О кладах 2-14-7-3

Валерий Шпинев
Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

О КЛАДАХ 2-14-7-3. НЕ НАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА. ЗОЛОТАЯ БАБА. ИСТОРИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ.


История Золотой бабы. Продолжение.


Нуми-торум (букв. «верхний бог»), Нум-Торум, Торум, в мифологии обских угров - верховное божество, бог неба, демиург. Среди большого числа параллельных имён и постоянных эпитетов Нуми-Торума: «большой (великий) бог», «белый бог», «золотой свет», «верхний мир» и др. У манси он сын Корс-Торума и внук Косяр-Торума, которые занимают, соответственно, второй и третий ярусы верхнего мира, у северных хантов - сын Нум-Курыса и внук Нум-Сивеса. При этом братьями и сестрами Нуми-Торума признаются божества солнца (Хотал-эква), луны (Этпос-ойка), огня (Най-эква), подземного мира (Куль-отыр), а также высшее женское божество Калташ-эква (одновременно жена Нуми-Торума). Из семи сыновей Нуми-Торума, шесть выступают, преимущественно, как локальные божества, посланные небесным отцом в разные уголки земли, младший - Мир-суснэ-хум приобрёл главенство. В ряде мифов Нуми-Торум изображается, как величественный старик в роскошной, сверкающей золотом одежде, живущий в огромном, светлом доме «на седьмом небе», который полон богатств. В этом доме находятся сосуды с живой и мёртвой водой, водой для наводнений. Нуми-Торум наблюдает за происходящим на земле в отверстие, через которое на железной цепи он спускает вниз своих посланников, или поднимает земных героев, удостоившихся чести лицезреть его. (Е. Хелимский «Энциклопедия мифологии».
Нуми-Торум выступает в роли демиурга, его помощником является Куль-отыр в образе гагары, доставшей зачаток земли со дна первородного океана. Нуми-Торум придал земле устойчивость с помощью тяжёлого пояса, превратившегося в Уральские горы, создал животных, послал в мир болезни и смерть, научил человека рыболовству, охоте и изготовлению одежды… Известен вариант мифа, в котором создание вселенной приписывается Корс-Торуму, а Нуми-Торум выступает, как воссоздатель и устроитель земли после потопа (выкупавшись в его водах, Нуми-Торум омолодился и родил семерых сыновей). С Нуми-Торумом связываются запреты инцеста, жестоких и массовых убийств, регуляция отношений между людьми и медведями, установление законов религиозного культа. (Е. Хелимский «Энциклопедия мифологии».
Нуми-Торум почитался, как божество, создавшее и посылающее на землю дневной свет, устанавливающее продолжительность жизни человека. Сведения о роли Нуми-Торума в ниспослании удачи, установлении погоды, наделении человека шаманским даром не всегда идентичны; по одним версиям (более характерным для манси), он непосредственно занимается этими земными делами или направляет деятельность соответствующих духов, по другим же (чаще представленным у хантов), - после сотворения мира Нуми-Торум… отрешился от текущих дел, передоверив их младшим членам своей семьи, или отдельным духам.
В связи с этим, непосредственные жертвоприношения Нуми-Тторуму практиковались не повсеместно, или же были редки; считалось, что любая жертва второстепенному божеству или духу является одновременно знаком почитания Нуми-Торуму, или, что небесное божество не нуждается в подарках человека. (Е. Хелимский «Энциклопедия мифологии». http://mirslovarei.com/content_mifenc/numi-torum-13115.html).

В культовых ритуалах с Нуми-Торумом ассоциировались белый цвет, возвышенность, берёза как священное дерево. В тех районах, где велась активная миссионерская деятельность, образ Нуми-Торума сливался в представлениях аборигенов с образом единого христианского бога, что, по некоторым данным, вело к активизации культа Нуми-Торума, и к практике прямых обращений к нему с мольбами… Нуми-Торум в обско-угорской мифологии играет заметно большую роль, нежели во многом сходный с ним Нум в мифологии самодийцев. (Е. Хелимский «Энциклопедия мифологии».
Нум-Торум — в мифологии хантов и манси, небесный бог. У него есть жена —Калтась-эква. Шесть сыновей и дочь небесного бога стали территориальными ду¬хами-покровителями. Это - Полум-Торум (на реке Пелым), Ас-ях Торум (в ни¬зовьях Оби), Нер-Ойка (Урал), Аут-отыр (на реке Аут, его символ щука), Ай-Ас-Торум (в верховьях Оби — так называемый «Обский старик», с рогами и хоботом, притягивавшем рыбу, его идол стоял около Обдорска), Тахткотль-Торум (река Сосъва, символ лягушка) и дочь Казым-ими, непобедимая богатырша. Всеобщее значение у хантов и манси получил седьмой сын Нум-Торума — Мир-Суснэ-хум (за миром наблюдающий человек) — посред¬ник на путях живых и мертвых. (http://ru.wikipedia.org/wiki/-).

Другие названия: «Белый старик», «Золотой свет», «Господь». (http://ru.wikipedia.org/wiki/-).

Нум-Торум являлся создателем мира. Народная фантазия представляла его седым старцем в сияющих золотом одеждах. Сидя на небе на золотом стуле, он дер¬жит в руке посох с золотым набалдашником и наблюдает в дыру за жизнью на земле. На верхнем небе выстроено жилище Нум-Торума, «с серебряным дымоходом, с золотым дымоходом». Дом полон богатства, в нём семь отделений, где хранятся книги судьбы. Перед домом — столб для привязывания верховых лошадей и лестница, соединяющая небо и землю. На священном лугу с золотой травой пасутся лошади, коровы и олени. Крылатая Калм, вестница богов, обеспечивает передачу приказов и но¬востей. (http://ru.wikipedia.org/wiki/-).

Приполярный Урал - земля Нуми-Торума - загадочный край густых туманов, таежных лесов и красивых легенд. Приполярный Урал - самая высокая область Уральских гор. Расположен на территории Ханты-Мансийского округа и республики Коми. Большая часть просторов Приполярного Урала остается неизведанной. Величественная девственная природа поражает до глубины души. Можно сказать, что Приполярный Урал - это одна сплошная тайна. Там можно найти тысячи интересных вещей. Прежде всего, там стоят каменные города, заросшие лесом, но эти города погибли 6-12 тысяч лет назад. И они видны, видны руины этих городов, видны солярные капища, остатки древней цивилизации… По легендам манси, здесь жили бородатые голубоглазые гиганты - менквы. Затем они ушли на юг, а манси пришли на эту территорию и стали здесь хозяевами. Но никто эти города менквов не изучает… Альпийские луга, высокогорные озера с кристально чистой водой, таинственные мифические духи и божества.
Живущие здесь северные манси наделяют всю природу покровительствующими духами и не начинают никакого дела без поклонения им. Ас-ики - самый главный из водных духов, покровитель Оби. Точнее Ас-ях-Торум - обского народа бог. Но и все другие реки, озера и даже самые маленькие ручьи имеют своего духа-покровителя. Все мансийские боги или духи живут в одном из миров: небесном, земном или подземном.
На слиянии самого крупного притока С. Сосьвы, реки Хулга и реки Манья, стоит деревня Ясунт. Ей то ли 500 то ли 600 лет… Главенствует здесь Куль-отр - хозяин подземного царства. Места его почитания тщательно скрывают от чужих глаз.
Считается, что Нуми-Торум бросил здесь свой пояс для придания земле устойчивости. Он - главное божество манси - создал и людей, наделив их землей. Поначалу земля никак не могла сохранять устойчивость на поверхности воды и сильно качалась. Но Нуми-Торум закрепил ее своим поясом и только тогда поселил людей. Со временем пояс превратился в Уральские горы. Теперь они держат землю и не дают ей утонуть в мрачных водах океана. С весны до начала августа на Приполярном Урале длится полярный день. Потом день быстро убывает и все заканчивается бесконечной полярной ночью.
Полум-Торум (Полум-ойка, Тапал-ойка) - «хозяин» реки Пелым, один из сыновей верховного бога Нуми-Торума (в варианте Н. Гондатти – старший сын; по материалам Е. Ромбандеевой – третий сын). Считалось, что Полум-ойка живет со своей семьей на Пелыме; место его обитания являлось священным. Главная функция «хозяина» Пелыма заключалась в обеспечении населения этого региона природными богатствами – рыбой и зверем. Полагали, что Полум-Торум является посредником при передаче жертв, предназначенных Нуми-Торуму. Он же являлся заступником перед отцом за людей, проживавших на подчиненной ему территории. От желаний бога-покровителя Пелыма зависело, приостановить или, напротив, наслать на людей болезни. (http://otorten.ru/ural/polum-torum.html).

В мифологии Полум-Торум выступал постоянным соперником своего брата Хонт-Торума, бога войны, воинственного покровителя территорий, расположенных в бассейне рекой Ляпин. Споры двух братьев разгорались за возможность называться торумом - «богом». Нуми-Торум назначил сыновьям испытание, определив условие, по которому выигравший станет именоваться торумом. Однако, братья не уступали друг другу в силе и стойкости, поэтому получили равные права называться богами, на подвластных им территориях. (http://otorten.ru/ural/polum-torum.html).

По сведениям, собранным В. Чернецовым в районе Северной Сосьвы, облик Полум-Торума ассоциировался у манси с изображением орла на серебряном блюде. По другим… представлениям, Полум-Торум выступал в антропоморфном образе, выраженном фигурой с черной суконной повязкой на шее, шириной в три пальца. Во время борьбы он мог принимать вид семивершинной березы. (http://otorten.ru/ural/polum-torum.html).

Полум-Торум являлся обязательным персонажем на медвежьих праздниках манси, ему посвящены многие песни и сказания. (http://otorten.ru/ural/polum-torum.html).

По преданию, сыновья Полум-Торума являлись основателями ряда мансийских селений на Северной Сосьве и нижней Оби. (http://otorten.ru/ural/polum-torum.html).

Мансийская сказка про Полум-Торума. (http://www.teremok.in/narodn_ skazki/Severn_skazki/mansiskie/pro_polum_toruma.htm).

Старуха со стариком живут. Два сына их подросли. Старшин сын говорит: - Мы очень бедно живем. Я, - говорит, - куда-нибудь пойду.                - А как же пойдешь? - спрашивает отец.               
- На лошади поеду.               
Лошадь запряг. Тут средний сын говорит:               
- Я тоже поеду.               
На одну лошадь сели и отправились. Отправились и - нет и нет их. Однажды младший сын говорит:- Я братьев искать буду.               
- Искать хоть будешь, - отец отвечает, - где их найдешь?               
- А уж где-нибудь поищу.               
- У меня, - говорит отец, - под семью старыми стойлами конскими семикрылая лошадь была. Если ты теперь эту семикрылую лошадь поймаешь, - так поймай. На ней и поехал бы.               
Сын к семи старым стойлам подошел. Дверь вся завалена. Он лопату взял, раскапывать стал. Копал, копал, до пола стойла дошел. Дверь там увидел. Дверь, открывать начал, семикрылого коня ржанье послышалось. Коня взнуздывая, за узду схватил. В тот же миг кверху его подкинуло. Через все семь стойл наружу вытащен был. Наружу попал, в землю уперся, коня удерживает. Лошадь удерживая, по колена в землю ушел. Лошадь остановилась, говорит ему: - Старухи и старика младший сынок. Руки твои сильными стали. Меня поймать смог. Теперь в правое ухо мое полезай. Мальчик в правое ухо влез, в хорошие одежды там оделся. Вылез и к отцу пошел.                - Сынок, - говорит, - лошадь поймать смог?               
- Почему же не смочь?               
С матерью, с отцом попрощался, из дому вышел, к лошади отправился. На спину ей сел. Пока он полы одежды своей поправлял, весь круглый свет они обошли. Так едучи, однажды к глубокой, по колено вытоптанной дороге выехал. По ней направился. Долго ли, коротко ли ехал, в близкую землю - близкий путь, в далекую землю - далекий путь. В одном место видит впереди то ли две ели стоят, то ли две лиственницы высятся. Думает: "Туда если б доехал, там заночевал бы. Семиязыкую мать мою разжег бы, а после того смерть - так смерть, жизнь - так жизнь".                Ближе подъехал, настолько приблизился, что разобрать можно. Смотрит: какая ель? Какая лиственница? Дом с чамьей стоят. Подошел к дому, дверь открыл, вошел. В доме тепло, темно. Спрашивает: - Есть ли человек какой?                Человеческий голос слышится: - Старухи и старика младший сын, к твоему приходу огня нет, готовой пищи нет.               
Старухи и старика младший сын плошку зажег, в заднюю комнату прошел. На столе когда-то приготовленная пища стоит, пар над ней кружится. Сел, есть стал. Поел, попил. От еды, что осталось, наружу вынес, лошадь свою накормил, напоил. Обратно в дом вернулся, говорит: - Есть ли в этом доме кто-нибудь? Я поел, попил, спасибо!                Человеческий голос снова слышится: - Старухи и старика младший сынок, для тебя еды нет, огня нет. Для хорошего человека приготовлено, напрасно ты поел.                Мальчик уходить повернулся, сказал: - Прощай, доброго сна тебе, в доме живущий!               
- Иди, иди! Куда идешь, чтобы тебе оттуда не вернуться!            
Вышел мальчик из юрты, дальше отправился. В близкую землю - близкий путь, в далекую землю -  далекий путь. Ехал, ехал, обессилел совсем, насилу тащится. Однажды, под вечер, смотрит, - вдали как будто ель с лиственницей виднеются. Думает: "Туда 6ы дойти. Там заночевал бы. Семиязыкую мать мою разжег бы, а там жизнь - так жизнь, смерть - так смерть".               
Ближе подъехал, настолько, что разобрать можно, видит - то не ель, не лиственница, а дом с чамьей стоят. Около дома семисуставчатая коновязь стоит. Коня своего к седьмому суставу привязал, в дом зашел. В доме старушка сидит, плачет.               
- Внучок, ты куда идешь? - спрашивает.               
- Силу свою померять - место ищу.               
- Какого тебе места нужно? У меня вроде тебя богатырь, внук был. Низового человека дочь сватать пошел, сыном Низового человека убит был.                Старуха мальчика накормила, напоила, потом сказала ему: - По этой дороге если пойдешь, к старому бору придешь. Внук мой там с сыном Низового человека бился, там и убит был, как горная трава, как лесная трава, на мелкие кусочки иссечен. Старуха пол-лепешки ему дала, сказала: - На то место как придешь, остановишься и скажешь: "Здесь живого человека нет ли? Бабушка мне пол-лепешки дала, если бы живой человек нашелся, мы бы с ним вместе поели".                Попрощался со старухой, поехал дальше. Долго ли, коротко ли ехал, устал, из сил выбиваться начал. Однажды к старому бору приехал. Видит - и правда, убитый человек лежит, -  как горная трава, как лесная трава, на мелкие куски иссечен. Остановился, говорит: - Здесь живого человека нет ли? Бабушка мне пол-лепешки дала, если бы живой человек нашелся, мы бы с ним вместе поели. Человеческий голос послышался: - Я есть не могу, сын Низового человека меня убил.               
- А как же тогда говорить можешь?               
- Шея моя перерублена, а все же на одной жилочке голова держится. А ты куда идешь?               
- К Низовому человеку, дочь сватать иду.                - Я с сыном его хоть и сражался, - убитый говорит, - победить его не смог. А тебе где же справиться?               
- Я справлюсь.               
- Ну, так слушай! В Низовую землю поезжай. В тундру выедешь, посреди тундры Низового человека дом увидишь. Семь домов друг на друга поставлены. Верхний дом - ледяной. Когда приедешь туда, Низового человека сын тебя увидит, из дома выскочит. Как крикнет, конь твой на колени упадет. Второй раз крикнет, конь наземь повалится. Ты коня хорошенько ударь. Как быстро ни поедешь, он на своем коне все равно догонять будет. В третий раз крикнет, твой конь снова к земле припадет. Ты его опять подгони. Когда Низового человека сын приблизится, ты своего коня поверни, чтобы лошади грудь с грудью столкнулись. Тогда он на землю спрыгнет и скажет тебе: "Будь ты старшим братом, а я младшим буду".               
Так убитый живого учил. Старухи и старика младший сын коня нашел, на спину ему сел и поехал. В близкую землю - близкий путь, в далекую землю -  далекий путь. Долго ли, коротко ли ехал, на тундру выехал. И верно, видит - дом стоит, крышей бегучих облаков касается. Видит - из верхнего окна муха вылетела. На землю опустилась, сыном Низового человека стала. Как крикнул он, лошадь на колени упала. Старухи и старика младший сын лошадь кнутом ударил, она на ноги вскочила и вперед понеслась. Богатырь молодой обернулся назад, видит - Низового человека сын на коня вскочил, за ним погнался. Второй раз крикнул, от этого крика конь на землю припал, затем снова на ноги вскочил. В третий раз Низового человека сын крикнул. Молодого богатыря конь оземь грянулся.               
- Ты чего испугался? - старухи и старика младший сын крикнул: - лесного ворона сын закричал, а ты и падаешь.               
Ударил плетью, лошадь как огонь взвилась. Пуще прежнего помчался. Низового человека сын все равно нагоняет. Повернул богатырь своего коня навстречу, - лошади грудь с грудью столкнулись, сына Низового человека лошадь на три шага назад отлетела. Он на землю соскочил, сказал: - Старухи и старика младший сын, довольно нам спорить, будь мне старшим братом, а я тебе младшим братом буду. А теперь ко мне поедем!               
К дому подъехали. У дома семиколенчатый столб стоит. Низового человека сын коня своего к шестому колену привязал. Старухи и старика младший сын коня своего к седьмому колену привязал. Вместе в дом вошли, вместе жить стали. Много ли, мало ли прожили, однажды младший брат загрустил. Старший брат его спрашивает: - Что грустишь, что скучаешь?               
- Как мне не грустить, как мне не скучать, когда я силу свою потерял. Ты, сюда едучи, в бору видел чего?               
- Видел.               
- Ну так вот, там моя сила осталась.               
- Как же твоя сила там осталась?               
- Я с Эква-Пырищем бился, шею ему хоть и перерубил, меч свой при этом потерял. Там он и остался, я его вытащить не смог. Как к тому месту подъехать задумаю, - лошадь как вкопанная останавливается. На землю спуститься захочу - от лошадиной спины оторваться не могу. Назад повернусь - лошадь с места сойдет, побежит.               
- Я, - старший брат говорит, - когда сюда ехал, он уже сгнивший был. Кости только кучей лежали.               
- Нет, - младший отвечает, - с нашей битвы семь лет прошло, я туда не раз ездил, он все живой.               
- Съезжу я, - старший говорит, - меч твой возьму.               
- Не сможешь, пожалуй.               
- Ну, я-то справлюсь!               
Собрался, поехал. Долго ли, коротко ли ехал, однажды до бора добрался. Лошадь только-только на бор вышла, - как вкопанная остановилась. Человеческий голос послышался: - Милый братец, я здесь семь лет, семь зим лежу. Если ты мне дыхание вернешь, оживишь меня, то я тебе меч человека, ставшего твоим братом, отдам.               
- Как же я тебе дыхание верну?               
- Для оживления снадобье я сам имею. Если ты мне дыхание вернешь, будешь мне старшим братом, а я тебе младшим братом стану.                - Ну, что же, твою просьбу исполню.               
С лошади соскочил, ближе подошел.               
- Голову мне совсем прямо положи.               
Голову поправил, в сторону отошел, поглядел: совсем прямо лежит. Эква-Пырищ говорит: - Песню несущего человека, слово несущего человека - голова моя прямо пусть лежит!               
Старухи и старика младший сын еще раз посмотрел: совсем прямо голова лежит.                Эква-Пырищ опять говорит: - Руки, ноги, кости мои на место положи.                Молодой богатырь кости по местам разложил, в сторону отошел, поглядел. Хорошо лежат.               
Эква-Пырищ говорит: - С правой стороны у меня пузырек живой воды есть. Этот пузырек возьми, разрубленную шею мою живой водой обрызгай, живой воды в рот влей.               
Как сказано было - так и сделал. Шею обрызгал, в рот живой воды влил. Кости мясом и кожей обросли. Человек ожил, сел. На ноги поднялся, молодого богатыря обнял, поцеловал.               
- Теперь ты мне старшим братом будешь.               
Меч ему отдал, попрощались богатыри, разошлись.               
Старухи и старика младший сын к Низовому человеку поехал. Встретил его младший брат, говорит: - Эге! Вот и ты приехал.      
- Приехал.               
- А силу мою привез?               
- Привез, - отвечает.               
Меч отдал.               
- Ну, - Низового человека сын говорит, - теперь больше ни одной ночи дома не просплю. Три года назад я у Мудрой старухи дочь сватал. Дочь она мне не отдала, а теперь воевать со мной стремится. Я этой же ночью к ней поеду.                Оделся, опоясался мечом и отправился. Долго ли, коротко ли ехал, добрался до той земли, где Мудрая старуха жила. Старуха людей своих собрала. В летний день столько комаров, столько оводов не бывает, сколько у старухи воинов. Сын Низового человека с ними сражаться начал, воинов бьет и рубит, только - скольких убьет, столько и новых появляется. Долго бился, не выдержал, домой вернулся. Брату говорит: - Милый братец, у Мудрой старухи воинов много, сколько ни бился я, одолеть их не мог.               
- Оставайся здесь, я вместо тебя пойду.               
- Куда же ты пойдешь, милый братец, убьют ведь тебя!               
- Нет, я пойду.               
Собрался и поехал. Долго ли, коротко ли ехал, приехал в ту землю, где Мудрая старуха живет. Воинов собралось больше, чем комаров в летний день. Биться начали. Молодой богатырь плеть в руки взял. Туда махнет, сюда махнет, - воины так и валятся. Наконец все войско Мудрой старухи к концу пришло. Старуха одна осталась. Погнался за ней богатырь, старуха кольцом обернулась, по земле катится. Гнался-гнался, догнать не мог, кольцо сквозь землю провалилось. Богатырь с коня соскочил, взад-вперед ходит, ищет. В земле лаз нашел, лесенка вниз идет. В этот лаз по лесенке спустился. В Нижний мир попал, там искать стал. Видит, юрта стоит, в юрту заглянул, - старуха сидит, нитки прядет, веретено крутит. Как крутнет - человек появляется. Как появится - в заднюю комнату бежит. А там кричат: - Одевайтесь, снаряжайтесь. Мудрую бабку нашу враги преследуют!            
Богатырь в заднюю комнату шагнул, а там-то народу! И все прибывает еще. Сколько раз старуха крутнет, столько человек вбежит. Заранее приготовленную одежду надевают. Сколько ни прибежит человек, одежды на всех хватает. Богатырь в первую комнату вышел, старухе сказал: - Дай сюда веретено, я как крутну - сразу трое выскочат.                - Когда я помоложе была, - старуха отвечает, - руки побыстрее были. Как крутну бывало - по-многу сразу выскакивало. А теперь руки ослабели.                - А ну-ка, давай, я попробую.               
Отдала ему веретено старуха. Он его схватил, в глотку ей воткнул. Старуха на пол повалилась и умерла.               
Вышел из юрты, дальше идет. В одном место еще один дом увидел. В дом вошел, - старичок железо кует, только искры летят. Как искра вылетит, так человек появляется. Появится и с криком, со свистом в другую комнату бежит. Богатырь старику говорит: - Дай-ка мне молоток. Я как ударю - сразу много людей появится!               
- Руки у меня ослабли, - старик отвечает. - Состарился я. Когда помоложе был, тоже помногу выбивал.               
- А ну-ка, дай, попробую.                Старик молоток и отдал. Богатырь молоток схватил, ударил старика по лбу, тот наземь упал. Богатырь снова вышел, дальше идет. Вскоре к домику подошел. Такой красивый домик. По домику одна золотинка вверх поднимается, одна золотинка вниз опускается. В дом вошел, видит - Мудрая старуха лежит, спит, около нее дочь ее сидит. Дочь Мудрой старухи говорит: - Старухи и старика младший сын, какой зверь тебя сюда затащил, какая нужда завела? Мать моя, коли проснется, тут тебя и убьет! Как мне тебе помочь? Вот что ты сделай. Выйди из дому. В сенях две бочки увидишь. В одной живая вода, в другой мертвая. Бочки ты эти местами поменяй. На то место, где с живой водой бочка стоит, бочку с мертвой водой поставь, а ту возьми и на место мертвой воды поставь.       Богатырь пошел, сделал так, как его девушка научила. Потом обратно в дом вернулся. В то время девушка Мудрую старуху будить стала: - Мать, а мать, вставай, враги напали!               
Старуха вскочила, с богатырем бороться схватилась. Старухина дочь кричит: - Совсем дряхлую старуху ты убиваешь. Отпусти ее ненадолго, пусть передохнет!                Только отпустил старуху богатырь, она из дому выскочила и в бочку с мертвой водой бросилась. Думает, что с живой водой эта бочка. Только и успела крикнуть: - Родная дочь меня убила! - и умерла.                Дочь Мудрой старухи с богатырем одна осталась. Старухи и старика младший сын вышел из дому, вынул из кармана мешочек и сказал:          
- Старшей невесткой сшитый мешочек! А что, Мудрой старухи дом в этот мешочек не влезет ли?               
Стал засовывать, - все влезло! Завязки затянул, мешочек свернул, в карман положил. После этого повернулся и домой пошел. На землю выбрался, конь его на месте стоит. Сел на него, поехал. Долго ли, коротко ли ехал, до младшего брата добрался. В дом пошел.      
- Ну, каково ходил? - младший брат спрашивает.               
- Сходил хорошо, а теперь давай в мою сторону пойдем.               
- Куда ты захочешь, туда и пойдем.               
Старухи и старика младший сын из дому вышел, говорит: - А что, этот дом, в мешочек, что мне средняя невестка сшила, не влезет ли?                Вынул мешочек, расправил его, стал дом засовывать, все влезло. Завязал, мешочек свернул и в карман засунул. Потом на лошадь сел, дальше поехал.                Долго ли, коротко ли ехал, приехал к Эква-Пырищу.               
- Э, милый братец, приехал все-таки?               
- А как же мне не приехать? Меня мать богатырем родила, на этой земле живущие людишки что со мной сделать могут?               
На улицу вышел, говорит: - А что, дом этот в тот мешочек, что младшая невестка мне сшила, влезет или нет?               
Мешочек из кармана вынул, дом в него засунул. Весь поместился. Затянул, свернул и в карман положил. На лошадь сел, дальше поехал. Ехал, ехал, однажды до того домика добрался, в который когда из дому ехал, то заходил. Видит - девушка, такая красивая, сидит. Девушка говорит: - Старухи и старика младший сын, а ты и верно ведь молодец!                Тот ни слова не ответил, из домика вышел.               
- А что, этот домик в тот мешочек, что мне самая младшая невестка сшила, не войдет ли?               
Мешочек вынул, расправил, домик в него положил. Весь вошел. Завязал, свернул, в карман сунул. Дальше отправился. В близкую землю - короткий путь, в далекую землю -  долгий путь. Много ли, мало ли времени прошло, однажды к матери с отцом приехал. Видит - они совсем уже состарились. Напоил их живой водой, сразу помолодели. Вечер настал, богатырь на середину поселка вышел. Для четырех домов место подыскал. Мешочки из кармана вытащил, дома повынимал, на землю их поставил.               
Утром со всего поселка народ собрался. Стоят, на дома смотрят, удивляются. Целую неделю стояли, насмотреться не могли. Тем временем старухи и старика младший сын для всего поселка пир приготовил, всех людей собрал. Долго ли, коротко ли гости пировали, пока все не съели.                Старухи и старика младший сын, Мудрой старухи дочь сыну Низового человека отдал. Эква-Пырищ дочь Низового человека взял, а старухи и старика младший сын на той девушке женился, которую на обратном пути встретил. С тех пор все три богатыря вместе жить стали. Старухи и старика младшего сына люди и теперь поминают, называют его Полум-Торум, Полымский богатырь.
Обладая двойственной природой, сыновья Нуми-торума связывают небесный и земной миры. Самый старший из сыновей — Полум-торум —жил на реке Пелым (полум) вместе с женой и детьми. В его ведении находились вся рыба и звери окрестных мест. Полум-торум считался божеством грозным и решительным. По преданиям, во время борьбы он обращался в огромную березу, которую манси почитали еще в XIX веке. Есть легенда, в которой Полум-торуму в облике дерева приносятся человеческие жертвы. Так, если человек терял покой и рассудок, он… сам прибегал к дереву и добровольно расставался с жизнью. Считалось, что его «призвал» Полум-торум. (И. Гемуев, А. Сагалаев, А. Соловьев «Легенды и были таёжного края». http://www.sati.archaeology.nsc.ru/museum/prj7/href. php?art=e&e=25).

Продолжение: http://proza.ru/2014/03/15/642.