Трапезная и трапеция

Александр Ерошкин
Охота на слова



Эти слова по официальной версии заимствованы. Если верить основному школьному этимологическому словарю, то трапезная заимствована из греческого языка, а трапеция из латинского. Давайте разберемся, что, как и когда.

Трапезная - от якобы устаревшего трапеза, образовано от греческого trapeza «стол», а если записать кириллицей, близкой к греческой азбуке, то трапеza. Слово тесно связано с организацией христианства, это церковное помещение, часть храма, иногда пристройка к храму для совместного приема пищи, богослужений и общественных нужд. В христианских монастырях могли быть и специальные трапезные церкви, одностолпные, двустолпные или вовсе без столпов, снаружи они имели многочисленные террасы, переходы и крыльца, а внутри богатое декоративное убранство.

Что делают люди, собравшиеся в трапезной? Трапезничают, то есть вместе принимают пищу, однако подобного глагола я не сумел найти ни в одном другом европейском языке, кроме украинского – трапезувати - и белорусского.

Как называют тех, кто сидит за одним столом? Трапезники или сотрапезники или сотрапы. Эти слова сохранились в фамилиях, но искусственно выведены из современных словарей. Зато в словарях есть слово сатрап, аналоги которого со ссылкой на вельможного сановника в древней Персии можно отыскать почти во всех европейских языках. Нет ни одного документального свидетельства, что вельмож у персидского царя называли сатрапами, а если называли так, то тех, кто с царем сидел за одним столом. А ведь это русское слово, указывающее на тех, кто сидел с государем за одним столом: со+трап. Переведенное на латиницу это слово дало большую группу слов с корнем компань – company- компания, группа людей, объединенных общим делом, а буквально – питавшихся за одним столом.

Много можно говорить о том, как со временем слова трапеза, трапезная, трапезничать выводились из активного лексикона, как меняли значение, приобретали уничижительный характер.

Появилось словосочетание  затрапезный вид. Когда-то столы в трапезных накрывали длинными льняными скатертями в полоску, чередовались голубые и белые полосы. Кто видел, как делаются домотканые половики, тому не трудно представить и вид этих скатертей. Прошло время, в обиход вошли ткани машинного производства, более тонкие, более яркие. Лен вышел из моды, но кто-то донашивал старое или принципиально носил льняную одежду. Вот их и оценивали понятием затрапезный вид.

Первоначально трапеза относилась к представителям царского рода, для них делались роскошные столы. Бедняки, солдаты, путешественники могли пообедать и на земле, расстелив скатерть. Помните картину Григория Мясоедова «Земство обедает»? А ведь это вторая половина девятнадцатого века. Никаких столов, никаких скатертей, узелок с едой можно раскрыть и на коленях.

Вот кстати, еще один след переделки истории. В этимологическом словаре выведен сложный путь слова скатерть от сложения корней доска и тереть, якобы от некоего дъскотьрть образовалась русское слово скатерть. Это какое искаженное сознание надо иметь, чтобы выводить столь сложные формулы? Этимологи пытались даже найти что-то близкое в чешском языке и в диалектах, забывая о том, что диалекты эти – принадлежность русского языка, часто развиваются по нормам русского языка. Скатерть так названа по своему главному признаку – ее скатывают или раскатывают. На нашей памяти солдаты носили скатки-шинели. Сейчас это достояние кино. А скатерть-самобранка русских сказок очень наглядно демонстрирует, что за чем следует. Жаль, что многочисленные кинофильмы и мультики заставили скатерти-самобранки расстилаться, раскатываться не на полу или лужайке, а на дощатых столах. А надо принять во внимание, что изготовить доски, да к тому же гладкие, ровные не всегда умели, механизированный продольный распил бревен на доски появился только в XIX веке, к тому же времени относится и мода на дощатые заборы-оплоты в богатых домах русских городов.

Второе слово, вынесенное в заголовок, прошло, если верить отечественным этимологам, длинный путь. Считается, что слово трапеция заимствовано из латинского языка в XVIII веке, где trapezium восходит к греческому trapezion, образованного с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса от trapeza «стол». Трапеция буквально – «столик». Геометрическая фигура якобы названа так по внешнему сходству с маленьким столом.

Но давайте, рассмотрим столы. Много ли мы найдем по форме, напоминающих трапецию? Можем зайти для  чистоты эксперимента в большой мебельный магазин и рассмотреть столы. Конечно, в большой массе можно отыскать и в форме трапеции, но это исключение, а не правило. Как же могли древние назвать плоскую геометрическую фигуру в честь кривого столика? Это очень несерьезно. Да и изготовить стол в виде трапеции значительно сложнее, чем нормальный прямоугольный. Зачем же так врать?

В исторической науке много несуразного. Судите сами. При поиске материалов о трапециях я набрел в Интернете на статью об истории геометрии. К примеру, утверждается, что великими александрийскими геометрами были Аполлоний Пергский (3 век до н.э. – конические сечения), Птолемей (2 век н.э. - астрономия), Папп (3 век н.э – плоские кривые высших порядков). На шесть веков три великих геометра в одной библиотеке, а после смерти Паппа, утверждается в статье, греческая математика вступила в период застоя. На каком основании с такой легкостью утверждается, что один геометр жил на 500 лет раньше другого? А кто, если не двигал, то хотя бы поддерживал уровень достижений  в геометрии между ними? Далее, в статье утверждается, что в 641 году н.э. арабы разграбили Александрию, разрушили библиотеку и Мусейон.

Это что же, до этого времени великие геометры и астрономы вели исследования в одном и том же помещении библиотеки?

Получается, что свыше 11 веков, то есть свыше одной тысячи лет существовало одно здание библиотеки? В моем родном городе построили в 1958 году кинотеатр, а через 40 лет у него обвалилась крыша, за последние десять лет всю заднюю часть здания растащили по кирпичику. Дворцы и замки в наше время, оставшись без присмотра, быстро приходят в негодность, разрушаются, да и пирамиды и дворцы якобы древнего Египта, зарисованные художниками Наполеона, за почти двести лет заметно разрушились, а античные сооружения сохранялись тысячелетиями.

В Дюссельдорфе есть район Кайзерверт, где якобы с античных времен сохраняются руины крепости. Так вот, многие объекты этих руин выполнены в ХIХ и даже ХХ веках, а ремонт и небольшое подновление делаются ежегодно. Впрочем, это отклонение от темы.

Слово трапеция, на мой взгляд, появилось в средние века, когда художники не овладели еще техникой ближней и дальней перспективы. Столы они рисовали очень своеобразно: ближняя грань была короче дальней, стол смотрится как бы слегка вывернутым. Такое изображение, например, есть на оборотной стороне знаменитой иконы Владимирской Богоматери, где перед крестом стоит столик, накрытый нарядной вышитой скатертью. На столе лежит книга в виде параллелограмма, верхняя обложка которой несколько меньше нижней. Столешница и правая боковая грань стола – ярко выраженные трапеции. Стол в форме трапеции мы видим и на иконе Андрея Рублева «Троица» (специалисты датируют ее 1422 – 1427 годами). Подобные искаженные изображения столов можно увидеть на миниатюрах Золотой буллы, которая раньше хранилась в замке Амбрас в Тироле, а теперь в императорско-королевской библиотеке Вены. За таким столом трапезничает, к примеру, император Карл IV Габсбург. А на знаменитой Золотой мозаике, изображающей Иисуса Христа, в храме Святой Софии в Царьграде-Стамбуле вид трапеции имеет книга в роскошном переплете с драгоценными камнями и застежками. В форме трапеции часто изображается стол, за которым трапезничают Иисус Христос и апостолы во время тайной вечери. К примеру, даже на картине Леонардо да Винчи не выдержаны пропорции между перспективой стен и стола, за которым трапезничают Иисус с апостолами. Таких примеров, где стол нарисован несколько вывернутым, великое множество.

На мой взгляд, в истории и лингвистике произошла подмена: изобретение геометрической фигуры отодвинуто в глубокое прошлое в связи с искажением хронологии более чем на тысячу лет, а вместо попытки разобраться в сути предложены вымышленные фантастические объяснения.