Художественный фильм Царь

Николай Началов
Речь пойдет о фильме режиссера Павла Лунгина, вышедшего в свет в 2009 году. Говорить об исторической правдивости не стану, не являясь профессиональным историком. Фильм противоречивый. С самых первых кадров он вызывает отвращение. Это чувство, судя по всему, по замыслу авторов, должно было возникнуть и к самому царю Ивану Васильевичу и к его опричникам. В фильме явный перебор со сценами насилия, с жестокостью. Нервы зрителя явно никто беречь не старался. Эстетизированная подача материала отсутствует, и заменена на грубую и прямолинейную. Ума много не надо, чтобы показать жесткость как она есть. Мастера советского кино могли передать весь трагизм и без натуралистического показа сцен насилия, без детализации. Поэтому кинокартинка ничего кроме омерзения не вызывает. Все герои либо белые, либо черные. А так не бывает. В каждом есть и хорошее и плохое. Теперь о главном. Об ответственности за создаваемый образ руководителя русского государства. Нашу страну и так все чернят на Западе. Вся история оплевана и загажена. Но когда еще и внутри страны находятся охотники очернить историю России, то становится совсем грустно. Браться за исторический жанр очень большая ответственность, поскольку необходимо ничего не исказить, дабы не вызвать чувство отторжения своей истории. Иван Грозный представлен чуть ли ни как людоед, хотя по некоторым данным в период его правления было крайне мало жертв его политики. Но его пытаются представить как грозного, кровавого. Даже если допустить, что он был именно такой, то это еще не значит, что можно и нужно об этом говорить. Необходимо заботиться и об имидже страны, взращивать уважение к своей истории, руководителям своей страны, а не чувство брезгливости. Нельзя хаять свою страну. Наполеон Бонапарт, например, сколько он принес горя странам Европы и Африки, а для французов он национальная гордость. В герое Петра Мамонова я не увидел Ивана Васильевича, но самого Мамонова. Как сказал бы Станиславский «не верю!». И как то все в фильме мелко, нет размаха, нет ощущения государственности, все какие то местечковое. На актерах тоже лежит ответственность за то, что они согласились сниматься в такой похабщине. Такими  фильмами все его создатели воспитают поколение, которое будет покланяться всему западному и плеваться на все русское, впрочем что уже и происходит.