Письмо одесситу

Владимир Бердичевский
ПИСЬМО    ОДЕССИТУ.   (Лично в руку!)

                РУХНУЛ ДУБ!
Умер Хаим Гешель Серебряный, и осиротелые ветви его: жена, дети, внучки, низко склоняются в жуткой тоске.
Вынос тела с ул. Базарная 1.
Продолжение пассажа читайте, дорогие читатели, в книге Паустовского «Время больших ожиданий».
Кто только не писал о «Человеке из обьявления!».И в Одессе, и в Сан-Франциско, и в Киеве есть печатные материалы об этом, надо сказать, интересном факте. Почему интересном? Потому, что – не выдумка. Правда, одна только правда, и ничего, кроме правды.
Хаим Гешель Серебряный – дед моей жены, прадед моих детей, и прапрадед моих внучек, пусть будет ему пухом земля, хотя могила его разрушена, и на месте еврейского 2-го кладбища сегодня - парк.
Вся эта названная мною» мешпоха» – коренные одесситы, которые этим гордятся, но уважают и мою гордость – славный город Биробиджан –мою Родину. Одесситов – много, а настоящих биробиджанцев, особенно, евреев –« раз-два – и обчелся». (Не в обиду одесситу будь сказано).
Но и я прожил в Одессе 28 лет, проникся ее аурой, познал ее юмор, способность к выживанию, одесскую жизнерадостность и самоиронию.
 Настоящим одесситом может стать не каждый ее житель. Есть разница между ментальностью  коренного одессита и жителя, например, Львова или Ужгорода, тоже украинских городов, не говоря уже о питерцах, туляках или нижнетагильцах. Даже Жванецкого не все понимают одинаково.
Впервые слово Одесса я услышал 10-го апреля 1944-го, когда в мою группу детского сада г. Биробиджана пришла заведующая и,  посадив нас на стульчики, сказала:
- Дети! Сегодня наши войска освободили мой родной город Одессу! – и заплакала.
Позднее, я услышал от своей бабушки, произнесшей на идиш пословицу:
- Живет, как Бог в Одессе!
Мог ли я подумать тогда, что буду 28 лет жить в Одессе?
Есть известное выражение:
- Если хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах на завтра.
Сегодня сильно изменился национальный состав жителей этого города-«интернационала» - терпимого, веселого, добродушного и хлебосольного. Нет уже парикмахера Гриши, попросившего меня передать его письмо в Киев с надписью на конверте: -Лично в руку! Уже мечеть на главной улице, платные пляжи, не увидишь бабку с абрикосами на подходе к Ланжерону. Но родной город  большинства членов моей семьи попрежнему влечет всех, даже самых маленьких, которые в нем никогда не бывали. И это – понятно. Хаим Серебряный- жив в наших сердцах.
«Преподаватель двойной итальянской бухгалтерии- так написано на его сохранившейся визитке.
  Познакомлю вас, уважаемые читатели, с некоторыми его потомками,  о которых мне известно, как члену семьи.
Хаим произвел на свет пятерых детей: двух сыновей и трех дочерей. Сыновья стали инженерами, дочери – преподавателями. Старший сын Ионий, тот , который дал обьявление в газету, погиб под  Смоленском. старшая дочь Броня – старший преподаватель Одесской консерватории, умерла в эвакуации в Алма-Ате. У нас до сих пор хранится ее значок   «Ударника» за 1932-й год. Лично была знакома с М. Горьким, есть даже фотография писателя с дарственной надписью.
Внуки:
 Среди них – три кандидата технических наук и один – педагогических, который, к сожалению уже умер в Израиле. В Киеве живет и работает сын Иония – Ефим – 50 лет на одном заводе. Его шеф по диссертации, профессор и соавтор, когда-то сказал ему:
- Фима, ты никогда не станешь начальником, потому что  не пьешь. Оказался прав.
Юра – инженер из Омска. Изобрел замечательный прибор, помогающий на ранней стадии диагностировать глазные болезни. Подарил его офтальмологу д-ру Б. из института Филатова,  дальнему родственнику семьи Серебряных. Доктор был в восторге. Заказал еще несколько приборов.  Один послал на международную выставку. Отметили премией. Поступило множество заказов на завод в Омске. Премию разделили на пятерых: директор, гл. инженер, гл. бухгалтер, нач, цеха. Юра оказался последним. Через год,  вместе с детьми, оказался в Германии. Сын – восходящая шахматная звезда.
Правнуки:
Их много, они живут в США, Германии, Израиле, Австралии, есть уже и праправнуки «могучего Хаима», как назвал его Константин Паустовский. В Киеве живет семья Ефима, а также, правнук Хаима - Ян – заслуженный учитель Украины - преподаватель истории. Пошел по семейной тропинке. Правнучка Ира – закончившая школу с медалью, а авиационный институт в Ленинграде с отличием, живет в Германии.
Правнучка Жанна тоже закончила школу с медалью, живет в Москве, работает в Московском  Университете. Её брат, Вадим, кандидат наук, живет в Нью-Йорке.  Два его сына – адвокаты.
Для моей жены Хаим Гешель – дедушка, ведь это – очень близкий родственник, хотя она его никогда не видела, он умер в 1919 году. Но для пра-пра-пра –правнуков,  благодаря семейным преданиям,  он– историческая личность, такая же, как например, Наполеон или  Дюк-де Ришелье. Но что интересно,  Хаим ходил в Бродскую синагогу на Ришельевской всегда с книгой - молитвенником в руках. Сегодня его потомки сидят за  компьютерами, передвигаются с ними по миру, ведь Wi-Fi есть везде. Черпают знания ,  не гнушаются и книгой, цена которой растет с каждым днем. Думаю, что не задумываются эти молодые люди, которым еще суждено скоро отдавать свои знания людям, что идут они, держась за веревочку, которая обвязана вокруг пояса старого Хаима  Серебряного, жителя Одессы, достойного представителя древнего «Народа Книги». И ведет их эта веревочка туда, где нет ни дискриминации, ни злобы, ни мести , ведет все выше и выше к сияюшему Солнцу – Солнцу знаний.
 Счастливого пути!
vova1937@sbcglobal.net   10 апреля 2014 года исполняется ровно 70 лет со дня освобождения Одессы от фашистов. Поздравляю !