Новая жизнь. Глава 6

Эсмеральда Мыскова
Костя уехал после праздника через неделю. Отпуск по ранению заканчивался. Его направили в военно-подготовительную школу в Петроград, а в середине 1923 года зачислили на начальный курс в топографическое училище. Здесь выпускался средний космостав по истечении трехгодичного обучения.

На летнюю практику в Лужский уезд  Костя первый раз  приехал в 1924 году.В увольнение отпускали раз в две недели.Костя не так стремился к родителям, как к Катерине. Но по заведенному порядку в семье Степановых - сначала все для семьи, а потом все остальное, и любовь тоже, тем более, что Анисима призвали на службу в ряды Красной армии.Одновременно с Анисимом из деревни уехал  и Лёвка. Он хотел стать врачом по примеру своего брата Моисея Марковича, но в отличии от него хотел стать военным доктором.


 Рано утром, не дав Косте отдохнуть после поздних свиданий с Катериной, Степановы всей семьей выходили на сенокос. Хорошо косить, когда трава еще влажная. "Коси коса, пока роса!"- приговаривала мать. Помогал им и Илья. У них шло все к свадьбе с Александрой. Да и пора! Александре двадцать шесть.


 Свадьбу решили играть по осени, после сбора урожая. Анастасия  Ивановна долго спорила со своим будущим зятем относительно венчания. Он убеждал ее, что венчаться-то негде. В церкви школа, отец Иннокентий в лесу в сторожке, а здесь Сельсовет. Сейчас все по-новому. Анастасия Ивановна договорилась с Иннокентием, что он обвенчает  молодых тайно, но Илья отказался наотрез. Он знал, что Иннокентий в сторожке справлял обряды крещения, но в дела эти не вмешивался. Как бы то ни было, в душе Иннокентий был священником.


Свадьбу сыграли скромно. Утром пошли в сельсовет, где расписались в книге, да получили бумагу с печатью. Вот и все. Но как ни сопротивлялся Илья, Анастасия Ивановна благословила их иконой Серафима Соровского, которую пришлось целовать и  Илье. Первый конфликт с тещей был урегулирован. Потом вся семья уселась за стол. Молодых усадили во главе стола. Горько не кричали, и хорошо! Александра стеснялась целоваться прилюдно. Спать отправили их на сеновал, потому как спать было негде.


Лёля, глядя на счастливую Александру, всплакнула. Она ждала своего Сергея, от которого давно не было вестей. Война на Дальнем Востоке закончилась, а его все не было. Клава тоже растраивалась, и все бегала к Моисею Марковичу справляться о Лёвке.

Однажды в конце ноября Илья  приехал из уезда с новостью. Его посылали, (а может сам напросился), под Новгород в село Яжлобицы. Там организовывался племенной совход по производству племенного стада, и его назначили председателем. Проводы были недолгими, но Анастасия Ивановна поплакала из-за того, что  первая пташка улетела с родительского двора. О сыновьях она такого не думала, они еще находились в их семье.

Костя приехал на каникулы после окончания практики. Косте нравилось учиться в училище, но давалась учеба трудно. С его церковно-приходским образованием, да наспех оконченными курсами, приходилось не только осваивать военную науку, но и учиться грамотно  писать и излагать свои мысли. Анастасия Ивановна очень гордилась сыном, но  не давала ему никакой поблажки. После того, как Александра вышла замуж, захотел жениться и Костя, но мать твердо сказала, что  благословит его после окончания учебы. Да и не гоже  лезть впереди сестры Лёли, которой было в ту пору двадцать пять лет, и ждала она своего Сергея.

Слово матери в семье Степановых - закон. И никто не пытался его оспаривать.  Как-то незаметно Анастасия Ивановна брала бразды правления в семье. Иван Степанович был покладистым, но  очень мудрым. Он никогда не спорил с женой, а зачастую, чтобы настоять на своем, в начале с ней соглашался, а потом разыгрывал комедию, будто бы ничего у него не получается. Постепенно он подводил  Александру к принятию его решения, но всегда при этом сокрушался, что не смог сделать так, как сказала его Настенька. Свою хитрую улыбку прятал в бороду.

Иван Степанович очень ценил Анастасию за то, что она мудро вела хозяйство. У нее всегда водились деньги, но тратила она их с умом.  К весне решили купить лошадь.  Без лошади в хозяйстве плохо. Надо пахать, сеять, возить лес и сено. Нет, без лошади никак!

В одно из воскресений направились они  на ярмарку в Кингисепп, поехали вместе с Иннокентием.Ходили почти весь день, но так и  не могли выбрать то, что хотелось бы. Уже хотели уезжать, как к Ивану Степановичу подошел цыган, и предложил пойти к нему на конюшню. У него там лошадь есть. И продаст он ее  Ивану Степановичу по сходной цене. Пошли смотреть лошадь. Анастасия шла следом.

Пришли в конюшню где стояла лошадь. Иван начал осмотр с зубов, потом осмотрел копыта, похлопал  лошадь по холке. Лошадь ему понравилась. Сговорились в цене.  Иван отсчитывал червонцы, когда цыган ловким движением  выхватил их из рук Ивана Степановича, и бросился наутек. Иван опешил от такой наглости. Иннокентий стоял как вкопанный. Не растерялась одна Анастасия. Подобрав свои юбки, бросилась она за цыганом. Когда почувствовала, что может его упустить, в прыжке сбила цыгана с ног. Они упали вместе. Анастасия села на цыгана верхом и начала его валтузить. Тут подоспели Иван с Иннокентием.Они скрутили цыгана и отобрали у него деньги. Потом появился милиционер в белой форме, и приказал всем идти в участок.

В участке разбирались долго. Участковый опросил свидетелей,начал составлять протокол, как вдруг в участок влетел мужик, и вцепился в бороду Ивану Степановичу, сгоряча приняв  его за цыгана. Надо сказать что  Иван Степанович уж очень смахивал на цыгана: окладистая борода, начавшая седеть, черные глаза,черные густые брови и вьющиеся волосы.

Потом милиционер долго допытывался, нет ли злого  умысла у честной кампании, может они в сговоре, а быть может и того хуже- члены одной банды разбойников? И если бы не свидетели, которые видели как Анастасия гналась за цыганом, плохо бы пришлось всем.

Цыгана задержали. Это был  Тимоха- знаменитый конокрад. Сначала он отказывался от всего, а потом стал  проклинать Анастасию. Та встала с табурета и врезала ему хорошую оплеуху. При этом она поставила свою левую ладонь с растопыренными пальцами  напротив лица Тимохи так, что цыган сразу онемел, и ничего не смог сказать. В глазах его застыл неподдельный ужас.

Она совершенно спокойно села на табурет, и в мертвой тищине произнесла фразу, которая сделала ее знаменитой:- "Я ведь не только заговаривать могу, но и наговорить могу тоже!" Потом она жестом указала цыгану, чтобы он опустился перед ней на колени и молился. Цыган стал неистово креститься. Потом она той же левой рукой, сделав круговое движение против часовой стрелки вокруг его лица, как-будто бы собрала  что-то невидимое в кулак, и перекинула это невидимое  через левое плечо. Потом указательным пальцем правой руки ткнула ему между бровей. Тимоха упал.

Анастасия махнув рукой Ивану и Иннокентию, спокойно встала и вышла  за ними. Все пришли в себя только после того как за Анастасией захлопнулась дверь. Милиционер хотел было бежать за ними  вдогонку, но тут Тимоха пришел в себя и стал давать показания.

С этой поры за Анастасией закрепилось прозвище "знахарка" и многие люди со всей округи стали приходить к ней за помощью.Она умела останавливать кровотечение, лечить кожные заболевания, грыжу, рожистое воспаление, золотуху и многое другое. Знала множество трав. Денег никогда не брала. Угошением не брезговала.