Побывальщина двадцатая. Ужин с мухоморами

Юрий Ткачев
 Флотские шутки и подначки не всегда бывали безобидными. Некоторые из них могли  вызвать нервный стресс.
– Саня, – говорит мне капитан морского буксира  Виталик Лисаков,  – заходи сегодня, поужинаем вместе.
      Виталик заканчивал штурманский факультет нашего военно - морского училища, а потом ушел по каким - то причинам с военной службы. Он мой хороший приятель и мы с ним за «рюмкой чая» частенько болтаем «за жизнь».
      В каюте, на столе у него графинчик с коньяком, салатик из огурцов и помидоров, заправленный растительным маслом и уксусом, в отдельной тарелке жареные грибы.
      – Ну, за тех, кто в море! – провозглашает Виталик коронный флотский тост. Мы выпили по рюмочке, и я потянулся закусить.
      – Саня, угощайся, – подвинул дружок мне тарелку с грибами, – отличная закуска! Ешь, не стесняйся!
       Грибочки были действительно великолепны на вкус, и я под коньячок «уговорил» всю тарелку. Даже Виталику не досталось. Но он закусывал салатом и к грибам ни разу не потянулся.
        – Виталик, извини, увлекся, – говорю ему, – такая вкуснотища, тебе не хватило.
        – Ничего страшного, – ответил мой сотрапезник, – у меня еще есть, дам команду на камбуз, ещё нажарят.
           Виталий, встает из–за стола, идет к холодильнику и достает из поддона большую миску с … мухоморами.
          – За что ты, сволочь,  меня отравил? – шепчу непослушными губами этому извергу. – Что я тебе сделал плохого?
           Душегуб сидит и издевательски хохочет надо мной. Видимо мой вид был ужасен – глаза врастопырку, бледный вид и общий тремор конечностей.
          – Санёк, не боись, не помрёшь, – насладившись моим испугом, сказал мне Виталик, – это съедобные грибы, причем их очень любят сахалинцы.
          Оказывается, его буксир вчера прибыл с порта Корсаков, и капитан купил у островитян грибы, которые там называются «зонтики». Эти грибы на Сахалине считаются малоизвестным деликатесом. Редкие старожилы их знают «в лицо»,  а остальные грибники походя пинают их ногами, думая, что это разновидность мухоморов или бледной поганки. Действительно, на вид они точь - в точь мухоморы, даже колечко на ножке, а светлая шляпка усеяна темными чешуйками...
          И вот целую поляну этих «мухоморов» я встретил  в приморской тайге, когда собирал грибы неподалеку от полка химической защиты в Казаричах.
         Запомнил место и договорился с мичманом Антоновым – большим любителем выпить – разыграть сослуживцев. Объяснил ему суть розыгрыша, дал почитать ему описание этих грибов – «зонтиков» и показал эту поляну. Когда Леша Антонов вышел из леса с двумя полными ведрами «мухоморов», над ним до упаду смеялись все наши офицеры, мичманы и матросы.
       – Чего вы смеётесь? – удивляется на полном серъёзе  Антонов. – Ещё ни один мичман поганками и мухоморами не травился.  А я их всю жизнь ем под водку и, как видите, жив – здоров.
       – Ты что, дурак? Выбрось их сейчас же! – говорили этому потенциальному самоубийце. 
       – Давайте поспорим на бутылку водки или спирта, что я съем два ведра мухоморов и не отравлюсь.
       Человек десять поспорили. Другие потихоньку ушли, чтобы не видеть душераздирающую сцену самоубийства мичмана.
        Грибы чистить не надо было. Лёша их помыл и при всех свидетелях высыпал на противень. Когда они хорошенько поджарились, он предложил зрителям отведать деликатес. Все  с ужасом отказались.
        – Ну, что же, если не хотите, тогда я сам, – сказал мичман Антонов и с аппетитом сожрал все грибы. Да ещё хлебушек напоследок помакал в подливке.
        – Водку получишь завтра, если, конечно, не помрёшь – сказали ему спорщики, – в чем мы глубоко сомневаемся.
          Утром к довольному и вполне здоровому мичману проспорившие со всех сторон несли водку и спирт.
          Здоровье он потерял в тот же день ближе к вечеру. От жуткого перепоя.