе стакан с водой и посмотрел на соседа.
- В прошлый раз мы с Вами не познакомились, меня зовут Николай.
  - Алексей, - назвал себя он и улыбнулся.
- Я сейчас думал о том, насколько велика к нам любовь Господа. Ведь я действительно много размышлял о том, зачем Бог подарил людям такую любовь, очень хотелось поделиться своими мыслями с другим человеком. И вот появляетесь Вы и задаете мне этот вопрос.

 Он помолчал немного, выпил глоток чая,  улыбнулся еще раз своим мыслям и заговорил:
- Недавно я слушал по радио постановку спектакля. Он назывался «Я боюсь любить». Не буду пересказывать содержание, но суть в том, что люди влюбляясь, разочаровываясь, снова влюбляясь и снова страдая, начинают бояться любви. Многократно повторяя этот цикл, они двигаются по кругу, не понимая, почему это происходит. Я не буду говорить о том, что люди любят не конкретного человека, а созданный ими идеал, пытаются впихнуть своего партнера в этот идеал, и обижаются, если это не получается, я попробую ответить – зачем все это нужно.  Первая заповедь Христа говорит «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим,  и всею душою твоею, и всем разумением твоим». Но что значит возлюбить? И вот Господь дает  любовь человека к человеку, любовь мужчины и женщины, как пример, как образец для понимания, что же такое - любовь. Проходя ее, люди  осваивают начальную ступень любви к Богу. Ведь для того, чтобы прочитать философские труды, необходимо освоить азбуку и научиться читать. Так вот, любовь мужчины и женщины – это и есть азбука, дающая нам возможность приблизиться к высшему Божественному созданию – той любви, что завещал нам Христос.  Многократно влюбляясь и разочаровываясь, люди в очередной раз повторяют давно пройденную и освоенную ими азбуку и уже боятся полюбить снова. Они боятся  и не хотят страданий, не понимая, что страдания и есть те щетки, которые очищают нашу душу.  И лишь немногие, кто понял значение этой азбуки,  вырываются из этого круга, делая следующий шаг  в любви к Богу, вставая над любовью человека к человеку.
- То есть Вы хотите сказать, что через страдания в любви человек может прийти к Богу? Но ведь бывают и счастливые браки? – не удержался я от вопроса.
Алексей посмотрел на меня с одобрением.
-Конечно, бывают, хотя и намного реже. Я думаю, что для многих путь к Богу неизбежно идет через страдания, но для некоторых, он идет через радость. Очень немногие люди способны прийти к Богу через радость и счастье взаимной любви мужчины и женщины, но те, кто на это способен идут через них. Этим людям не нужны страдания, потому что они готовы прийти к Богу через радость, но повторяю, таких немного.

Он протянул руку за стаканом, отпил глоток  и снова поставил его на стол.

- Когда Вам удастся вырваться из круга влюбленностей и разочарований, поняв его предназначение, Вы ощутите состояние любви Бога к себе. Оно  будет проявляться в тех событиях, которые с Вами происходят. Вы их будете видеть и понимать. Это чувство невозможно описать  словами, как невозможно выразить в словах состояние благодати, его можно только почувствовать. Но именно ощущение этой любви делают нас по- настоящему счастливыми. Поэтому не надо бояться любви человека к человеку, надо понимать, что это всего лишь ступень нашего обучения. 

Он замолчал. Обдумывая все услышанное, молчал и я.

К нам подошла официантка и, показав на часы, сказала, что ресторан закрывается. Мы вышли в тамбур вагона.
- Николай, - обратился ко мне Алексей, второй раз Господь дает мне возможность рассказать Вам, что меня волнует, он второй раз посылает Вас ко мне. Мне не хотелось бы Вас потерять.
 Потерять такого человека не хотелось и мне.
Мы обменялись телефонами и адресами. Алексей посмотрел на часы.
-Через сорок минут моя остановка,- произнес он и глядя в окно вагонного тамбура добавил,-
помните, в прошлый раз я говорил, что любовь – это путь. Я не сказал тогда, куда он ведет, а теперь могу сказать – это путь к Богу. Трудный, сложный, быть может один из многих, но для меня единственный. 
Он пожал мне руку, улыбнулся светлой и  теплой улыбкой и пошел в свой вагон.

 Придя в свое купе, я лег на полку, продолжая обдумывать то, что услышал. Слова Алексея не вызвали у меня неприятия, они словно заполнили пустоту внутри. Пришла благодарность Господу за то, что он посылает таких людей на Землю и дает нам возможность  с ними встретиться. Внезапно я поймал себя на мысли, что путь к Богу через любовь земную, становится единственно возможным и для меня.