4 Марта и Миндовг

Тамара Нестерович
…«Минула неделя, уже вторая на исходе, а Миндовг даже на минуточку не заглянул» - такие печальные мысли одолевают княгиню Марту. Как же так? Она уже и гонцов подсылала, Данилу-холопа, что к её служанке Любаве захаживает. Он, Данила, хоть и смышлён, но никак не сумел разузнать, в чём истинная причина такого невнимания новогородского князя к своей  тайной любушке. Может разлюбил, забыл? Неужели и наговоренный корешок не помог, что ей ворожея дала?


И вспомнилось княгине её давнее посещение лесной колдуньи. О ней слава по всему новогрудскому княжеству шла, да и за его пределами тоже.. И стар и млад к ней идут. Те кто постарше—в надежде хвори свои излечить, а кто помоложе –за любовными зельями, да ещё судьбу свою узнать… Хочется иногда знать человеку, что будущее ему сулит, особено, когда настоящее не радует.

Так вот раз и попала к этой ведунье и княгиня Марта. Старый князь был в отъезде по своим  ратным делам и молодая его супруга воспользовалась отсутствием ненавистного мужа. Взяла с собой верную холопку Любаву и они тайно отправились к ворожее. Может и таились в душе у молодой княгини злобные мысли, как погубить  своего мужа при помощи колдовства… Кто знает?


Но то, что сказала ей в своей старой избе, увешанной пахучими травами, седая колдунья, перевернуло все мысли Марты.
 -Знаю, хочешь ты попросить у меня зелье на згубу одного человека.—глядя пронзительными глазами на молодую княгиню, низким глухим голосом сказала ведунья.—Коли есть у тебя золото—зелье получишь. Но не торопись. Подожди немного. Скоро твоя жизнь измениться.

Марта так и похолодела от её слов, но отступать было некуда. Старая ведьма посмотрела на руки женщины, потом что-то пошептала над водой, и…неожиданно предрекла, что скоро встретит она человека, который станет её вторым мужем и будущим владыкой Литовии,  и будет у них великая любовь и счастье. Но потом  ожидают их страшные печали и  скорбь. Но Марта уже не слышала этих жутких слов, ведь каждому вериться в хорошее и не хочет слышать человек предостережений судьбы. Она упивалась словами ведуньи о ожидающем её  счастье: «Наконец-то я встречу своего суженого. Наконец, закончиться это жалкое прозябание в доме старого и ненавистного мужа.» Так думала она.   Сердце её трепетало от радости. Она щедро заплатила ворожеи, отдала всё, что у неё было и получила взамен, кроме предсказания, ещё пузырёк с бесцветным ядом и заговоренный корешок на любовь своего будущего избранника.

-Пузырёк то схорони, может и пригодится, сама почувствуешь, когда понадобится.—прячя золото, загадочно промолвила колдунья.
И вот теперь Миндовг и глаз не кажет… А может что приключилось у него? Как бы узнать… И тут осенила княгиню  мысль: «А что если пригласить к себе в гости жену Миндовга—княгиню Анну. И  соперницу внимательно рассмотреть, да и разузнать, что у них там дома твориться.» И вот уже посыльный холоп помчался к дому Миндовга. Княгиня Анна не заставила себя долго ждать, видно и ей было грустно сидеть дома взаперти, захотелось поболтать по-женски о том, о сём, а может и до неё дошли смутные слухи о взаимной  приязни её супруга и  жены  князя  Висмонта. 


Марта ждала гостью у накрытого стола в саду. На столе, на богато вышитой скатерти стояли блюда с пирожками да блинчиками, а по золотым чашам был разлит пъянящий мёд. Женщины сразу неловко молчали, но потом хмельной напиток развязал им языки и они стали казаться почти подругами.
-Тебе хорошо, тебя муж любит.—жаловалась княгиня Анна своей новоявленной подружке.—А ко мне неделями может не заходить, если бы не сын Войшелк, ничего не знала, что в мире делается, как в изгнании живу, в собственном дому. И чего ему надо—дочка красавица, сын –умница, да и я не уродина, а он от меня, как от заразной сторониться.—и в больших серых глазах её появились слёзы.

Марта сочувственно кивала головой, но сердце её пело: «Значит не разлюбил Миндовг, не вернулся к жене. Мой, и только мой…», а сама внимательно слушала, что говорила ей жена её любовника. Но тут жена Миндовга спохватилась, что слишком уж разоткровенничалась, а может и  заметила довольный блеск зелёных глаз своей  собеседницы.
-А впрочем, что  это я печалюсь? Мало что между мужем и женой бывает… Вот и моя свекровь, княгиня Володаровна говорила : «Муж и жена—одно целое, тут поссорятся, а  тут и  помирятся.» У неё с отцом Миндовга, с Мовколдом, тоже всякое бывало. Бывало позабавится князь с какой холопкой, а потом всё равно к своей супруге возвращается, да ещё с подарочком.  Так и мой Миндовг—пусть себе погуляет с какой распустёхой, потом слаще мириться будет.—и княгиня Анна гордо вскинула голову, так что богатые чеканные украшения её задорно зазвенели.

У Марты в глазах потемнело от ярости. Как её смеют сранивать с какими-то холопками и распустёхами?  Её -- которой клялся в любви Миндовг и называл светом очей своих. Её -- которой предрекала большую славу и власть ведунья. Её - которая достойна всего этого.  От злости она была готова убить глупую бабу, сидящую напротив. «А что мешает мне это сделать?—вдруг мелькнула в её голове неожиданная мысль.—Заветный перстень вот он, у меня на руке. Стоит мне только шевельнуть пальцем, и  Миндовг свободен!»   

Уже давно носит она на руке этот узорный римский перстень с  капелькой яда ведуньи внутри. И вот пришла пора ... Марта усилием воли сдержала гнев и ласково улыбнувшись, промолвила:
-Или не по вкусу  дорогой гостье наше угощенье? Любава подай княгине  пирогов, да с поклоном угощай…- и пока верная холопка кланялась жене Миндовга, предлагая её всякие коврижки и печенюжки, Марта начала разливать хмельной мёд в золотые кубки и незаметно повернула кольцо на своём пальце, послышался еле  приметный щелчок, прозрачная капля упала в чашу гостьи, зашипела и  растворилась…
Продолжение:http://proza.ru/2014/03/19/907