Нужна ли людям стабильность?

Соколов Сергей
Каждый из нас – существо непостоянное. Мы меняемся вместе с условиями, в которых находимся. Эти изменения не зависят от наших желаний. Пожалуй, наоборот, они вызывают в нас новые желания. И такое состояние дел – закономерность. Просто, в стабильных условиях ни в нашей жизни, ни в нашем сознании не может появиться ничего нового, в принципе, не может появиться. Обиднее всего, что среди всевозможного нового, которое не может появиться, находятся и наши разнообразные «хочу» – желания, толкающие нас по жизни.

В стабильных условиях в нас не рождается даже самое простое желание – желание, освоить что-то новое. Естественно, не новое в принципе, а то, с чем мы уже сталкивались, но что осталось в стороне от нашей жизни. Этого нет в качестве активной составляющей нашей жизни, но есть в качестве некоего предложения. Является это и составной частью нашего стабильного существования, той его частью, которую обеспечивают другие. Такое отношение к новому в привычных стабильных условиях не удивительно: просто, нас не интересует информация о необходимости этого шага. Нас устраивает то, что мы имеем. Как следствие, не рождая в нас новых желаний, стабильные условия не рождают у нас новых возможностей, не расширяя список наших индивидуальных «могу».

Есть одно неоспоримое преимущество стабильных условий: в них у нас не появляются новые обязательства, наши личные «надо». Интуитивно мы осознаём это, поэтому, устав от перемен, от новых желаний и новых обязательств, мы ищем стабильности в жизни. Она нужна нам для того, чтобы отдохнуть, чтобы, окунувшись в неё, хоть какое-то время пожить, не напрягаясь.

Если нам не удаётся найти стабильных условий там, где мы находимся, мы ищём её некий временный суррогат. Мы ищем то место, в котором хотя бы короткое время можно быть самим собой. Мы ищем то место, где можно забыть о том, что давит на нас дома. Там можно жить, отталкиваясь только от своих желаний. С равным успехом таким «местом временной стабильности» может стать как уютный дом на отшибе вдали от людей, так и шумная компания, не накладывающая на нас дополнительных обязательств. Главное для нас, чтобы хотя бы на время не рождалось условий с новыми порядками и новыми требованиями.

Как правило, мы не замечаем, что информационный поток, в котором мы плывём по жизни, непрерывно меняется. Иным он и быть не может: его поведение есть отражение изменчивости реальности. Нельзя оставаться стабильным в нестабильном мире, не прикладывая для этого никаких усилий. Нам приходится работать – бороться за внутреннее ощущение стабильности. Мы вынуждены прикладывать к себе и к окружающим условиям вполне определённые усилия, которыми можно компенсировать происходящие изменения. Если мы стремимся к стабильности, то все наши силы уходят только на это. Чем больше мы добиваемся покоя, тем больше мы устаём: мы устаём сопротивляться давлению окружающего мира, который много больше и сильнее, чем мы.

Наше тело прекрасно знает, что стабильности нет: в любых условиях оно непрерывно меняется. В результате перемен тело растёт, развивается. Осознаём мы это или нет, наше тело непрерывно находится в потоке переменного информационного влияния. Стабильность нашей жизни – это всего лишь характеристика нашего сознания, нашего отношения к себе и людям.  Стабильность может существовать только в нашем представлении о реальности, если мы воспринимаем её грубо, поверхностно. Вследствие этого, условия, которые мы осознаём как стабильные, и которые нам нравятся, тормозят наш интеллектуальный и духовный рост. Мы перестаём прогрессировать как специалист, как мастер. Такие условия низвергают нас в состояние творческого кризиса. В них мы перестаём быть творцом, в том числе и творцом своей жизни.

Когда мы «в стабильности», мы упакованы в защитную оболочку, не пропускающую новую информации: она не нужна нам. Зачем нам расти и развиваться, если для этого нет внешних стимулов? Для этого у нас нет и внутренней потребности. Мы замираем в развитии. У нас нет «хочу», которые бы способствовали бы появлению новых «могу». По этой причине родители, создающие для детей «тепличные» условия, делают их нежизнеспособными, не приспособленными к происходящим вокруг изменениям.

По этой же причине стабильные человеческие отношения вызывают определённые сомнения. Есть ли в стабильных отношениях искренность? Да, и чему в них «искриться», если сегодня в них повторяется всё, то же самое, что было вчера? Как «заискрятся новые эмоции», если нет желания проявить их? Да и как может появиться «букет новых эмоций», если для этого внутри нас нет соответствующих условий?

Стабильные условия не лучшим образом влияют и на наше духовное развитие. Поступающая информация не будоражит наше сознание возможными контактами с неведомым. Она не предоставляет нам нового пространства для полёта фантазии. В стабильных условиях нет «информационной пищи», необходимой для становления духовности, точнее, сама «пища» есть, но мы не готовы употребить её. Стабильная обстановка «усыпляет» сознание. Она гасит жизненную активность, приводит к апатии. Стабильная жизнь скучна. Она предсказуема, поэтому, добившись стабильности, мы не можем в ней долго находиться. Скука подталкивает нас к непредсказуемым действиям, порой, к таким, которые мы и сами не ожидали от себя. Появляется внутренняя, не объяснимая логикой жизни, потребность новизны. Мы разрушаем стабильность, а вместе с этим выходим на новый уровень развития, на новый уровень восприятия действительности. Новизна всегда связана с информацией. Новизна – это отражение динамики жизни в нашем сознании. Новизна рождает желание перемен в жизни.

Нас, как явление природы, интересуют только изменения, происходящие вокруг нас. Мы не видим их в стабильных условиях. Поэтому, если мы захотели новизны, нам приходится внимательнее присматриваться к тому, что окружает нас. Мы невольно ищём что-то новенькое на фоне привычной обстановки. Мы «вслушиваемся в стабильность», чтобы окончательно не впасть в спячку. Восприятие внешней информации обостряется. Изменения в восприятии меняют наше состояние.

Стоит нам почуять «информационный ветер перемен», как мы оживаем, встряхиваемся. Мы приходим к пониманию необходимости перемен. И тут же, словно по мановению волшебной палочки в потоке льющейся на нас информации появляется нечто новое, вызывающее внутри смутные ощущения. Только потом это «нечто» проявится в виде желания творить новые желания. И только потом желания приобретут черты новых действий, которые проявятся в обновлённом поведении.

Не будь вокруг нас меняющейся информационной среды, раздробленной на предметы, события и явления, желать нам было бы нечего. Вот и стараемся мы приблизить к себе что-либо из увиденного или услышанного. Затем появляется желание, подчинить это своему влиянию. Вполне естественно, что одновременно мы стараемся отодвинуть от себя всё то, что в новых условиях мешает нам жить. Повторная встреча с былой стабильностью уже не является желанной. Она не доставит нам удовольствия.

С обновления информационного потока, с которым мы активно взаимодействуем, начинается наше преображение. Происходит это всегда на привычном информационном фоне. Меняется не столько информация, приходящая к нам, сколько наше восприятие её. Мы начинаем воспринимать и осознавать то, что раньше не «цепляло». Раньше эти «мелочи» уходили от осознания. Отныне желания в нас рождаются информацией более тонкого уровня. Подчас эта информация вступает в противоречие с прежними житейскими постулатами. Наполненная новыми нюансами она ещё больше меняет наше состояние. Она рождает в нас новый взгляд на действительность. Эта информация «выталкивает» нас на новый, более высокий уровень развития.

Без подобных «тонких» перестроений развития не бывает. Не бывает его и без недоумения «стабильно существующих» окружающих. Главное в такой момент, чтобы мы сами заметили происходящие с нами перемены, фоном для которых служит прежняя внешняя стабильность.

Как только мы поймём, что мир вокруг нас изменился, значит, изменились мы сами. Отныне, прощай, былая стабильность. Мы непременно проявим интерес к воспринятым изменениям. Дальше мы начнём меняться осознанно, следуя своим желаниям. Заодно мы начнём менять мир вокруг себя. Со временем мы непременно станем другими. Вместе с ним станет другой и его жизнь. Может быть, устав от перемен, мы снова начнём искать стабильности. Только теперь это будет новая стабильность, которую ищет обновлённый человек. Этот человек знает, что стабильность – это только временная передышка на пути к новым открытиям.

НО… так происходит только тогда, когда мы сами разрушаем стабильные условия нашего существования. Когда это делают за нас окружающие, в нас рождается протест, рождается стремление вернуть всё «на круги своя». При таком разрушении стабильного существования единственное весомое изменение, которое происходит в нас – это появление агрессивности, которая направлена на разрушителей. Такая агрессивность уже сама по себе разрушительна: она разрушает и нас, и тех, на кого направлена. Видно, поэтому и желают на востоке только своим врагам, жить во времена больших перемен.