Краевые соревнования по судомоделизму

Сергей Шамрай
В пятом классе я начал ходить на судомодельный кружок, организованный в школе нашим классным руководителем, Владимиром Пименовичем Фисенко. Кроме мальчишек из нашего класса, этот кружок посещали и "Ашники", наши сверстники из 5-А класса. В течение учебного года мы делали яхты класса "П" или "пешки", как их снисходительно называли опытные судомоделисты. Каждый из нас, тех, кто посещал кружок, сделал свою собственную яхту. Они хотя и делались по единым чертежам, но все же каждая имела свои особенности и каждый из нас смог бы узнать свою яхту из многих других. Когда шли городские соревнования, мы всей командой заняли первое место, так как других претендентов не оказалось. Хотя жюри было весьма строгим, особенно по теоретической части.

Итак, наша команда из 11 человек стала городским чемпионом, и мы должны были ехать на краевые соревнования в Ставрополь. С родителями дело было улажено быстро, т.к. когда они узнали, что с нами едет классный руководитель и еще один взрослый, Сергей Николаевич, который при школе занимался судомоделированием, никаких сомнений в нашей дальнейшей судьбе не возникло. Вышла одна маленькая проблема: нас всех вместе было 13 человек, а в самолете было только 12 мест. Ну а чем же лететь в Ставрополь, как не самолетом? - 45 минут и там. На шикарном кукурузнике Ан-2. В общем, жребий выпал мне ехать автобусом. Но я и этому был рад, так как что такое какие-то 4 часа в автобусе, когда ты едешь как представитель команды-чемпиона города на краевые соревнования!

Билет купили на автовокзале, где тогда работала мать Витьки Я. Выезд был в 11:45. Яхту надо было хорошо упаковать, и я упросил маму обшить ее материей. Снасти уложил в чемоданчик: мне дали с собой небольшой чемоданчик "Балетку", который по такому случаю выпросили у Димки, он с ним ходил на работу. Взял я с собой в дорогу книгу "Загадки и тайны морей и океанов", которую любил просматривать и перечитывать, там много было интересного о рыбах, об аквалангистах, о водолазах и вообще о путешествиях.

Автобус отправился по расписанию. В 16-05 он должен был прибыть в Ставрополь, а там меня должны были встречать. Я попрощался с мамой и бабушкой, которые провожали меня, и поехал. Это была моя первая поездка на междугороднем автобусе, и я рассматривал все его внутренности и восхищался тем, что сидел у окна и что все это было совсем не так, как в городском автобусе: большое удобное мягкое кресло, подлокотники, ручки регулировки наклона спинки, все такое блестящее и новое. Автобус был марки "Икарус", венгерского производства, новенький и блестящий. Надо сказать, что я с детства был неравнодушен к междугородним автобусам, т.к. вырос у автовокзала и часто, играя, мысленно представлял себя внутри такого мчащегося лимузина, сверкающего и так громко сигналящего. Все у него было лучше, чем у обычных автобусов, и мощный мотор, и серебряные дудки сигналов, и фара-прожектор.

Первая остановка была в Минводах, в аэропорту. Люди выходили из автобуса, некоторые пошли в буфет. Мне тоже хотелось выйти посмотреть на самолеты, но мама мне строго наказала не выходить ни на каких остановках, чтобы не отстать, я и не выходил, только подошел к двери и смотрел, как взлетают и садятся самолеты. Потом поехали дальше. Когда выехали за Минводы, вокруг стали видны большие поля и вообще, местность стала равнинной, что было для меня непривычно. Я почитал книгу, но недолго, т.к. буквы прыгали, и читать было трудно. Стал просто смотреть в окно на проходящие автомобили. Были остановки в Курсавке, Невинномысске и еще на повороте на Ставрополь. На одной из них я решился выйти из автобуса. Обошел его весь вокруг, мысленно восхищаясь этим чудом техники, и даже пробежался туда-сюда, чтобы размяться. Остаток пути до Ставрополя был нудным, автобус тянулся на возвышенность, было жарко, и хотелось спать. Глаза сами закрывались, и я вздрагивал, когда начинал дремать. Ведь я еду в автобусе, это так престижно, а тут какая-то сонливость.

Наконец, приехали в Ставрополь на автовокзал. Я взял вещи и вышел из автобуса. Вопреки обещаниям, меня никто не встретил. Я постоял, походил, потом еще постоял, пройдя на середину площади, чтобы меня было хорошо видно. Нет, никого не было знакомых. На душе стало тревожно, а вдруг вообще не встретят. Неподалеку стоял наш автобус, и я поглядывал на него с надеждой, как на частицу чего-то родного и знакомого в этом чуждом и враждебном мире. Вокруг была обычная вокзальная суета, неподалеку расположились цыгане пестрым шумным табором. Я на них поглядывал с опаской, мне с детства внушили к цыганам настороженность: могут обмануть, что-то украсть, а то и утащить к себе в табор и сдать потом на мыло. Долго ли, коротко ли я бродил по автовокзалу, часа два не менее, уже к горлу не раз подступал ком отчаяния. Вдруг я услышал объявление по радио, что меня ждут у справки. Я пошел туда, а навстречу мне уже бежали наш классный руководитель и Женя К., он хорошо знал город и вызвался в провожатые. А Владимир Пименович обрадовался, что я нашелся, и уже по дороге стал рассказывать, что самолет задержался с вылетом из-за ветра, и что при посадке их сильно болтало. Мы шли в школу, где нас определили на жительство. Я слушал все, но на душе было уже спокойно: я нашелся.

Вечером мы стали распаковывать наши яхты, так как на следующий день должен был состояться смотр моделей. Определили нас на ночлег в спортивном зале школы, выдали матрацы, одеяла и подушки. Мы расстелили их прямо на полу, так и спали. На следующий день мы понесли наши сокровища на смотр. Кроме нашей команды на соревнования приехало еще много команд, но все в основном из сельских районов. У них были очень причудливые и интересные модели. Многие мы сразу прозвали деревенскими и калошами. Нам казалось, что наши яхты - верх совершенства. Когда же мы пришли на смотр, глаза разбежались, это было зрелище! Больше всего нам понравились стенды с моделями ледоколов и крейсеров, там даже был ледокол "Ленин" с радиоуправлением. Наш Сергей Николаевич тоже привез огромную модель крейсера, она в самолете стояла в проходе. Он строил ее по собственным чертежам и часто на наши вопросы, что это за корабль, отвечал просто улыбкой или затягивался сигаретой: что, мол, вам, пацанам объяснять. Он очень гордился своей моделью, а наши пацаны прозвали ее "тачкой" за невероятные размеры и какую-то угловатость. Наши яхты на смотре прошли нормально. Владимир Пименович сбегал в жюри и потом сказал, что мы все допущены к гонкам. Сергей Николаевич был очень важным, вокруг его "тачки" стояла большая толпа, и все восхищались его моделью.

Гонки должны были пройти на Комсомольском озере, что на окраине города. Участников соревнований, а мы были участниками, возили туда автобусами. А кто не прошел смотр, тот мог ехать сам, как зритель. Смотр не прошли, в основном, самые убогие модели. Напротив нашей команды в спортзале были матрацы команды из Зеленокумска. Там у одного мальчишки была модель, ну просто топорная, как будто вырезали из бревна кусок, чуть-чуть построгали, вот тебе и модель. Даже окрашена была масляной краской. Наши пацаны сказали: "Ну, это бревно смотр не пройдет". Однако, к нашему удивлению, прошло. Была одна очень забавная модель. Палуба была вся устлана спичками, как будто брусочками, и весь вид у нее был как игрушечный, с украшениями, резьбой и раскраской. Прямо-таки произведение искусства.

Приехав на озеро, мы держались кучкой, чтобы видно было, что мы команда, да и договорились между собой, что все секреты: как устанавливать парус, как толкать, как учитывать ветер,- будем только между собой обсуждать, чтобы чужие команды ничего не "вынюхали" и не опередили нас. Так нас нацелил Владимир Пименович. Мы прошли регистрацию, и на палубе каждой яхты написали карандашом номер. Мне выпал номер 14. Запускали яхты по коридору, отмеченному буйками, по три штуки на заплыв. На том берегу их встречали и по рупору говорили номер, который пришел первым. Я выставил парус, посовещавшись с нашей командой и прикинув силу и направление ветра. Когда подошла очередь тройки, в которую входила моя яхта, я зашел по колени в воду, так разрешалось, и по сигналу флажком сильно толкнул яхту вперед, нацелив ее на центр коридора. Потом вышел на берег и стал ждать. Вокруг мальчишки бегали, переживали, болели за свои модели. Я тоже следил за своим парусом. Моя яхта шла хорошо, главное, ровно. Некоторые, выходившие из коридора модели снимались с заплыва.

Всего было три заплыва и потом еще один общий. Некоторые яхты начинали тонуть, и тогда плывшие на лодке члены жюри их спасали. Некоторые наклонялись под ветром так, что парус касался воды. Это для яхты смерть, так как она сразу же валится на бок от намокшего паруса и в лучшем случае не утонет, будет просто дрейфовать. Моя яхта пришла первой, с того берега прокричали в рупор "четырнадцать". Я стал прыгать от радости. Потом привезли в лодке мою яхту для второго заплыва. Наша команда в первом заплыве выступила не очень хорошо. Многие сошли с дистанции из-за выхода из коридора. Владимир Пименович собрал нас всех вместе и сказал, чтобы все ставили паруса как у меня, и похвалил меня за первый заплыв. Во втором заплыве моя яхта также пришла первой, даже опередив предыдущую тройку, на финише прокричали "четырнадцать", а здесь судья даже переспросил, подумал, что что-то напутали. Наши выступили получше, только две яхты вышли из коридора. В третьем заплыве я так же был первым, набрав в сумме 6 очков, по 2 за каждый заплыв. Наши ребята набрали кто 3, кто 4, кто 2 очка. Нулевых результатов в нашей команде не было.

Вот наступил финальный общий заплыв, все зашли в воду со своими моделями и запустили их в гонку. Я стал следить за своим парусом, но во второй половине пути моя яхта сошла с дистанции, вышла из коридора. Видимо я неверно ее прицелил со старта. Было очень тесно на старте, да и я, честно говоря, уже успокоился и, наверное, рука дрогнула. За общий заплыв давали 3 очка. Первой пришла яхта из нашей команды, Юры К. У него было 3 очка, теперь стало 6 очков, как и у меня. Первое место присудили мне, по заплывам, второе Юре. Дальше шла вся наша команда, кроме третьего места, которое попало кому-то другому. Вечером было торжественное вручение призов, с оркестром и барабанами. Мне вручили грамоту и фотоаппарат. Я очень был доволен и придя в спортзал, после многочисленных осмотров моего приза нашими пацанами, спрятал его в свой чемоданчик-балетку.
 
На следующий день были соревнования моделей с моторами. Это было очень интересное зрелище, и мы все поехали смотреть. Напряжение первого дня и состязаний у нас ушло, мы успокоились; я и Юра К. вообще чувствовали себя именинниками, и мы рассматривали соревнования моделей, спорили, кричали, болели, в общем как и все пацаны при подобных зрелищах. Очень поразил меня ледокол "Ленин", он был с радиоуправлением, у него были мощные моторы, моделист с берега управлял им, и когда давал полный ход, корабль шел вперед и поднимал волну, как настоящий катер. В одном из заплывов у него забарахлила рулевая машинка, корабль перестал слушаться радиоуправления, и выйдя из коридора на полном ходу помчался на середину озера. Дежурные в лодке едва его догнали, вот так сила! Вообще, радиоуправление тогда было ненадежной штукой, хотя и сложной. Все было на лампах и реле, нужно было иметь две большие батареи, одну на берегу, другую в модели, поэтому с радиоуправлением делали только большие модели. У нашего Сергея Николаевича тоже отказало радиоуправление, и он получил лишь поощрительный приз за самую крупную модель. Он позже сетовал, что если бы не радиоуправление, тогда бы первое место было у него в кармане.

Наше внимание привлекли гонки кордовых моделей. Это были скоростные катера, многие с воздушным винтом и двигателем от авиамоделей. Они работали на смеси спирта и эфира и ужасно трещали. Гонки шли по кругу, по одной модели, на время. Один из моделистов заходил в пруд, брал в руки корд, другой на берегу запускал двигатель и по сигналу судьи отпускал модель. Она шла по кругу на корде, и засекалось общее время за 10 кругов, первые два круга - на разгон. Нужно было точно рассчитать топливо, чтобы хватило на 12 кругов, выставить регулировку двигателя. А тому, что в пруду, нужно было "вести" модель, чтобы не черпнула носом. Судья следил строго и некоторых, кто "тянул" модель на корде, снимали.

Наши бытовые условия были сносными. Спали мы на матрацах, засыпали быстро, набегавшись и накупавшись в озере. Питались в столовой, куда нас прикрепили, по талонам. Там, конечно, мы часто друг над другом подшучивали: солили борщ, мазали котлеты горчицей снизу, чтобы не было видно, даже сыпали соль в компот. В выходной день мы ходили в парк. Экскурсоводом у нас был Женя Кох, так как он один все знал, куда идти и где что находится. В парке было интересно. Там были городошные площадки, люди бросали биты и сбивали фигуры.  Мы тоже попробовали, но ничего не получалось, то бита летела выше, то не так вертелась, редко кому удавалось сбить фигуру. Потом мы отправились на колесо смеха. Это было диковинное зрелище. У нас в Пятигорске такого не было. В павильоне было большое горизонтальное колесо со скосом, как перевернутая тарелка. Посетителям выдавали халаты и тапки, они садились в центр колеса, и его начинали раскручивать. Постепенно обороты добавлялись, и люди начинали съезжать вниз. Причем вид у каждого был очень смешной. Вокруг все смеялись. Когда мы сами влезли на это колесо, поначалу все было ничего, ну крутится, ну немного ведет в сторону. Потом какая-то сила выталкивала тебя с колеса и чем дальше от центра, тем сильнее, и непонятно, куда тебя тянет. Тем, вокруг, смешно, а тебе не до смеха. Такое вот зрелище.

Потом еще мы ходили в кино на "Таинственный остров" и конечно, поели мороженого. Мороженое в Ставрополе - дрянь, не то, что в Пятигорске. И вообще, наши пацаны сказали, что Ставрополь, это большая деревня, и никак не город. Улицы длинные и грязные. Ну и что ж, что троллейбус есть, зато у нас трамваи и вообще тут деревня, а еще называется краевой центр. Наступил день отъезда. Мы улетали самолетом. Женя оставался у родственников в Ставрополе, и места теперь хватало всем нам. Когда взлетели, было немного страшновато. И вообще, когда самолет проваливался в воздушную яму, казалось, что мы падаем, замирало сердце, как на качелях, когда идешь вниз. Пока долетели, многих укачало. Посередине прохода стояла "тачка" Сергея Николаевича, и один из пацанов чуть не вырвал прямо на нее, это было бы кощунство! Но вот и посадка, мы вышли из самолета и я, пройдя немного, прилег прямо на травку, прийти в себя. Потом поехал домой с радостным известием. Вскоре весь наш подъезд знал о моей спортивной победе. Так окончилось мое путешествие в краевой центр Ставрополь.