И в Керченском проливе ТОЖЕ ТОНут корабли!

Владимир Крыленко
И в Керченском проливе ТОЖЕ ТОНут корабли!

11 ноября 2007-го Российский танкер <Волганефть-139>, приписанный к порту
Астрахань, потерпел крушение в Керченском проливе южнее порта Кавказ. В результате
произошел разлив мазута. Об этом сообщил представитель Минтранса России, передает РИА <Новости>.

По информации представителя Минтранса, <в 04.45 мск южнее Порта Кавказ на рейдовой
стоянке во время шторма разломился пополам танкер <Волга-Нефть>, груженный четырьмя
тысячами тонн мазута>, - сказал он.

На борту танкера находились 13 членов экипажа, уточнил источник, добавив, что на
данный момент корма танкера находится на плаву, а экипаж - на корме.

По данным Минтранса, в районе порта Кавказ сейчас шторм, высота волн составляет
4 м, скорость ветра - 22 м/с.

Как передают <Вести>, оторвавшаяся кормовая часть танкера села на мель в трех
милях от носовой части. Спасатели пока не могут снять людей танкера. Из-за
непогоды к судну не удается вплотную подойти спасательным буксирам.

Дрейфующее судно сопровождают три буксира - два российских и один украинский,
и к месту аварии готов вылететь вертолет МЧС РФ, но из-за сложных метеорологиче
ских условий вылет вертолета пока задерживается, передает РБК.

Напомним, буквально на днях Росприроднадзор сообщил, что будет следить за состо
янием Черного моря из космоса, передавал портал dp.ru со ссылкой на сочинское
отделение управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования
по Краснодарскому краю. Переговоры об этом велись с ООО <Центр геомаркетинговых
исследований> (Москва).

<Последний мониторинг разливов нефти на шельфе Черного моря прошел 25 октября.
Мы получили снимки из космоса, на которых зафиксирован факт вероятного загрязне
ния нефтепродуктами Черноморского побережья в районе Сочи. - сообщил генеральный
директор ООО <Центр геомаркетинговых исследований> Сергей Ошейко. - Общая площадь
выявленных в период с 18 сентября по 25 октября нефтезагрязнений моря вблизи Сочи
составляет 3,4 кв. км>.

Возможными причинами загрязнения в <Центре геомаркетинговых исследований> считают
сброс нефтепродуктов проходящими мимо города-курорта судами.




 День кораблекрушений в Азовском и Черном морях
Напомним, что шторм в воскресенье, 11 ноября 2007 года, стал причиной беспреце
дентного чрезвычайного происшествия в Азовском и Черном морях - за один день
затонули пять судов, в том числе три сухогруза с серой и танкер с мазутом, еще
четыре судна сели на мель.

Скорость ветра в районе Керченского пролива, соединяющего Черное и Азовское моря,
достигала 32 метров в секунду, а волнение моря - шести-семи баллов.

Подобных нынешнему инцидентов в Керченском проливе никогда не было, сообщил РИА
Новости представитель пресс-службы управления МЧС РФ по Краснодарскому краю.

"Причиной ЧС, скорее всего, стало то, что экипажи судов пренебрегли штормовым
предупреждением, которое всем рассылалось", - сказал собеседник агентства.

По его словам, в шторм судам негде укрыться в Керченском проливе. "Особенность
Керченского пролива заключается в том, что здесь мало бухт для укрытия судов от
шторма", - пояснил представитель МЧС.

По его данным, на 08.00 мск в районе порта "Кавказ" находились 59 судов, при
этом все капитаны получили информацию об ухудшении погоды.

В воскресенье в районе порта "Кавказ" (Керченский пролив) потерпели бедствие
четыре российских судна, сообщил РИА Новости представитель управления информации
МЧС России Виктор Бельцов.

По данным МЧС РФ, вблизи порта "Кавказ" в Керченском проливе в воскресенье в
4.50 мск разломился на две части танкер "Волгонефть-139", на борту которого
находилось 4,8 тысячи тонн мазута. 13 членов экипажа были доставлены в порт.
В море вылилось около тысячи тонн мазута.

В 10.25 в этом же районе затонул сухогруз "Вольногорск", на борту которого
находилось более 2,6 тысячи тонн серы. Экипаж из восьми человек покинул судно
на спасательном плоту и сумел высадиться на косе Тузла.

Позднее затонул сухогруз "Нахичевань" с двумя тысячами тонн серы.

Сухогруз "Ковель", также перевозивший серу, стал четвертым российским судном,
потерпевшим бедствие в воскресенье. Как сообщил РИА Новости заместитель Новорос
сийского транспортного прокурора Александр Сарапкин, судно начало тонуть после
того, как получило пробоину, наткнувшись на затонувший сухогруз "Вольногорск".

Еще две баржи сели на мель в Керченском проливе. На баржах находились по два
члена экипажа, спасатели сняли их с судов.

В районе Новороссийска сели на мель греческий и турецкий сухогрузы, сообщил РИА
Новости начальник администрации Новороссийского морского порта Владимир Ерыгин.
По его словам, в обоих случаях капитаны не справились с управлением в шторм.

Кроме того, по данным украинского МЧС, в Севастополе затонул сухогруз "Хаджи-
Измаил", шедший под грузинским флагом с грузом металла из Мариуполя в Тарту.
Кораблекрушение произошло в воскресенье около 11.00 по местному времени (12.00
мск). Судно затонуло, заходя в бухту в районе Херсонесского маяка.

Прокуратура возбудила уголовное дело по двум статьям УК РФ - 252 (загрязнение
вод) и 263 (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транс
порта), сообщил Сарапкин.

СУДЬБА ЭКИПАЖЕЙ

Спасатели смогли эвакуировать членов экипажей всех затонувших российских судов,
кроме "Нахичевани". Спасти удалось только троих человек, находившихся на этом
сухогрузе, судьба еще восьмерых членов экипажа остается неизвестной.

Представитель порта "Кавказ" уточнил, что экипаж "Нахичевани" ищут четыре рос
сийских судна - "Протей", "Посейдон", Меркурий" и "Капитан Задорожный".

Также спасатели продолжают искать людей, которые были на борту затонувшего в
Севастополе "Хаджи-Измаила". По последним данным, спасены только двое из 17
членов экипажа судна, сообщил РИА Новости начальник отдела пропаганды севастопо
льского городского управления министерства чрезвычайных ситуаций Украины Валерий
Стрелец.

"Пятнадцать человек не найдены", - сказал собеседник агентства.

Береговая линия в районе места происшествия оцеплена, поиск тел пропавших моряков
ведут около 70 человек. Два спасенных члена экипажа - 19 и 25 лет - доставлены в
первую городскую больницу Севастополя. "Первичный диагноз - общее переохлаждение. Кроме того, у одного - тупая травма груди, у другого - незначительное повреждение ног", - сказал Стрелец.

КОРАБЛИ СНИМАЮТ С РЕЙДА

Для того, чтобы избежать новых кораблекрушений, с рейда порта "Кавказ" в связи с
сильным штормом выведены в открытое море 42 судна, сообщил Бельцов. По его
словам, в порту "Кавказ" работает оперативная группа Главного управления МЧС РФ
по Краснодарскому краю, а в Ростове-на-Дону - оперативный штаб Южного региональ
ного центра МЧС РФ. "Общее руководство спасательной операцией осуществляет
Минтранс РФ, а координацию всех сил, задействованных в ней, МЧС России", -
сказал собеседник агентства.

Как сообщил РИА Новости помощник главкома ВМФ России капитан первого ранга
Игорь Дыгало, корабли Черноморского флота от шторма не пострадали, они готовы
оказать помощь терпящим бедствие судам. Однако пока просьб о помощи в командова
ние флота не поступало.

"На кораблях Черноморского флота, стоящих у причалов в Севастополе и Новороссий
ске, заведены дополнительные швартовые концы. Выставлена дополнительная вахта.
В штабе Черноморского флота развернут пост управления поисковых и аварийно-
спасательных работ, который отслеживает и анализирует ситуацию, складывающуюся
на море", - сообщил Дыгало.

В связи с происшествиями в Керченском проливе для родственников моряков постра
давших судов открыты телефоны "горячей линии", сообщил РИА Новости представитель
Южного регионального центра МЧС России.

В порту "Кавказ" открыты два телефона "горячей линии" - (8-86148) 581-45 и
517-48. Еще два телефона "горячей линии" работают в Краснодаре (8-861) 262-34-46,
262-52-27.

Пока не известна судьба восьми моряков с сухогруза "Нахичевань". Троих членов
экипажа спасли.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Замглавы Росприроднадзора Олег Митволь называет серьезным экологическим проис
шествием ЧП в Керченском проливе. Для восстановления экологического состояния
пролива потребуется не один месяц, сказал Митволь в интервью телеканалу "Вести".

При крушении танкера "Волгонефть-139" в воду, по его данным, вылилось более двух
тысяч тонн мазута.

"Это серьезное экологическое происшествие, которое потребует большого количества
восстановительных, рекультивационных мероприятий", - сказал Митволь.

По его словам, из-за плохой погоды не удается остановить разлив нефти из разло
мившегося пополам танкера. "Трещина, по которой потом произошел разлом, находит
ся посредине, между третьим и четвертым танком", - сказал замглавы Росприроднад
зора.

"Есть серьезные опасения, что разлив нефти будет продолжаться", - добавил он.





Что касается опасности загрязнения серой, то, по словам Митволя, это вещество
инертное, и есть надежда, что оно не будет вступать ни в какие соединения, опас
ные для человека. После шторма, отметил он, спасатели попытаются поднять контей
неры с серой на поверхность.

"Но в сухогрузе ("Вольногорск") также были танки, полные мазута. То есть мы
имеем дело с очень серьезной ситуацией, связанной с загрязнением Керченского
пролива нефтепродуктами", - сказал Митволь.

Он отметил, что нефтесборщики при сильном волнении моря работать не могут, а
мазут начинает уходить ко дну и будет несколько лет "создавать повышенный фон
содержания нефти в воде".

"То есть эта проблема может превратиться в проблему нескольких лет. Работа по
восстановлению экологического состояния Керченского пролива займет не один месяц",
- считает Митволь.

Он напомнил, что Керченский пролив - пограничный с Украиной, и необходима коорди
нация работ с украинской стороной.

Президент Российского Зеленого Креста, одной из ведущих экологических организаций
в РФ, академик РАЕН Сергей Барановский уверен, что затонувший груз серы в двух
погибших из-за шторма сухогрузах более вреден для экологии, чем даже разлив
нефти.

"Разлив нефти - это большая проблема, но еще большая проблема - затонувший груз
серы. Сейчас масштабы возможного экологического ущерба зависят от оперативных
действий МЧС и спасательных служб, но в любом случае это серьезная экологическая
катастрофа", - сказал Барановский РИА Новости.

ИСТОРИЯ И ЧП

Сухогруз "Вольногорск" проекта 21-88 был построен в 1965 году на судостроитель
ном предприятии Slovenske Lodenice (Комарно, Чехословакия). Длина судна - 103,6
метра, ширина - 12,4 метра, осадка 2,8 метра. Грузоподъемность судна - две тыся
чи тонн. До 2007 года судном владело "Азово-Донское пароходство", расположенное
в Ростове-на-Дону.

Сухогруз "Нахичевань" этого же проекта был построен в 1966 году, им владела ГК
"Азово-Донское пароходство".

Сухогрузный теплоход "Ковель" был построен в 1957 году по проекту 576. Подобные
суда строили на нижегородском заводе "Красное Сормово" и в Румынии. Сухогрузы
этого типа предназначены для перевозки насыпных, навалочных, тарно-штучных
грузов, таких, как строительный щебень, песок, уголь, бумага в рулонах, лес в
бревнах. По данным СМИ,"Ковель" принадлежал ОАО "СК "Волжское пароходство".

Сухогруз "Каунас" подобного типа в августе 2002 года врезался в Литейный мост
на Неве в Санкт-Петербурге. Теплоход, на борту которого было почти две тысячи
тонн металла, получил пробоину и затонул, на четыре дня перекрыы движение судов
по Неве. За это время в ожидании прохода скопилось по обе стороны реки более
300 судов. Причиной ЧП стал выход из строя рулевого устройства. После аварии
сухогруз был списан.

В ноябре 2003 года теплоход "Виктория" этого же проекта сел на мель в Цимлянском
водохранилище, никто не пострадал. По сообщению СМИ, капитан "Виктории" по указа
нию руководства компании совершил перегруз более чем на 300 тонн. При входе в
Цимлянское водохранилище образовался крен теплохода, и в корпус начала поступать
вода. Во избежание затопления капитан решил поставить теплоход на мель.

Разломившийся в Керченском проливе танкер "Волгонефть-139" был построен в 1978
году. Он принадлежал ОАО "Волготанкер". Как сообщает сайт владельца судна, этот
танкер имеет восемь танков для перевозки мазута, двойной борт и двойное дно.
Первый танкер серии "Волгонефть" был построен в 1962 году. Их строят на Волго
градском судостроительном заводе, на судостроительных предприятиях в болгарских
городах Варна и Русе.
Танкер предназначен для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов, его длина 132,6
метра, ширина - 16,9 метра, осадка - 3,5 метра. Грузоподъемность танкера - пять
тысяч тонн. На борту "Волгонефти-139" находилось 4,777 тысячи тонн мазута.

Есть несколько проектов танкеров этой серии - 550, 550А, 558, 630, 1577. Они
отличаются грузоподъемностью, конструкцией трубопроводов, надстройкой, конструк
цией мачт. Было построено 65 танкеров проекта 550А, к которым принадлежит "Волго
нефть-139", и более 200 танкеров других проектов.

В декабре 1999 года подобное происшествие произошло с танкером "Волгонефть-248"
проекта 1577. Он переломился от удара мощной волны и затонул во время шторма в
Мраморном море у берегов Турции 29 декабря 1999 года. Береговой охране удалось
эвакуировать с корабля 15 членов экипажа. В море вылилось около 800 тонн мазута.
 
      (Использован источник РИА Новости: http://www.rian.ru/
       http://www.rosbalt.com.ua/2007/11/11/430094.html  )

  Последствия Этих БЕД:
   
Последствия попадания в морскую воду мазута и серы.

Сера гранулированная - твердое вещество в виде однородных гранул желто-зеленого
цвета размером от одного до пяти миллиметров. Используется для производства
серной кислоты, серо-асфальта и минеральных удобрений, применяется в целлюлозно-
бумажной и текстильной промышленности. По сравнению с аналогами имеет ряд таких
преимуществ как высокая степень чистоты, отсутствие воды и сероводорода и равно
мерный гранулометрический состав.

Гранулированная сера исключает загрязнение окружающей среды, обеспечивает безот
ходное производство в процессе ее дальнейшей переработки, безопасна для транспор тировки. Эксперты утверждают, что гранулированная сера в контакт с морской водой не вступает.

Мазут - темная густая жидкость с резким специфическим запахом, представляющая
собой остаток после отгона от нефти бензина, керосина, лигроина и фракций дизель
ного топлива. В зависимости от химического состава и свойств может использова
ться в качестве жидкого котельного топлива, для получения моторного топлива
(в частности, дизельного) дистиллятных и остаточных смазочных масел, а также
производства битумов и кокса.

При попадании в воду образует на ее поверхности пленку, вызывающую, в частности,
нарушение кислородного баланса, что, в свою очередь, способно привести к гибели
рыбы, водоплавающих птиц и других водных организмов. Помимо этого, загрязненная
мазутом вода становится непригодной для питья, попадание вещества в агрегаты
водоочистных и водопроводных сооружений может вызвать нарушение технологического
процесса и вывести оборудование из строя.
          В.В.Крыленко 12 ноября 2007 -  16 МАРТа 2014