Стратеги над глобусом

Сергей Шрамко
Что такое геополитика?
Сам термин «геополитика», объясняющий политику государств их географическими условиями, ввел немецко-шведский юрист Рудольф Челлен. Но самый удачный ответ на этот вопрос, по-моему, -  «размышления над глобусом».

Большинство нынешних геополитических теорий восходят к идеям немецкого антропогеографа Фридриха Ратцеля, создавшего учение, что уровень культурного, экономического и политического развития народа полностью определяются географическими условиями, в которых живет народ.

По мнению Ратцеля, изложенному им в «Политической географии», характер государства всецело определяется географическим положением страны и характером нации, живущей в стране. Страна может существовать и развиваться самостоятельно лишь тогда, если она имеет достаточное жизненное пространство. Поэтому цель государства - обеспечить в борьбе с другими странами потребность нации в достаточной территории. С его мощью связаны соображения о численности населения и потенциальных возможностях поставить под ружье энное количество солдат, ибо готовность нации с оружием в руках оборонять свою землю или нападать на соседей для расширения «жизненного пространства» определяется размерами армии и способностью в течение долгого времени поставлять новых рекрутов.

Ни у кого не вызывают сомнения величие Китая или Индии, в результате скачка рождаемости выдвинувшихся на первое место в мире по численности населения. Поэтому главной задачей любого государства является создание сильной армии, для того, чтобы стать великой державой.

«Государство есть кусок человечества и кусок организованной земли» - так образно выражался Ф. Ратцель. «Принадлежность страны к известному полушарию, к известной части света, к полуострову, архипелагу, близость морей, озер, рек, пустынь - все это определяет ход истории». Ратцель Ф. Человечество как жизненное явление на Земле. - М., 1901, с.102.

Квинтэссенция же «географической» теории Ратцеля, оправдывающей агрессию великих наций, - такие строки: «Если какой-либо народ в течение своего исторического развития был не богато одарен землей, то его высшее призвание выражается ближайшим образом в том, что он улучшает свое географическое положение: он устраняет внутренние препятствия, улучшает внешние границы; увеличивает свою земельную площадь путем завоевания соседних земель, приобретает отдаленные колонии». Ратцель Ф. Земля и жизнь, т.2. - СПб, 1906, с.702.

Ратцель считался отцом нацистской «геополитики», названной Е. Тарле учением «о том, почему современному германскому фашизму желательно урвать у соседей данные территории, какие из них следует урвать в первую, а какие - во вторую очередь, и как наиболее ловко и целесообразно подготовить идеологическую почву и благоприятную атмосферу для успешного проявления этой «расовой воли» к ограблению соседей». Тарле Е. «Восточное пространство» и фашистская геополитика. - В сб. Против фашистской фальсификации истории, изд. АН СССР, 1939, с.270.

Мысли Ратцеля о создании великих держав, как историческом предназначении каждой нации, нашли многих поклонников, как в Германии, так и за рубежом.

В 1919 г. в Токио была издана составленная японским генеральным штабом карта «новой» Японии, границы которой простирались до Иркутска. Краткая история гражданской войны в СССР, М., 1962, с.48.

«Мы требуем для Японии земель на север, на юг, на восток и на запад от Японии... Мы ищем новую землю, где японский труд и техника, товары и капиталы могут свободно, без помех развиваться», - так в 30-х годах определял стратегические цели Токио один из идеологов Японской империи, генерал Кингоро Хасимото, с мая 1946 по ноябрь 1948 гг. подсудимый международного военного трибунала, приговоренный к пожизненному заключению. Стенограммы Токийского процесса над главными военными японскими преступниками. Центральный государственный архив Октябрьской революции (ЦГАОР), ф. 3970, оп. 1, ед. хр. 203, л. 150. Цит. по Вопросы истории, 1962, №9, с.168.

Обращаясь к соотечественникам, президент США Теодор Рузвельт призывал их к «энергичному соперничеству» за господство над миром: «Если мы будем уклоняться от борьбы, в которой люди должны рисковать своей жизнью и всем тем, что им дорого, тогда более смелые и более сильные народы обгонят нас и завоюют мировое господство». Roosevelt T. The Strenuous Life. Essays and Addresses. N. Y. 1902, p. 20.

Другой отец геополитической доктрины нацизма - профессор К. Хаусхофер, издавший первую книгу еще в 1913 г. В его трудах сочетаются географический детерминизм, расовая теория, социальный дарвинизм и концепция государства как живого организма, принципы Хаусхофера легли в основу книги А. Гитлера «Майн кампф».

По К. Хаусхоферу, геополитика должна служить «обоснованию права на почву, на землю в самом широком смысле этого слова, не только на землю, находящуюся в пределах имперских границ, но и права на землю в более широком смысле единства народа и общности его культуры». К. Haushofer. Grundlagen und Ziele der Geopolitik. - Bausteine zur Geopolitik, 1928, S.41. После начала 2-й мировой войны он писал: «Те, кто стоит на страже существующих границ, не могут более ссылаться на волеизъявление большинства малых или великих народов мира, якобы пользующихся правом на самоуправление. Ко всем к ним законно применение насилия, предусмотренного во фразе Спинозы: “Каждый имеет столько прав, сколькими он может завладеть”». K. Haushofer. Grenzen in ihrer geographischen und politischen Bedeutung. Heidelberg, Berlin, 1939, S.271.

Ныне все чаще слышатся лозунги  «европейского сообщества», «европейской интеграции».
Но еще Бисмарк по этому поводу ехидно замечал: «Слово Европа я всегда слышал из уст правителей, требовавших от имени других государств того, чего они не могли потребовать от своего собственного имени».

Между тем, «Европа», «Азия», «Африка» и т. д., - все это понятия географические, а не исторические. Такие условные термины, как «Восток» и «Запад», обозначают лишь некоторые группы народов (причем у разных народов - с несовпадающим и меняющимся содержанием).

Академик Н. И. Конрад напоминал, что в древнем и средневековом Китае имелось свое представление о Западе. «Западом» в Поднебесной империи считали те районы материка, которые европейцами были названы «Восточный Туркестан» и «Средняя Азия». Для современных китайцев понятие «Запад» включает Африку и Европу. У древних римлян «Востоком» были Сирия, Пакистан, Персия, Армения, Месопотамия. Для итальянцев средневековья «Восток» начинался с Византии. Для современного итальянца и жителей стран Западной Европы, «Восток» - это Чехословакия, Польша, Румыния, Россия. Наш Дальний Восток и Китай для японцев - «страны заката», т.е. Запад». Конрад Н. Запад и Восток. - М., 1968, с.473.

В 30-е годы ХХ века пытался обосновать доводами из учебника географии притязания Соединенных Штатов на Кубу госсекретарь США Адамс. По его мнению, географическое положение Кубы и Пуэрто-Рико «делает эти острова естественно зависимыми от Североамериканского континента, а один из них - Куба, почти видимая с наших берегов, является предметом капитальной важности для коммерческих и политических интересов нашего Союза». Viollate A . Essai l'histoire diplomatique americane. Paris, 1965, p.210. Цит. по кн. Критика идеологии неофашизма, с.87.
«География может рассказать о целях и стратегиях государства гораздо больше, чем его идеология или внешняя политика», - писал Роберт Каплан, геополитик из США.
В те же годы другой геополитик Н. Спикмен доказывал, что подчинение Соединенными Штатами Западного полушария фатально неизбежно, ибо обусловлено «географическим фактором». «Наша державная позиция, - писал он, - является, конечно, не подлежащей оспариванию позицией гегемонии над большей частью Нового Света. Мы гораздо сильнее, чем наши соседи на Севере и Юге. Мы полностью господствуем над Центральной Америкой, и мы в состоянии осуществить эффективное давление на северную часть Южной Америки». Spykman N. United States and the Balance of Power. New York, 1942, p.89. Цит. по кн. Критика идеологии неофашизма, с.88.

Историк Р. Барнет, исследовавший истоки американской внешней политики, заинтересовался: каковы те национальные интересы, которые США стремились достичь, «сея смерть, террор и разрушение». Отвечая на него, он писал: «С любой исторической точки зрения США являются империей. С рождения республики в 1776 году до начала 2-й мировой войны территория владений Соединенных Штатов увеличилась с 400 тыс. квадратных миль до 3 738 393 квадратных миль. ...Во 2-й мировой войне Соединенные Штаты юридически не аннексировали новых территорий, но они взяли под свой полный контроль «стратегически опасные территории» и другие базы, увеличив таким образом свои мировые  владения». Вarnet R. Roots of War. New York, 1972,  p.5 и 17.

Много, очень много подвизалось на поприще геополитики идеологов империй и великих держав: Мохэн, Сталин, Мао Цзэдун, Рейган, Киссинджер...
 
Впрочем, понятие великой державы всяк трактовал по-своему.

Так, по Ивану Ильину, «великодержавие определяется не размером территории и не числом жителей, но способностью народа и его правительства брать на себя бремя великих международных задач и справляться с этими задачами. Великая держава есть та, которая, утверждая свое бытие, свой интерес, свою волю, вносит творческую, устрояющую, правовую идею во весь сонм народов, во весь «концерт» народов и держав». Ильин И. Путь духовного обновления, с.173.

Действительно, если земли, принадлежащие стране, не позволяют извлечь из них выгоду, то территориальная составляющая величия как бы ставится под сомнение.

Австралия занимает целый континент, по территории она почти равна США, но ее население в 15 раз меньше, возможно, поэтому в разряд великих южная страна не попадает.

Дания (вместе с принадлежащей ей Гренландией) - тоже одна из наиболее крупных стран мира, она в 6 раз больше Франции. Но ледяная пустыня - не такая ценность, чтобы вывести датчан в число великих наций, поэтому никто до сих пор не покушался отобрать у них полярную «колонию». Были бы там алмазные россыпи или нефтяные залежи...

В джунглях Бразилии могли бы разместиться все страны Европы, площадь пустынной Мавритании в 4 раза больше Великобритании, но обе страны даже не претендуют на вхождение в «клуб великих».

Япония и Италия не слишком заметны на глобусе, но смешно думать, что японцы и итальянцы позволят кому-то недооценивать свое мировое значение.

Нынче все чаще рассуждают о «зонах жизненных интересов» и «зонах естественного влияния».
В «зону жизненных интересов» США, например, входят бассейн Атлантического и Тихого океанов, а также районы нефтедобычи, и не только в Латинской Америке, но и… на Ближнем Востоке.

Историк из США Бойд Шейфер свое определение нации и национализма дал, исходя именно из таких принципов: по его мнению, «нации и национализм являются главными, господствующими формами удовлетворения потребностей и желаний западных народов». Shafer B. Faces of Nationalism. New Realities and Old Myths, N.Y., 1972, p. 344.

Право Соединенных Штатов на господство в мире часто оправдывают наличием общих границ, «нуждами коллективной обороны», «вакуумом силы», необходимостью защиты соотечественников или борьбы с мировым коммунизмом (вариант - глобальным терроризмом). Размещение военно-морских баз США в удаленных от них на тысячи километров районах обосновывается необходимостью иметь там «форпосты свободного мира», и т.д.

Сын известного писателя Г. Манн тоже подвел геополитический «базис» под свою теорию: «Германия не имеет естественных границ. Для бытия немцев гораздо большее значение, чем естественные границы, имеет их срединное положение между романскими и славянскими народами». Посему, поскольку немцы превосходят славян в культурном отношении, их проникновение на восток всегда было необходимо в интересах цивилизации. G. Mann. Deutsche Geschichte des 19 und 20. Jahrhunderts. Hamburg, 1966, s.24.

Китай всегда считал Тибет частью своей территории. Мао Цзэдун ясно дал понять: если китайцам развяжут руки в Тибете, они никогда не воспользуются своим правом вето в ООН. Поэтому в 1959 г., когда солдаты НОАК принялись убивать лам, разрушили 4 тысячи монастырей и вынудили далай-ламу бежать в Индию, никто даже пальцем не пошевелил. 1989 год - год самых жестоких репрессий в Лхасе. Стольких людей замучили и убили, уничтожили оставшиеся монастыри и храмы…

В свою очередь, зоной естественного влияния СССР считались страны социалистического лагеря и соседствующие с ним страны, а также страны, «избравшие социалистический путь развития». В их числе не только Польша, Монголия, Вьетнам и Финляндия, но и Алжир, Лаос, Куба, Никарагуа,

Есть такая зона влияния, хотя и более скромная, и у новой России: это бывшие республики СССР, а ныне государства СНГ.

Германию геополитические изыскания привели на скамью подсудимых в Нюрнбергском трибунале. Большинство завоевателей «восточного пространства» получили по 3 аршина земли на полях между Волгой и Одером. 

Вскрывая и обосновывая преступность такого «принципа» геополитики, как право немцев на «жизненное пространство», X. Шоукросс, главный обвинитель от Великобритании на Нюрнбергском процессе, заявил: «Этот лозунг «жизненное пространство» - эта целиком фальшивая идея о том, что самое существование германского народа зависело от территориальной экспансии под нацистским флагом, - с самого начала являлся открыто признанной частью нацистской доктрины; таким образом, всякий мыслящий человек должен был знать, что она не может не привести к войне». Нюрнбергский процесс. Сборник материалов, т. 2. М., 1954.

Тем не менее, вопрос об исключении войн из международных отношений издавна занимал умы передовых людей разных эпох. В эту плеяду выдающихся гуманистов, страстных поборников идеи мира, входит множество мыслителей - от Эразма Роттердамского до Сен-Симона.

Иммануил Кант высказал догадку об объективной закономерности, ведущей к установлению мира, о неизбежности создания союза народов на мирных началах. В обществе, по его мнению, действует сила, которая, в конечном счете, независимо от личных устремлений людей, заставит государства заключить между собой соглашения. Печальный опыт войны, накопленный человечеством, должен помочь людям «...выйти из беззаконного состояния дикости и вступить в союз народов, где каждое даже самое маленькое государство могло бы ожидать своей безопасности и прав не от своей силы или своей правовой оценки, но исключительно от великого союза народов (Foedus Amphictyonum), от объединенной силы и от решений объединенной воли в соответствии с законами». Кант И. К философии истории.

Люди все больше осознают, что при современной военной технике, стратегии и тактике войну нельзя считать приемлемым средством международной политики. Мысль об абсурдности войны при нынешних средствах разрушения отчетливо звучит в книге Р. Миллса «Причины третьей мировой войны»: «С помощью тотальной войны невозможно достижение никаких политических целей. Такая война не может служить подлинно национальным интересам какой бы то ни было нации». Mills W. The Causes of World War three. N. Y., 1958, p.3.

Грустно, но и в современной России развелось множество творцов геополитических доктрин, начиная с Сергея Кургиняна и Владимира Жириновского. Книги Карла Хаусхофера и Фридриха Ратцеля издаются многотысячными тиражами.

Не хотелось бы, чтобы наша страна верила в эти идеи...