Реформы атамана

Аркадий Польшаков
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ РЕФОРМЫ АТАМАНА


(Глава из исторической повести Аркадия Польшакова "Кошевой атаман")


 «Что нужно для страны, народа:
Свобода, равенство, природа?..
А запорожцам нужны гроши,
Да к ним еще  харчи хороши!..

P.S.
Послушай, друг, не мельтеши,
Оставь там место для души!»

               

                Портрет. Атаман Петр Калнышевский.

        Возглавив Запорожскую Сечь, Петр Калнышевский, умело строя дипломатические отношения с соседними государствами и избегая прямой конфронтации с Россией, пытается вести самостоятельную политику. Он, прежде всего, взялся укреплять экономическую составляющую и что особенно важно продовольственную независимость Запорожской вольницы от Российской империи.
       Собрав «старшин» и «дедов» на малую Раду, он выступил передними со следующей речью:
       - Казаки, друзья мои, товарищи!
       Во-первых, дякую (благодарю)  за то,  шо вы выбрали меня во второй раз атаманом Коша! Эта большая честь и большая ответственность для меня.
       Друзья! Я долго думал над тем, как нам жить в этом неспокойном мире, где каждый монарх хочет отобрать наши земли, а нас сделать подневольными людьми.
       Поэтому, во-вторых, казаки, хочу предложить, чтобы мы с вами в Сечи мало зависели от поставок провианта из России,  в этой связи предлагаю всех беглых от хозяев людей, прибывших к нам из соседних стран и турецкой неволи, селить в наших селах, хуторах и зимовниках,  на вольных землях Гуляй поля.
       Предлагаю дать им ссуду,  с возвратом через три года, коней, скот, инвентарь, чтобы они могли у наших хуторах, селах, та зимовниках пахать землю, сеять хлеб, разводить скотину.  Ну, а когда надо будет, могли выступить с оружием у руках с нами на наших общих врагов.
       - Атаман, - обратился к Калнышевскому с вопросом Семен Кочубей, - де мы найдем столько людей и головне инвентаря и скотины для раздачи?
       - Як де! Часть скота и инвентаря дадут старшины и богатые казаки, часть захватим у турок и татарвы, у них коней богато. У меня самого и старшин много скота, який мы с возвратом дадим новым сельчанам, а они потом повернуть нам его с прибылью.
        Ну, а свободолюбивых людей, кому надоело горбатиться на помещиков,  позовем приехать к нам на  вольные земли отовсюду.
        Я думаю, что много батраков захотят убежать от своих притеснителей господ и прибыть до нас на Сечь.
        - Атаман, - подал голос с задних рядов Нечипайзглузду, - дозволь мне поехать на Запад к болгарам и в Молдовию, там я так «агитну», шо половина бедных людей приедет до нас. А может ще с Польши, новой Сербии и даже с Буджака.
        - Горазд с тобою, езжай, только не попадайся там панам в лапы, а то тебя там они закатують (замордуют).
        - Не беспокойтесь,  пан атаман, я там каждую тропиночку знаю. Як кажут люди: «Бог не выдаст, свинья не съест!»

               

                Рис. Лихой казак  Нечипайзглузду.

       Атаман согласился с ним: - Хорошо!.. Какие еще есть вопросы, может советы?
       В зале прозвучали одобрительные возгласы: - Давно пора так сделать, а то даже сухари для войска покупаем у россиян.
       Видя, что его предложения нашли хороший отклик среди сторонников, атаман довольно сказал: - Ну, что казаки, если согласны, то тогда за работу!      
       Прошу пана писаря Коша, организовать описание переданного казаками имущества: кто, сколько, кому и чего передает.
       После Совета, Петр Калнышевский с писарем Коша, еще раз переговорили с каждым из старшин и зажиточных казаков и определили, сколько они могут выделить скота и инвентаря. При этом они совместно определили границы новых сел и хуторов, и закрепили за ними по одному старшему казаку.

       Молва о вольных землях в Запорожском крае летела на орлиных крыльях впереди всех, она забиралась в самые дальние уголки России и соседних стран.
       И в Запорожье разными путями потекли люди, ехали семьями, бежали поодиночке, парами, группами  от своих притеснителей: дворян и помещиков. 
       Бежали от ненавистных притеснителей,  хорошо описанных русскими классиками, такими, как например,  Морозова,  Плюшкин и прочих держиморд. 
Что-что, а сумасбродных дудаков в России, как плохих дорог, тогда было видимо - не видимо.
       При этом сами казаки, возвращаясь с «божьего промысла», походов на басурман, освобождали невольников, попавших в плен в результате турецких набегов на соседние страны. Среди них были люди различной национальностей, вплоть до негров с Эфиопии.
        Всех их расселяли по хуторам и селам, давали возможность им работать на себя и на Сечь. Они выращивали хлеб, растили крупный рогатый и мелкий скот, умельцы-кузницы ковали для себя не только бороны и лопаты, но и копья, сабли и палаши. Некоторые занялись охотой и рыболовством, другие пчеловодством.  В те времена на Гуляй поле водилось множество диких коз, волков, лис и зайцев, а на реках и озерах было много пернатой дичи и всевозможной рыбы.
       Но у атамана Коша в Сечи были не только сторонники, а и явные и скрытые враги. Среди наиболее злобных недругов был Григорий Лантух и Павел Савицкий.
       Полковой старшина Павел Савицкий,  узнав об новых начинаниях атамана, стал строчить в Петербург доносы, заявляя, будто атаман предал императрицу, укрепляет свою власть, хочет стать независимым от империи.
Однако пока официальный Петербург на эти доносы никак не отвечал, так как назревала война с турками.
       Старшина Нечипайзглузду та Иван Сивоконь славно поработали с агитацией переселения бедных людей. Из Молдавии целыми таборами прибыли молдаване, из Болгарии болгары, из Польши, Сербии и Буджака прибыли беглые бедолаги и бедняки, которых притесняли в этих странах.
      Примечательна сохранившиеся в архивах запись писаря Ивана Глобы, который по своим писарским обязанностям записывал себе в талмуд (журнал учета) всех прибывших в Сечь беженцев.
      Как-то раз к нему привели двух беженцев, прибывших аж из-под самого Великого Новгорода. Это были крепостные Иван да Марья, которые сбежали от князя Ф.С. Барятинского. Ему Екатерина II за заслуги по убийству законного русского царя Петра III подарила имение бывшего приверженца царя.
      - Як тебе звуть? – спросил писарь молодого парня.
      - Иван!
      - Тёска значить! Меня тоже Иваном звуть. Неправду говорят у вас, шо мы Иваны родства непомнящие. Когда материмся, то родственников часто вспоминаем, - с улыбкой пошутил писарь Коша.
      - Я тоже вспоминал, когда князь к моей Марье приставал.
      - Писменный, читать Иван умеешь?
      - Не знаю! Может, умею, однако некогда не пробовал.
      - Значит валенок! – подытожил Глоба. - А это шо за дивчина с тобой?
      - Марья, моя женка!
      - Звидкеля вы?
      - Не понял! Что вы спросили?
      - Откуда вы? – повторил свой вопрос писарь, поняв, что перед ними беженцы, которые плохо понимают их певучий юморной украинский  языка.    
      Поэтому он в таких случаях старался больше употреблять русских слов и фраз, впрочем, так поступала вся казацкая старшина во главе с атаманом Коша, когда они говорили с московитами.
      - Мы из-под Новгорода, с Борового.
      - Ну и чего вы так здалеку драпали сюда?
      - Я был конюхом у хозяина, а жена моя Марья работала прислугой в барском доме. При старом хозяине жить было ничего – можно, а когда приехал новый, то стало невмоготу. Мало, что он обобрал всех до нитки, так и еще стал приставать к нашим девкам и женам, каждую ночь ему в постель, видите ли, подавай новую. Однажды он захотел снасильничать над Марьей. В ту ночь мы и бежали от него, прихватив из конюшни лучших его ездовых коней.
      - Цикаво (интересно) як вам удалось бежать? Поди у хозяина стража была из его прихлебателей.
      - Была стража и зверь приказчик, но мы их обманули. Марья у меня женщина бедовая. Когда её привели в опочивальню, она не растерялась.
Оставшись один на один с полуголым барином, она сначала хорошо двинула его ногой по яйцам, так что тот скрючился от боли, а потом вдобавок грохнула плешивого барина фарфоровой статуэткой какой-то безрукой голой женщины прямо по макушке.
      - Ну, боевая у тебя жинка, як жартуют у нас кобзари:

«Она  врезала... промеж ног его в конце,
Согнувшись, пан меняется в лице,
Зачем таво (яйцо)... жалеть на  подлеце,
Не только у Кощея смерть в яйце!»

      - Примерно так и было, - заметил, смеясь, Иван.
      - Ну, шо дальше було? – Спросил писарь.
      - Когдв тот надолго отключился, она через окно выпрыгнула ко мне, и мы вдвоем пробрались в конюшню.
Там я отвязал двух шустрых рысаков, оседлал их, и мы, прихватив кое-какие харчи, ускакали из поместья. Покамест в имении барина разобрались, что к чему мы были уже далеко.
      - Ну, молодцы вы, настоящие казаки! Я бы на твоем месте тому барину яйца бы оторвал вместе с его морковкой.
      - Попадись он мне, я бы так и сделал!
      - А ты чув шо небудь про запорижський секс?
      - Нет, а что это?
      - О, запорижський секс - то окрема (отдельная)  розмова (разговор)! Традицийний способ залегания для наших казаков это – лёжа, по-пластунски, навпомацки в темряви (в темноте), шукаючи партнершу по её приметным бугоркам, лощинам и по специфическому запаху.
       - Женщину по запаху, это круто! – смеясь, сказал новгородский беженец Иван.
       - Так как же меня вас записать в «талмуд прибивших» на Сечь. Наверняка москали пришлют запрос на счет вас, есть ли беглые такие-то в Сечи или нет?
       - Как хотите, так и пишите!
       - Тут надо поменять ваши прозвища, национальность и место, откуда вы к нам прибыли. Запишем вас як Петро и Оксана Пивтора-Кожуха (у них на двоих из скудных вещей полтора кожуха как раз и было). Вы прибыли к нам з Белой Церкви. Национальность вашу з московитов, заменим на чучмекив.
       - А разве есть такая национальность, чумеки? – спросил удивленно Иван, т.е. уже Петро Пивтора-Кожуха.
       - Не знаю! Живут ли на земли чучмеки, или нет, то пусть москали ломают над этим свои дурные головы, – смеясь, заржав как лошадь,  ответил находчивый писарь.

               

                Фото. Ржущий конь.

      Так Петро (Иван) и Оксана (Марья), стали запорожскими поселенцами и их с другими беженцами из Московии отправили жить и трудиться в зимник на речку Айдар, где они образовали свой небольшой хутор, давший начало построения нынешнего города Старобельска, который стал форпостом на границе Гуляй Поля с Великой Степью
      И таких переселенцев на вольные земли Сечи переселилось множество. По сохранившимся историческим документам, которые приведены ниже, можно судить об этом запорожском «великом» переселении народов:
                * * *
      "Справка: С 1768 по 1774 год бежали на Запорожье 3408 мужчин и 1496 женщин. А только за 1775 год в описанном  Чертковым "екстрактi" обозначено беглецов - 5374 чел. "Это составляет 10 % от всех жителей Вольностiв. Народ, который шел на Сечь перед ее разрушением, расселялся по зимовникам, пробыв тута,  люди заводили собственные зимовники, хозяйства, образовывали семьи, строили слободы.
      Сиромахам лучше жилось в Сечи... Там много было голытьбы, там она имела свои права... Там в Сечи казаки жили и кормились разом (все вместе). Голытьба скапливалась по куреням в межсезонье, когда в зимовках не было спроса на дополнительную рабочую силу. Летом же большинство из голытьбы, ища дополнительный заработок и питание расходилась по зимовках и нанимались на работу."
     Этой голытьбе, сиромахам все же лучше жилось в Сечи, чем вечно быть голодным и гнуть спину на помещиков, которые обращались с ними хуже, чем со скотиною.
     Результатом всех усилий атамана стало появление в Запорожской Сечи более 4 тысяч хуторов-зимовников и 45 крупных новых сел, в которых к 1775 г. проживало около 50 тысяч хлеборобов, скотников, пастухов и кузнецов.
                * * *
      Деятельность Петра Калнышевского и альтернативного ставленника императрицы Екатерины II, известно нам Григория Лантуха, в Коше того периода,  навеки отразилось в народной поговорке:
      «Як був кошовим Лантух-лопух, то не було хлиба не тилькы для людей, а й для мух! А як став кошовим Калниш, то лежав у кожного на столе цилый книш».
      В Запорожском Коше бытовала в то далекое от нас время, такая гумореска:
      Едет казак берегом речки, бачить (видит) - на мосту засмученный хлопец стоит, видно утопится собрался. Он спрашивает его:
- Ты шо робиш?
- Топиться буду!
- Та що ты такое говоришь! Згадай (вспомни) про жинку свою и детей! Як вони жить без тебя будут?
- Нету у меня ни жинки, ни детей!
- Тогда вспомни про своих родителей!
- Нет у меня ни батька, ни матери!
- Тогда вспомни о батьке нашем - Петре Калнышевском, он бы не одобрил такое!
- А это  кто такой?
- Как ты не знаешь нашего атамана! Тогда стрибай (прыгай), сынку, стрибай!..

       Вот таким почетом славился кошевой атамана Петр Калнышевский в Запорожье и за её пределами, его тогда многие  знали и друзья, и враги.
       Управлял атаман Запорожьем твердо и строго, с правительством императрицы и её эмиссарами старался ладить, разным «гультяям, лодырям» подачки не давал; потому не пользовался популярностью среди них. Они в свою очередь подбивали казаков против него, предлагая уйти от московитов, и перейти под власть Порты, которые обещали казакам большие льготы.
       За высказывания и поведение своего атамана во время «Колиивщины», некоторая часть запорожских казаков была не довольна его действиями. Это сказалось немедленно: после того, когда Калнышевский на Раде 26 января 1769 г. объявил о принятии им участия в предстоящей Русско-турецкой войне. В Сечи начались волнения среди части казаков, вспыхнули беспорядки, да такие, что Калнышевскому пришлось, переодевшись монахом, бежал в Кодак и вернулся лишь тогда, когда Сечь успокоилась. Так, что не все было гладко при правлении Петра Калнышевского, но он умело, можно сказать дипломатично решал спорные вопросы между казаками.
       Петр Калнышевский, будучи довольно образованным человеком, тратя много сил и времени на военную, экономическую и продовольственную независимость и безопасность Коша, при этом находил средства и время на развитие образования в Сечи. Он понимал, что без грамотных, образованных молодых людей им не прожить в этом быстроменяющемся мире.
       Атаман с казаками повсеместно в старых и новых хуторах и селах строил, открывал новые школы, следил, чтобы они своевременно и в достаточном количестве обеспечивались всем необходимым для учебы детей: грамотными преподавателями, книгами и продуктами. Вся сфера казачьего образование по настоянию атамана финансировалось за счет «кошт (денег) Запорожского войска». При дележе прибылей от торговли и военной добычи часть средств казаками обязательно выделялась на школы.
        Интересно было то, что в Запорожской Сечи принципы воспитания в школах были построены на современных демократических началах. В школах Коша телесные наказания были вообще недопустимы, запрещены.
        В Запорожских школах ценилось разъяснение и так называемое «самовільне каяття». Уже тогда в школах существовало «курінне управління» - аналог современного общежитского студенческого самоуправления.
Для сравнения можно сказать, что в известной Англии, детей в то время нещадно били и наказывали в школах, за лень, нерадивость, непослушание и такая форма обучения существовала в «просвещенной» Англии довольно долгое время, почти до начала 20-го века.
       Будучи сам весьма просвещенным человеком, любителем книг, знатоком и меценатом искусства, Петр Калнышевский неустанно заботился о развитии культуры и духовности. На его средства была построена церковь в Лохвице, деревянная церковь Св. Троицы в родном селе Пустовойтовке, деревянная церковь Св. Покровы в Ромнах, каменная церковь в Межигорськом монастыре и Георгиевская церковь в Петриковке.
       Не жалел денег кошевой атаман и на церковные книги, утварь и одежду.
Церкви в родном селе, где рос он и воспитывался, Петр Калнышевский подарил Евангелие, оправленное серебром и украшенное драгоценными камнями, на приобретение которого ушло 600 рублей. За эти деньги тогда в Сечи можно было купить 120 лошадей.
      Невозможно не вспомнить и того, что казацкая песня, казацкие песни-сказы бандуристов, казацкая икона, казацкая Сечевая архитектура, казацкие оборонительные сооружения, являются неоценимым достоянием украинской, всей многообразной славянской культуры.
      Казацкое влияние в то время на Украине было настолько велико, что иностранцы порой называли тогдашних малороссов-украинцев “козацкой нацией”.

      Таким образом, можно сказать, что эпоха казачества, как неординарная и яркая страница украинской, славянской истории, была вписана запорожскими козаками в общую мировую историю. И её некоторым «отдельно взятым придуркам в отдельно взятой стране» не вырубить из истории славян ни каким «цензурным топором».
      Благодаря заботе о церковных делах, Петр Калнышевский оставил в памяти потомков не только свое доброе имя, но и реальный, цельный, светлый образ, запечатленный на иконе Сечевой Покровской церкви.

      Таковы, вкратце, итоги раннего атаманства Петра Калнышевского в Запорожской Сечи.

      Ну, а сейчас мы с вами, друзья, перенесемся в годы предшествующие захвату и разрушению казачьей вольницы. Эти годы характерны русско-турецкой войной.


======================================
Остросюжетные и юмористические книги АркПоля можно заказать в Канаде через Интернет по адресам:

1.Сборник любовной лирики - 2.Поэзия космоса - 3.Роман "Кошевой атаман" - 4.Роман "Воскрешение" - 5.Повесть "Исполины" -  6.Сборник юмористических рассказов - 7.Новейший Завет - 8.Книга стихов  "СТРАНА ПОЭТОВ":
9.Повесть "ПАДЕНИЕ БЕЛОГО  ДОМА":

Купив книги, вы поможете  волонтерам оказать помощь многим обездоленным людям!
============================