Тридцать девять лет в почтовых ящиках

Алла Валько
        В 2014 году в издательстве "Авторская книга" вышла книга моих мемуаров "Тридцать девять лет в почтовых ящиках". Когда я увидела свою книгу напечатанной, меня охватил восторг. Синий муаровый фон обложки книги, который буквально ласкает взгляд, не мог оставить меня равнодушной. Белая бумага, легко читающийся шрифт.

        И пусть она издана маленьким тиражом, и пусть даже её никто не купит в магазине, я с удовольствием раздам её своим друзьям и знакомым. Первый подарок я сделала своему соседу по лестничной площадке - кандидату технических наук, электронщику, в прошлом сотруднику органов госбезопасности Александру Анатольевичу Грекову. Уже утром следующего дня он позвонил мне и сказал, что книга прекрасно оформлена и что он прочитал её на одном дыхании. “Как же, - сказал он, - понятия гироскоп, Капустин Яр мне знакомы, я бывал там”. Ну, можно ли не радоваться после таких слов?

       Следующий звонок раздался от моей коллеги по работе Ирины Эстриной. Она сказала, что книга ей понравилась, и она прочитала её запоем, как детектив. Я была озадачена: как же так? Ведь речь в книге идёт об очень серьёзных вещах! Ладно, посмотрим, что будет дальше.




                ПРЕДИСЛОВИЕ

           Несколько лет назад я разговорилась с одной молодой женщиной. Речь зашла о моей работе, и я рассказала, что работала в почтовых ящиках. Как только я произнесла два последних слова, я заметила, как на лице моей собеседницы появилось выражение недоумения.  Я продолжала говорить, а она была занята своими мыслями. В конце концов, мне удалось выяснить, что для неё словосочетание “почтовый ящик” ассоциируется лишь с ящиком, предназначенным для сбора и доставки почтовой корреспонденции, который устанавливается на домах в городах или на улицах в сельской местности. Тогда мне пришлось объяснить своей знакомой, что название “почтовый ящик”, или предприятие п/я N…, являлось служебным наименованием заводов, предприятий и организаций оборонного характера во времена СССР и в начале девяностых годов.
   
         Я поняла, что не только моя знакомая, но, видимо, и другие молодые люди имеют весьма смутное представление о том, что в подобных “почтовых ящиках” работало практически всё взрослое население страны, что они находились повсюду – в каждом большом и маленьком городе. Поэтому мне захотелось рассказать о своей работе в почтовых ящиках, об атмосфере в коллективах, в которых я работала, и о своей личной жизни на протяжении тридцати девяти лет – от дипломного проекта  до ухода на пенсию.
 
        Сейчас уже прошло время электромеханических приборов, в разработке которых мне довелось участвовать. Эти приборы сменили лазерные, а позже волоконно-оптические гироскопы. Однако эта книга помогает сохранить память о том времени и тех трудностях, с которыми мне и моим коллегам пришлось столкнуться в работе.

        Поскольку специфика моей работы была связана преимущественно с расчётами, то мне показалось, что многим читателям будет интересно узнать, какие задачи мне пришлось решать при разработке гироскопических приборов и акселерометров для спутников и ракет, систем танковой стабилизации, а также военной и гражданской авиации.

        Это обстоятельство не делает текст книги лёгким для понимания, но неспециалисты могут просто опускать чисто научные описания. Зато для учёных, инженеров, специалистов среднего звена, студентов, связанных с авиацией, космонавтикой, морской тематикой, маркшейдерским делом, танкостроением, не говоря уже о пилотах, штурманах, водителях судов, книга будет представлять несомненный интерес.

        Не являясь специалистом в области гидродинамики, материаловедения, теории трения и других наук, я, тем не менее, должна была освоить их, чтобы делать расчёты, помогающие обеспечить требуемую точность и надёжность работы сложнейших отечественных прецизионных приборов.