Воплощение российской мечты

Наталия Ермашова
В мае 1883 года Оренбург прощался с человеком, которого, по аналогии с американской мечтой, можно смело назвать воплощением мечты российской, причём в самом народном её понимании.
Григорий Климович Скворцов, прожив девяносто четыре года, прошёл невероятный путь: от крепостного крестьянина Владимирской губернии до владельца самого крупного мануфактурного магазина города Оренбурга.
Ещё в ранней юности, будучи крепостным князей Волынских, Григорий Скворцов, являясь отроком сообразительным, трудолюбивым и предприимчивым, выполнял специальные поручения господ, в основном по кондитерской части. Набравшись коммерческого опыта, молодой человек «выпросился у помещиков своих на оброк» и начал торговлю мелким товаром, как говорили: «вразнос», в звании приказчика аж до тридцати семи лет. Но энергичному и предприимчивому крестьянину не принадлежать самому себе было как-то неудобно.  И Григорий Климович выкупил у своего помещика самого себя за сумасшедшие по тем временам деньги: двенадцать тысяч рублей. Даже для князей Волынских эта была весьма внушительная сумма, т.к. приличную лошадь можно было приобрести за тридцать – сорок рублей, а верблюд стоил от пятидесяти до восьмидесяти. Представьте себе, человек, по сути, начал жизнь почти с сорока лет! И это в девятнадцатом веке, когда у большинства его земляков  были уже внуки, а сами крестьяне считали этот возраст почти старостью! Но Григорий Скворцов, действуя по принципу: пан или пропал, не прогадал. Скоро коммерческие интересы привели вчерашнего крепостного в далёкую Оренбургскую губернию.
В губернской столице Григорий Климович поступил в приказчики к известному торговцу мануфактурными товарами Шанину. Привыкнув обходиться малым, трудиться почти круглосуточно, усердно зарабатывая не только капитал, но, прежде всего, честное имя, Григорий Скворцов «благодаря содействию добрых людей», скоро открыл собственное дело. Вначале наладил кондитерскую, затем купил дом и, наконец, развил торговлю до огромных размеров. Тем более, что помимо удачных коммерческих мероприятий, имел ещё и вполне удачливого наследника – единственного сына Ивана Григорьевича, который успел стать к тому времени не только большим лесоторговцем, но и гласным городской Думы. Долгое время магазин Скворцова был единственным «колониальным магазином» в городе, в который  любили заглядывать «люди высшего общества», особенно дамы,  находившие там «всякие редкости, как по части лакомств, так и по гастрономии». Дела отца и сына шли в гору, кроме крупнейшего в Оренбурге магазина, бывший крепостной торговал хлебом и лесом, имел заводы.
По свидетельству современников: «Григорий Климович вёл жизнь трезвую и воздержанную. Он во всю жизнь свою не только не пил вина и водки, но даже и пива. Цвет лица его всегда был поразительно свежий». Являя собой образец какой угодно мечты, Григорий Климович был человеком простым и душевным, многие его искренне любили и даже восхищались. Например, газетчики, с нескрываемой симпатией к старейшему коммерсанту, с удовольствием описывали встречу Г.К. Скворцова с министром народного просвещения Д.А. Толстым. Григорий Климович присутствовал на обеде в честь высокого гостя как представитель купечества. «В общем разговоре генерал-губернатор спросил Скворцова: «Случалось ли вам в продолжение долгой жизни обедать и разговаривать с министром?» На что Григорий Климович простодушно ответил: «Нет, девятый десяток живу, до сих пор Бог миловал». И с искренним удовольствием корреспондент процитировал реакцию высокопоставленного гостя: «Общий взрыв смеха огласил залу. Ответ старика так понравился министру, что после обеда, обняв его, сказал: «А вот сегодня Бог не миловал…»
Оренбуржцы уважали купца Скворцова ещё и за то, что он никогда не скрывал своего происхождения и всегда с сочувствием и состраданием относился «к нищей, угнетённой братии». Дамы просто обожали старика. Несмотря на то, что в последние годы жизни он не занимался делами лично, но целый день сидел в магазине и очень любил угощать дам и детишек всевозможными лакомствами.
Прожив долгую необыкновенною жизнь, Григорий Климович оставил после себя не только огромное состояние, но  успел собственным примером воспитать внуков и правнуков. Все они стали достойными людьми, а один внук даже состоял офицером русской армии.