Кладбище несбывшихся надежд

Арт Беркон
   Ефим Борисович Лескин, с радостью переступил порог своего дачного дома. Он не был в нём уже несколько недель и потому в разгар дачного сезона ему не терпелось выбраться за город. Там ему легче было отвлечься от нелёгкой работы психологом в агенстве по оказанию социально - психологической помощи молодёжи и опекунам несовершеннолетних подростков.
 
   Бросив на кухне сумки с провизией, Ефим Борисович вышел на крыльцо. В распахнутом окне соседнего дома он заметил силуэт пожилого мужчины, Григория Никифоровича Караваева – пенсионера, с которым он дружил уже много лет.

- Привет, Гриша, как поживаешь?- окликнул соседа Ефим Борисович.

- О, Фима пожаловал. Привет – привет. Что-то давненько тебя не видно было.

- Да уж, давненько. Спасибо за это моей жене. Ты же знаешь, она постоянно находит для меня какие-то дела, причём, именно в выходные дни. Но не будем о грустном.  Сегодня такой чудесный вечер. Если есть время, выходи, покалякаем немного.

- С удовольствием,- ответил Григорий Никифорович, и через несколько минут он уже входил в калитку дачи Лескина.

-  Что-то ты, Гриша, неважно выглядишь. Перетрудился что ли, ремонтируя дом?

- Да нет, Фима, ремонт тут не при чём. Совсем я спать перестал. Всё мне история с Вероникой, старшей дочерью, не даёт покоя.

- А что с ней случилось? Ты ничего мне не говорил.

- Не говорил, думал сам справлюсь, но похоже пришла пора обратиться к тебе за помощью. Так что назначь мне время, когда я смогу прийти к тебе на приём.

- Гриша, мы довольно близко знакомы друг с другом, а по существующим правилам я не могу работать с тобой как со своим пациентом. Но если хочешь, то расскажи мне, что с тобой стряслось. Возможно, я смогу дать тебе дружеский совет. Если же я увижу, что ситуация зашла слишком далеко, то тогда я порекоммендую тебе специалиста-психоаналитика, который сможет оказать тебе профессиональную помощь. Пойдём в дом, попьём кофейку и ты расскажешь, что с тобой приключилось. -

Приятели вошли в уютную гостиную дачи Лескина. Хозяин сварил кофе и сел в кресло напротив гостя.

- Дело в том,- начал Караваев,- что Вероника 14 лет назад вышла замуж за  вполне приличного молодого человека. Поначалу их жизнь складывалась очень неплохо. У каждого из них была хорошая работа, так что в деньгах они не нуждались. С жильём тоже всё решилось нормально. Дочь говорила, что отношения между ними очень тёплые и доверительные. Они  дорожили этим доверием и с пониманием относились ко всему, что касалось каждого из них. Вскоре в семье начали появляться дети. Сейчас их уже трое: два мальчика и девочка. Такие замечательные ребятишки! Мы с женой очень их любим. В общем, как пожелали им на свадьбе "совет да любовь", так вроде бы у них всё и получилось.

- Прекрасно, Гриша, так в чём же проблема?

- А в том, Фима, что несколько лет назад я стал замечать, что мой зять стал довольно много времени уделять увлечению религией. В доме появились сначала брошюры, а потом один за другим фолианты с изложением религиозных трактатов и их толкованиями.  Я поинтересовался у дочери, что всё это значит, и она рассказала, что её муж уже давно мечется в поисках законов, которые объясняли бы, как живёт человеческое общество, какие отношения должны существовать среди его членов, каково соотношение материального и духовного в жизни каждого человека и ещё многое-многое другое. Оказалось, что он стал задумываться об этом после демобилизации из армии, где ему пришлось много вытерпеть из-за царившей в их части дедовщины. Сначала он начал интересоваться йогой. Видимо, она не сильно его впечатлила, т.к. вскоре он переключился на китайскую систему у-шу, в которой его заинтересовала философская сторона. Но и это увлечение не продлилось долго.  И тут ему под руки попался роман Достоевского "Братья Карамазовы". По его собственному признанию, на него произвели огромное впечатление главы романа, связанные с религиозной темой, в особенности, жизнь старца Зосимы и его религиозные воззрения. Под влиянием прочитанного муж дочери увлёкся религией да в такой степени, что постепенно перестал обращать внимание на всё, что его окружает. Если раньше он с воодушевлением рассказывал о делах на работе, интересовался спортом, даже слыл известной личностью в кругах футбольных болельщиков, то сейчас об этом и речи не идёт. На работу он смотрит только как на источник материального существования семьи, и будь такая возможность, он с удовольствием перестал бы тратить на неё время. Дома большую часть времени он проводит за чтением религиозных трактатов, запустив все домашние дела.

- Интересно, такое перерождение личности случается в наше время довольно редко.

- Тем не менее это факт. Поначалу я молча наблюдал за происходящим, хотя моё отношение к тому, что я видел, было крайне негативным. Но потом мне стало очевидно, что пора принимать какие-то меры. Я начал убеждать зятя, что глупо тратить своё время на молитвы и поклонение тому, кого на самом деле не существует, что лучше бы он занялся своей карьерой - семья растёт, а денег-то не прибавляется. В ответ я услышал резкую отповедь: "Во-первых, нет никаких доказательств того, что бога нет. Я лично нисколько не сомневаюсь, что он есть, и все дальнейшие разговоры на эту тему считаю бессмысленными. И вообще, я прошу вас не вмешиваться в мою жизнь. Я не делаю ничего незаконного или предосудительного с точки зрения общественной морали, а потому прошу оставить меня в покое. Больше я обсуждать с вами эту тему не намерен". Сколько бы я потом не пытался вновь заговорить с ним о вреде религии, он никогда не вступал со мной ни в какие дискуссии и либо молчал, либо уходил, сославшись на занятость.

- Мне кажется, Гриша, что зря ты с первой же попытки полез на него в лобовую атаку. Он ведь действительно прав в том, что никто не может с уверенностью утверждать, что бог – это миф или реальность.

- Да, конечно, я тогда сглупил, сейчас-то мне понятно, что нужно было действовать тоньше. Но ты же должен понять меня. Все мы в советские времена получили атеистическое воспитание, и потому я не мог спокойно смотреть, как современный человек тонет в этом религиозном болоте. Тем более, что этот человек не чужой для меня.
 
- Понять-то я тебя понимаю, но для меня очевидно, что твои отношения с Вероникой и её мужем  должны были осложниться.

- Так оно, Фима, и случилось. Потерпев неудачу в беседе с зятем, я захотел узнать, что думает дочь по этому поводу. Она как-то отмалчивалась или говорила, что всё в порядке и нечего беспокоиться. Но однажды, когда я в очередной раз завёл с ней разговор о  том, что творится с её мужем, она с упрёком мне сказала: "Что ты, папа, хочешь? Если ты думаешь, что я не понимаю, что происходит, то ты глубоко ошибаешься. Я не один раз говорила с мужем о том, что религия сильно изменила его, что он сейчас совершенно не похож на того человека, за которого я выходила замуж, что нужно больше думать о семье, а не о боге и ещё об очень многом другом. Он ответил мне, что по-другому он жить уже не может. Его душа не воспринимает жизнь без религии. Карьера его не интересует. Сколько он сможет заработать денег, столько и заработает. Если нам не будет хватать на жизнь, члены религиозной общины нам помогут, с голоду не умрём. Закончил он тем, что очень надеется, что я пойму и поддержу его. А теперь подумай, что я должна была делать. Ведь, фактически, передо мной стояла дилемма: либо я буду бороться с мужем и в конечном счёте останусь одна с тремя детьми, с душой, измотанной тяжёлой борьбой со своим благоверным, и к тому же без работы (ты же помнишь, что я оставила её после рождения третьего ребёнка), либо я должна буду стать единомышленником мужа ради сохранения семьи со всеми вытекающими из этого последствиями. Я долго думала и выбрала второй путь. Не нужно упрекать меня. Просто пойми, что я всё ещё люблю его, несмотря на все его "закидоны" и просто не представляю своей жизни без него. К тому же я попробовала вникнуть в суть христианства и нашла, что в нём есть довольно много поучительного и достойного внимания. Нужно было, правда, согласиться с мыслью, что бог существует, но в этом вопросе у меня уже выбора не было. Так что пойми меня, пожалуйста, и смирись".

    Понять-то я её, Фима, понял, но вот смириться с её новой жизнью не мог. Во мне всё переворачивалось, когда я видел своих внуков, одетых в какие-то обноски на вырост, подаренные членами общины. Мясо они ели только один раз в неделю, по воскресеньям, после посещения церкви. Денег им хронически не хватало, а её муж отказывался от повышения по службе, считая, что он из-за этого будет меньше времени уделять религии, а это для него было совершенно не приемлемо. Мы, конечно же, помогали им, но чем могли помочь им два пенсионера? К тому же сам уклад их жизни совершенно изменился. Они перестали пользоваться компьютером, ходить в театры и кино, по телевизору смотрели только мультфильмы для детей и т.п. Вероника даже имя себе сменила. Теперь её зовут Прасковьей. Видеть такую жизнь было вышe моих сил. Поэтому я не оставлял свои попытки повлиять на дочь и убедить её покончить с кошмаром, творившимся в её доме. Увы, чем больше я убеждал её, тем суше становились наши отношения. Зять вообще прекратил всякое общение со мной, а дочь замкнулась, перестала нам звонить, хотя раньше делала это ежедневно, а когда звонил я, отвечала односложно, как будто разговаривала по принуждению. Но самое ужасное произошло позднее. Когда в один из выходных дней мы с женой приехали к ним, то обнаружили пустую квартиру. Соседи сказали, что дочь со всей семьёй накануне уехала, не оставив нового адреса. Нам она с тех пор не звонила и не писала. Мы так и не знаем, где они теперь живут и чем занимаются.

- А ты пробовал искать их?

- Сначала я хотел заняться этим, но потом жена переубедила меня. Какой смысл искать встречи с теми, кто не хочет видеть нас?

- Сказать, что мы тяжело пережили это событие,- это значит ничего не сказать, - продолжил Григорий Никифорович.- Понимаешь, Фима, мы связывали очень большие надежды с нашей дочерью. Она прекрасно училась в школе, закончила биофак университета с красным дипломом, получила распределение в исследовательскую лабораторию, занимавшуюся проблемами, связанными с использованием стволовых клеток для лечения разных заболеваний. Её считали перспективной сотрудницей и шеф лаборатории обещал ей стажировку в Англии. Но этим планам не суждено было сбыться. Она познакомилась со своим будущим мужем и вскоре вышла за него замуж. Потом один за другим пошли дети, а всё, что случилось дальше, я уже тебе рассказал.

- Да, Гриша, печальная, конечно, история, но поверь мне, нечто похожее случилось с очень многими родителями, которые пытались начертать жизненный путь для своих детей. Увы, наши дети имеют свои представления о том, как следует жить, и часто эти представления не совпадают с нашими.

- Так что же, нужно спокойно смотреть, как они калечат свои жизни?

- Нет, Гриша, можно и нужно пробовать переубедить их в собственной неправоте, но ни в коем случае нельзя вступать на тропу войны с ними. Этот путь практически никогда не приводит к желаемому результату. У Игоря Губермана есть замечательное четверостишие, написанное по этому поводу:

"Уже мы стали старыми людьми,
 Но столь же суетливо беспокойны,
 Вступая с непокорными детьми
 В заведомо проигранные войны".

Эти строки настолько точно отражают суть происходящего с тобой, что мне практически нечего добавить.

- Но ведь я, Фима, не хотел никакой войны. Просто, во-первых, очень тяжело было смотреть, как они сами уродуют свои жизни и жизни наших внуков, а, во-вторых, трудно было расставаться с нашими надеждами. И вот представляешь, с тех пор прошло уже немало времени, но мысли о случившемся продолжают крутиться в голове, не давая покоя. А последнюю неделю по ночам меня стали преследовать странные сны. Мне кажется, что мы с женой приходим  на кладбище несбывшихся надежд к месту, где похоронены наши надежды, о которых я уже рассказал тебе.

- Интересно. И как же выглядит это кладбище?

- Оно очень большое, просто огромное. Как и настоящее кладбище, оно разбито на участки: участок детских надежд, молодёжных надежд, отдельные участки спортивных и научных надежд, участок женских надежд (пожалуй, самый большой) и участок родительских надежд. Там нет могил, какие мы привыкли видеть на реальных кладбищах. Просто на небольшом расстоянии друг от друга расположены каменные таблички. На них нет имён и фамилий, только номера, краткое описание похороненной здесь надежды и маленький едва заметный огонёк.  Когда идёшь по этому кладбищу, не видишь нигде траурных процессий, но временами то тут, то там вспыхивают новые огоньки, что означает, что кто-то ещё окончательно расстался со своими иллюзиями и надеждами.

- Очень любопытно, Гриша. Мне никогда не приходилось слышать ничего подобного.

- Да, Фима, это всё выглядит как какой-то сюрреализм. Но анализируя эти сны, я с сожалением прихожу к мысли, что нет наверное ни одного человека, которому за свою жизнь не приходилось расставаться хотя бы с одной несбывшейся надеждой. Смотри, в детстве кому-то так и не купили щенка или игрушку, о которых ребёнок мечтал. Но это мелочи, а есть примеры крушения куда более значительных детских надежд. Подумай только, сколько детей в детских домах надеются обрести родителей. Увы, огромному большинству их приходится строить свою жизнь без родительской поддержки.
 
 В юношеском возрасте нам часто приходится сталкиваться с несбывшейся надеждой на счастливую любовь, на создание семьи с любимым человеком, на невозможность по тем или иным причинам получить желаемое образование.               
 Чем старше мы становимся, тем больше людей вынуждены хоронить надежды из-за проблем со здоровьем. Кому-то так и не удаётся стать известным учёным, артистом, спортсменом, а кто-то, достигнув цели, внезапно понимает, что потратил свою жизнь на то, что не приносит ему удовлетворения. На женском участке сплошь и рядом встречаются таблички с описанием несбывшихся надежд на создание новой семьи после развода или на невозможность забеременеть после сделанного в молодости аборта.
 
  Гуляя по родительскому участку, поражаешься тому, как много похоронено надежд из-за того, что сыновья погибли в авариях, во время вооружённых конфликтов или изувечены кто физически, кто морально, а кто и так и этак после службы в армии. А сколько надежд рухнуло по той же причине, что и у меня, из-за того, что отношения с детьми не сложились.

- Гриша, но ведь нужно подумать, почему у этих людей не сбылись их надежды. Может быть они сами в чём-то виноваты.

- По-моему, это не важно. Важен итог – у подавляющего числа людей по тем или иным причинам что-то в жизни сложилось не так, как хотелось. Кто-то смог справиться с крушением своих надежд и сумел повернуть свою жизнь в другом направлении, а кому-то это не удалось и он, признав себя неудачником, опустил руки и просто плывёт по течению либо надеясь, что волна вынесет его к заветному берегу, либо уже без всяких надежд.
 
  - Ты знаешь,- помолчав, продолжил Караваев,- я, как и многие люди, пытался понять, какую жизнь можно признать счастливой. И вот, размышляя об этом, я пришёл к выводу, что только тот человек может признать, что прожил счастливую жизнь, кому не пришлось по большому счёту хоронить ни одной крупной надежды. Во всех остальных случаях человеческая жизнь может быть счастливой частично, на каком-нибудь отдельном отрезке времени. Но вот так, чтобы человек мог сказать, что он прожил полностью счастливую жизнь... Такое встречается крайне редко. Я недавно вспомнил, как в нашем институте профессор с кафедры физики постоянно повторял, что полного счастья в жизни не бывает.

В это время часы в гостиной пробили полночь, и Григорий Никифорович засобирался домой. Прощаясь, Ефим Борисович сказал приятелю:

- То, что ты рассказал мне, Гриша, очень любопытно. Мне сейчас вспомнились слова из Молитвы о спокойствии: "Господи, дай мне душевный покой, чтобы принять то, что я не могу изменить, дай мне мужество изменить то, что я могу изменить, и мудрость, чтобы отличить одно от другого". В этих словах, Гриша, содержится глубокий смысл. Мне кажется, что твоя проблема как раз и заключается в том, что ты не сумел отличить вещи, которые нельзя изменить от вещей, изменить которые тебе под силу. Если ты задумаешься над этими словами, то в итоге  сможешь найти путь, который вернёт в твою душу покой и гармонию. К счастью, случившееся потрясение заставило тебя подолгу размышлять о причинах жизненных коллизий. Это не значит, что ты захотел таким образом как бы прикрыть форточку в своём сознании, чтобы не сквозило. Нет, это привело к таким глобальным выводам, о которых ты рассказал мне сегодня. Поэтому я уверен, что, продолжая размышлять, ты найдёшь решение своей проблемы, которое в скором времени изменит твою жизнь к лучшему. Ну, а если почувствуешь, что тебе всё-таки нужна помощь, то скажи мне об этом, и я помогу тебе получить консультацию у хорошего специалиста.

- Спасибо, Фима, за поддержку. Мне действительно нужно как-то успокоиться и привести свои мозги и душу в порядок. Спокойной ночи. – Григорий Никифорович не спеша вышел за калитку. Разговор с другом, сама возможность выговориться, рассказать о том, что он долго вынашивал в себе, немного успокоили его, а в душе затеплился слабый огонёк надежды на то, что что-то хорошее должно произойти в его жизни, и эта надежда обязательно сбудется, и её не придётся хоронить, а значит следующий период жизни он наконец-то сможет назвать счастливым.

Ф.И.О. персонажей, а также описываемые события являются вымышленными и любые ассоциации, связанные с ними – не более, чем случайные совпадения.