Старец Лаврентий Черниговский о Руси-Украине

Борис Пинаев
+

"Молитесь за нашу Святую Русь!
 (...)

 Любвеобильный Батюшка говорил нам, что когда появится малая свобода,
 будут открываться церкви, монастыри и будут их ремонтировать,
 все лжеучения выйдут наружу вместе с бесами и безбожниками тайными
 (католики, униаты, украинцы самосвяты и другие) и сильно на Украине
 ополчатся против Православной Русской Церкви, ее единства и соборности.
 Эту еретическую группировку будет поддерживать власть безбожная,
 а поэтому будут отнимать у православных церкви и верных избивать
 . Тогда Киевский митрополит (недостоин сего звания) вместе
 со своими единомышленными архиереями и иереями сильно поколеблет Церковь Русскую.
 Весь мир удивится его беззаконию и устрашится. Сам уйдет в вечную погибель, как и Иуда.
 Но все эти наветы лукавого и лжеучения в России исчезнут,
 а будет Единая Церковь Православная Российская.

 Прот. Александр Красковский, схиархимандрит Антоний

 (...)

 Еще Батюшка о. Лаврентий, беседуя со архимандритами Феофаном и Никифором и своими близкими,
 говорил настойчиво и строго с предупреждением: «... наши родные слова — Русь и русский.
 И обязательно нужно знать, помнить и не забывать, что было крещение Руси, а не крещение Украины.
 Киев — это второй Иерусалим и мать русских городов.
 Киевская Русь была вместе с великой Россией.
 Киев без великой России и в отдельности от России
 немыслим ни в каком и ни в коем случае.

 (...)

 Когда поляки завоевали часть Руси (России), то отдали ее в аренду,
 в том числе и православные монастыри, церкви и священников.
 Священники и православные люди не могли самостоятельно никаких совершать треб.
 Православных теснили и притесняли со всех сторон, покровительствуя Польше, католичеству и унии.
 Очень не нравились слова: Русь и русский,
 поэтому назвали завоеванные поляками русские земли сначала Малороссией.
 Потом опомнились, что здесь есть слово Рос, и перезвали Окраиной.
 Слово окраина — это позорное и унизительное слово! Какая окраина?!
 Чего и почему окраина, когда за этой мнимой окраиной находятся другие страны и государства?!
 И позже узаконили нам слова «Украина» и «украинцы»,
 чтобы мы охотно забыли свое название русский
 и навсегда оторвались от святой и православной Руси.

 (...)

 Нужно твердо знать, что Россия — жребий Царицы Небесныя
 и Она о ней заботится и ходатайствует о ней сугубо.
 Весь сонм Святых русских с Богородицей просят пощадить Россию.
 В России будет процветание веры и прежнее ликование
 (только на малое время, ибо придет Страшный Судия судить живых и мертвых).
 Русского Православного царя будет бояться даже сам антихрист.
 А другие все страны, кроме России и славянских земель,
 будут под властию антихриста и испытают все ужасы и муки,
 написанные в Священном Писании.
 Россия, кайся, прославляй, ликуя, Бога и пой Ему: Аллилуиа».

 (...)

 Батюшка говорил, что земля Русская никогда, то есть до Страшного Суда,
 не оскудеет великими старцами благочестия, молитвенниками и наставниками, подобно древним.

 Схиигумен Херувим Дегтярь

 +

 Священномученик Василий архиепископ Черниговский говорил об о. Лаврентии в 1915 или 1916 гг., что в нем почивает Дух Святый, и он подобен древним старцам.

 Архиепископы Симон и Андрей, епископы Иаков и Нестор называли о. Лаврентия великим светильником и столпом православия.

 Да, он действительно был светом Веры Православныя и ее оплотом и поборником, ибо сам никогда не колебался в единстве Церкви и не имел общения с живистами-обновленцами и украинцами-самосвятами.  Всегда верен был Московской Патриархии, и сие всем заповедал. Батюшку много раз арестовывали, но всегда отпускали.

 Патриарх Алексий Первый однажды повел разговор о схиархимандрите Лаврентии и сказал, что Харьковский митрополит Стефан говорил ему: старец Лаврентий свят. И присовокупил, перекрестясь: "Преподобие отче Лаврентие, моли Бога о нас".

 И сейчас монашествующие и мирские люди не только г. Чернигова, а и всей Руси, которые помнят и знали лично старца-подвижника, верят, что душа праведного старца вселилась в небесные обители, ходатайствует пред престолом Господа Вседержителя и молит о нашем спасении...

 В книге «Поучения, пророчества старца Лаврентия Черниговского и его жизнеописание» изложен личный рассказ старца и воспоминания его духовных чад, инокинь женского монастыря, которые до последнего дня его жизни были с ним и около него.

 Вечная память тебе, добрый и смиренный труженик и исповедник на Ниве Божией. Тебя не забудут в род и род.

 Схиигумен Херувим Дегтярь,
 г. Чернигов

+

КОММЕНТАРИЙ:

 Схиархимандрит Лаврентий, в мире Лука Евсеевич Проскура, родился в 1868 году в селе Карильском близ Коропа Черниговской области.

 Родители его, Евсевий и Христина, были простые крестьяне. В семье было 7 детей (5 мальчиков). Лука был одним из младших. Детство было тяжелым, нужно было с ранних лет приучаться ко всякой домашней работе.

 А тут еще не повезло со здоровьем. Будучи еще малышом, шутливо надел на голову решето и бегал по двору, зацепился и, отступая детскими ножками назад, упал  так сильно, что получил увечье на всю жизнь (был хромой).

 Мать часто болела, не поднималась с постели. Отец умер, и мальчику приходилось исполнять и мужскую, и женскую работу.

 Он пас лошадей, ухаживал за коровой, топил печь, пек хлеб, убирал в избе, белил, мазал и даже стирал, выучился портняжничать. В общем, был очень способный мальчик, послушный, трудолюбивый.

 Особенное было призвание к музыке и пению. Рано научился играть на скрипке. И бывало утром приведет лошадей с ночного и до завтрака проиграет в клуне свои любимые мелодии, где он изливал свою детскую душу.

 Старший брат его — Варфоломей — оставался жить на старом дворище, где и сейчас живет его дочь Зоя и невестка с дочерью.

 Младший брат — Демьян, которому Батюшка отдал свою часть наследства и который помогал Батюшке, посещая его в монастыре, был убит на фронте. Другие два брата выехали "на переселением" (были сосланы), и о них ничего не известно.

 Учился Лука в сельской школе хорошо, превосходил успехами своих сверстников. Учитель поручал ему обучать младших товарищей по школе. И он охотно исполнял это поручение.

 Учащихся приучали в то время петь в церкви. И тут маленький Лука чувствовал себя в своей стихии. Он быстро все усвоил: как пение, так и весь строй церковного богослужения, прекрасно разбирался в уставе службы и в 12 лет с помощью священника разучивал песнопения со своим маленьким ученическим хором, где были как мальчики, так и девочки. А в 14 лет уже стал самостоятельным регентом.

 Еще с ранней юности Батюшка почувствовал влечение к монашеской богоугодной жизни. Это чувствовали его товарищи и следовали его примеру. Почти все девочки потом ушли в монастырь (м. Ардалеона, м. Евгения), а мальчики (юноши) даже достигли Афона.

 Сам Батюшка часто навещал мужской монастырь Рыхлы, который влек его своим пустынным образом жизни. Находился он в 19 км от Карильского (сейчас весь в запустении). Но Батюшка должен был уступить материнской любви. А когда в глубокой старости умерла мать, Батюшка недолго оставался дома, а через полгода, отказавшись от своей части наследства, попросил старшего брата Варфоломея отвезти его в монастырь Рыхлы, и лет 23-х был зачислен в монастырь на послушание регента монастырского хора и уставщика.

 Весть о способном регенте распространилась далеко за пределы монастыря. Узнали о нем и в Черниговском Троицком мужском монастыре.

 И года через три владыка Антоний дает письменный запрос о немедленном переводе Батюшки в Черниговский Троицкий мужской монастырь в качестве главного регента.

 Владыка Антоний прозрел в лице инока Луки великого в будущем молитвенника. Когда он делал на него запрос в монастырь Рыхлы и Лука долго не приезжал, то братия и настоятель заревновали, говоря: «все Луку, да Луку, будто и людей больше нет...»

 А владыка Антоний возразил им словами: «Э, то такой Лука, что все будут спрашивать у него». Что, конечно, и сбылось в свое время...

 +++

Полностью здесь:
 http://www.ierei.net/fatherlike_1_6/

 +