Коммунист Засурский

Сергей Михалев
В юности авторитеты очень относительны. Подумаешь, декан факультета. Ну и что? Я тоже — не кот чихал. 
Проучившись на журфаке МГУ два года, я решил, что моему другу по Новокузнецкому монтажному техникуму Владимиру Отяшкину тоже место в самом главном ВУЗе страны. Чего я, сибиряк, один на чужбине маюсь? А Володька — парень что надо. Читать любит, значит и писать научится. Будем вместе   писать «историю современности». Не долго думая, послал ему письмо. Приезжай, мол, в Москву, будешь на журфаке учиться.
Владимиру одного приглашения хватило. Он подал заявление в партию, как я ему посоветовал, и был тут же принят. Написал, опять же по моей подсказке, три заметки в газету, необходимые для творческого конкурса, и вскоре мы уже вместе пили пиво в Доме журналистов, где я работал столяром.
- Ты не боись, Вова, - наставлял я своего друга. Ты в армии служил? Служил. В КПСС вступил? Вступил. Рабочий стаж имеешь? Имеешь? Так что тебе надо набрать минимум баллов, и ты студент МГУ.
- Да я ведь перезабыл все, что знал, - вяло сопротивлялся Володя. - Английский сначала не знал, а потом совсем забыл. Ты же знаешь, как нам в монтажном его преподавали.
- Нормально преподавали. Чего зря напраслину на техникум возводишь? Кто хотел, тот учил. Нинка Плетнева, помнишь, как говорила?
- Да, Нинка была способной. Талант. И спортсменка, и отличница.
- Ну да. Комсомолка, спортсменка, отличница. Интересно, где она сейчас.
- Уехала со своим Гинцем не то в Узбекистан, не то в Таджикистан. Я ее как-то в Новокузнецке встречал. Она и рассказала, что собирались уезжать.
- Ладно. Ты, главное, творческий конкурс пройди. А там положись на меня. Если что, пойдем вместе к Засурскому.
- К декану?
- Ну да. А что у нас еще один Засурский есть? Кстати, знаешь, откуда такая фамилия у него?
- Не знаю. Еврейская, наверное.
- Я тоже думал, что еврейская, а оказывается, нет. Я ездил на машине из Москвы в Пермь. Так вот в Чувашии есть село Засурье. Название образовано от реки Сура. Переезжаешь реку, сразу за Сурой — Засурье.
- Интересно. Не знаю, как только это поможет мне экзамены сдать.
- Я же сказал, главное, двоек не получи, а там все будет чики-чики. Так у вас в стройбате говорили?
- Запомнил. Да, говорили. Было дело.
               
                ***
… - Ну что? Сдал? - Я с надеждой смотрю на друга. 
- Сдал. Трояк.
- Ну все в порядке.
- Какой в порядке? Не хватает одного балла.
- Как не хватает? Ты же двоек не получал. А трояков должно хватить.
- Ну, наверное, в этом году грамотные стажники пошли. Одних трояков не хватило. Надо было одну четверку получить. Ты не горюй, Серега, я в этом году подготовлюсь как следует, а на следующий год приеду и сдам не на тройки, а на четверки.
- Да ты что? Как это на следующий год. Не-е. - Я беру Володьку под руку. - Пошли.
- Куда?
- Сейчас увидишь?
Мы проходим по коридору и подходим в приемной декана факультета.
- Ясен Николаевич у себя? - Спрашиваю я у секретаря.
- У себя. Но по-моему, он занят.
- У меня срочное дело.
В это время дверь приоткрывается, и Ясен Николаевич сам выходит из кабинета.
- Здравствуйте! - Радостно приветствую я его. - Ясен Николаевич, у меня к вам срочный разговор.
- Заходите, Сергей Петрович.
Если честно, то сейчас я не могу однозначно сказать, назвал ли меня по имени-отчеству Ясен Николаевич, но на журфаке ходила легенда, что декан факультета помнит всех свих студентов и выпускников по имени, отчеству и фамилии.
- Ясен Николаевич, - четко и ясно говорю я, - Вы коммунист?
В моем вопросе больше утверждения, чем вопроса, но все же отчасти вопрос присутствует. Мне надо услышать от декана, что он коммунист.
- Коммунист, - отвечает Ясен Николаевич смиренно.
- Я к вам как коммунист к коммунисту.
- …
- Это мой друг Владимир Отяшкин. Мы с ним вместе учились в монтажном техникуме.  Потом служили в армии. Потом я уехал поступать, а он еще два года работал на стройке сварщиком. Он тоже коммунист. Не добрал вот одного балла на экзаменах.
      Профессор, слегка склонив голову набок, внимательно и с уважением слушал выскочку-студента.
- Попросите своего друга, пусть войдет.
- Володя, - открыв дверь, я махнул призывно рукой.
- Проходите, - радушно пригласил Засурский нас к столу. -  Садитесь.
Мы сели.
- Значит, хотите учиться на журфаке? - Обратился он к Володе?
- Хочу, но...
- Ясен Николаевич, я ручаюсь за него. Он будет хорошим журналистом.
- Ну, что ж. Будем надеяться. Попробую вам помочь.
               
                ***
… Через тридцать лет Ясен Николаевич вручал Владимиру Отяшкину в Москве премию имени Генриха Боровика:
- Что, Владимир Петрович, не подвели вы своего друга-коммуниста? Стали-таки хорошим журналистом?
- Ясен Николаевич. все эти годы хотел попросить прощения за него и за себя.
- Не надо извиняться. Кто это сказал? «Пренебрегая словесами. Жизнь убеждает нас опять: талантам надо помогать, бездарности пробьются сами».
- Николай Озеров.
- Верно. Он, Озеров. Все в порядке, Владимир Петрович. Все в порядке.
      Вспоминаю ту историю, и становится стыдно, что я так беспардонно вел себя с нашим великим мэтром. Но знаю, если б понадобилось, снова бы пошел к декану.  Талантам надо помогать.   
Март 2014 г.