29. Бухгалтер раскрывает секрет

Виктор Мазоха
 
               
Когда  на его звонок открылась дверь, он  крайне удивился: женщина, как две капли воды, была похожа, на Валентину Ивановну.
 Женщина, похоже, не меньше была  удивлена визитом незнакомого мужчины. Глаза ее смотрели вопросительно и настороженно.
Узнав, кто  к ней пожаловал, лицо ее подобрело:
- Проходите, - сказала она дружелюбно. – Располагайтесь, где вам удобнее.
Разговаривала Екатерина Ивановна охотно.
– Сейчас времена такие, - говорила она, - что удивляться абсолютно нечему. Все, что происходит в лечебных учреждениях, это лишь крупица во всеобщем беспределе.
– Екатерина Ивановна, как  у Статенина зародилась идея взимать плату с больных? Мне кажется, сам, в одиночку  он не решился бы на такое.
– Это, действительно, так. В больнице, которая, как говорится, на виду у всего народа, проводить подобные эксперименты никто бы не рискнул. Не заручившись поддержкой сверху… Не могу точно сказать, изначально в чьей голове зародилась подобная идея, но в нашей области впервые такая практика стала внедряться с легкой руки мэра, а ныне кандидата в губернаторы. Статенин же пешка в этой грязной игре!
– Извините, Екатерина Ивановна, откуда Вам все это известно?
– Вы думаете это секрет? Об этом говорят в кулуарах все, кто вращается в этой или вокруг этой сферы. Да и правоохранительные органы обо всем осведомлены прекрасно. У меня знакомый работает в ОБЭП, так он сказал примерно так: "Мы знаем про преступную деятельность всех или почти всех чиновников и хоть сейчас можем возбудить уголовные дела. Но … не дают команды "фас"…
– Как-то уж все по-собачьи … Ждут команды… А она ведь может и не поступить… Извините, пожалуйста, что перебил Вас.
– Ничего, – впервые легкая улыбка появилась на лице женщины. – Так вот, механизм довольно прост…– она задумалась. – Хотя здесь такой мрак, что в двух словах не расскажешь. Здесь все так запутанно… Но попытаюсь.
Она сделала глоток кофе. Достала из пачки, лежащей на столе сигарету, повертела ее в тонких пальцах, но прикуривать не стала. 
– Как известно, больницы и поликлиники финансируются из местного бюджета, – продолжила женщина. – С одной стороны – имеет место недофинансирование, вы как депутат это знаете не хуже меня, с другой стороны – происходит разбазаривание и этих, прямо скажем, скудных средств. В-третьих,  – махинации уже среди самих медработников…
– Не совсем понимаю…
– Постараюсь объяснить проще. Областные депутаты утверждают бюджет, который изначально предполагает дефицит средств в лечебных учреждениях. Далее областная администрация часть и этих средств использует не по назначению – ведь себе коттеджи надо на что-то строить. Районам выделяется денег естественно меньше, чем положено, а те, в свою очередь, меньше выделяют больницам. Проконтролировать, куда уходят деньги, выделенные на здравоохранение  некому, а посему, никто не опасается быть наказанным за нецелевое использование средств – все как в порядке вещей.
- Это уж точно так и есть, - вставил Андрей
- Да… Больницы естественно кричат "караул" – ведь на них ложится вся тяжесть от подобных махинаций. Тогда, супруга мэра, занимающая высокое положение  в  департаменте здравоохранения, подает идею навязывать пациентам платные услуги: " не все же у нас нищие, рассуждает она, – те, кто может, пусть покупают лекарства". Да это незаконно, соглашается она с теми, кто пытается выступить против подобной практики. Незаконно, но более гуманно, чем не оказывать никакой помощи из-за отсутствия лекарств. Да и не столь станет напряженной  обстановка среди населения.
– Екатерина Ивановна, а Статенин допускает нецелевое использование средств?
Она улыбнулась:
– Вы видели его новую служебную "Волгу"?
- Да, знаете, я до этих пор, собственно, и не очень-то разглядывал, на каком автомобиле разъезжает главврач. А если бы и увидел, то вряд ли придал бы значения. Сейчас, даже маленький руководитель на иномарку сесть рвется.
- Да, понимаю… здесь с первого взгляда, не зная всех тонкостей, вряд ли обратишь внимание. Здесь надо знать, как говорится, всю бухгалтерию…
– Знать и, главное, все доказать? Нужны факты. Нужна проверка. Если бы провести ревизию…
– Господи, да у нас была аудиторская проверка. Результаты ее должны быть и  в Совете. Ваш председатель должен был вас ознакомить, раз Вы занимаетесь расследованием…
– У меня ничего нет. Я поинтересуюсь. Хотя мне могут и не дать…
– Копия должна находиться еще в городской администрации. Но там вам тем более не дадут. Но вы не расстраивайтесь: меня должна быть копия проверки. Я посмотрю.
– А когда вы сможете мне ее дать?
- Дня через два подойдете. Я все тщательно посмотрю.
- Спасибо!
– Да не за что. Я была бы очень рада, если у вас получится вывести Статенина и ему подобных на чистую воду. Только, боюсь, ничего у вас не получится.
– Поживем – увидим. Но в любом случае, я признателен за поддержку.  Напоследок я хотел бы задать еще один вопрос, вернее узнать кое-какие вещи…
– Пожалуйста, у меня времени много.
– В беседе с больными я заметил такую особенность: многие лежали в стационаре с незначительными заболеваниями. Конечно, я не специалист… Но пришел на память такой случай. У моего знакомого определили острый ларингит. Курс лечения: пять уколов и прогревание. Врач  написал ему тут же направление в стационар. Хотя, как выяснилось, позже можно было обойтись и без него. Казалось бы, при столь скудном финансировании ЦРБ, рассчитывать на стационарное лечение просто невозможно, ведь даже в советские времена больного старались госпитализировать в особых случаях. И вдруг такая щедрость…
– Вы, однако, наблюдательны, – улыбнулась еще раз за время разговора Екатерина Ивановна. Весь фокус заключается здесь не в щедрости, а в том, что каждый пролеченный в стационаре пациент не обуза для больницы, а источник дополнительных средств.
– Интересно!
– Возьмем ваш пример. Сколько дней ваш знакомый ходил на уколы? Сколько заплатил за лекарства и одноразовые шприцы? Хорошо, предположим, что обошлось ему это в сто рублей. Что от этого получила больница? Ничего. А теперь рассмотрим ситуацию, если бы он лег в стационар. Те деньги, что он заплатил бы за лекарства плюс питание, пошли бы на счет больницы. Ведь фонд обязательного медицинского страхования распределяет средства в зависимости от количества больных, пролеченных в стационаре.
– И получается, что пролеченный больной платит дважды. Первый раз, когда у него вычитывает налоги предприятие, если он работает, или перечисляет деньги город из бюджета на неработающего человека, второй раз, когда проходит курс лечения в стационаре.
– Совершенно верно.
– А деньги, что он платит "второй раз", где оседают?
– В карманах врачей и аптекарей. Но здесь я Вам я уже ничем не могу помочь, это не в моей компетенции.
 И последний вопрос, если позволите.
- Пожалуйста, спрашивайте.
- Извините, но уж больно вы похожи на одну женщину, с которой я недавно беседовал. Валентина Ивановна зовут
Петрова вздохнула:
- Это моя сестра. Значит, вы уже поговорили с ней … Пострадала она. Я чувствую себя виноватой перед ней.
- Ни в чем вы не виноваты, - сказал Яковлев. -  Виноваты те, кто довел ее до такого состояния.