Глупо быть богом

Евгений Габелев
Он пугает, а мне не страшно…




Посмотрел «Трудно быть богом». Почувствовал себя обманутым.


Может боги решили подшутить надо мной, или даже над всеми нами, да и откуда нам знать, что из себя на самом деле представляет божественное чувство юмора…


Но фильм, заявленный и преподнесенный как величайшее событие всемирно-исторического значения, меня совершено не впечатлил. Не испугал, не огорчил, и даже не вызвал отвращения, хоть каждый кадр был рассчитан на это...


А именно не впечатлил.




Два часа подряд на искусственно затемненном черно-белом экране группа прекрасных актеров, одетых как фрики, ходят по колено в грязи и картинно выпускают друг другу кишки в зловонную жижу под ногами.


При этом время от времени они произносят слова, взятые из замечательной книги братьев Стругацких, и совершено не связанные с происходящим на экране. Иногда голос звучит за кадром, и объясняет для тех, кто не читал.


Передвижения героев искусственно замедленны, они движутся словно под кайфом, или преодолевая немыслимый груз прожитых лет… а может они просто инвалиды. В их действиях нет ни логики ни смысла.


Все это очень многозначительно. Почти Экклезиаст.




Естественно, никакое это не средневековье. Ни наше, земное, и тем более не инопланетное… впрочем, откуда нам знать, как выглядели бы средние века на соседней планете… но у нас такого точно не было.


Средние века, как мы могли бы узнать из книг историков, если заглянем в них, были временем удивительных контрастов. Временем, когда самое прекрасное и самое жуткое еще не научились стыдливо прятать себя.


Это время, когда грязь и нечистоты, льющиеся по улицам, соединялись с ярчайшим разнообразием красок, равным которому потом не было, а величайшие творения рук с массовым зверством, убийствами и войной.


Мы же видим страшный сон умирающего параноика...




Но если приглядеться, каждый кадр его идеально выверен. И если смотреть кино не как связное и осмысленное повествование, и тем более не как экранизацию романа, или философское размышление о нем…


Если смотреть его как последовательность кадров, не имеющих меж собой никакой связи, и как галерею совершенно независимых друг от друга картин, соединенных лишь общим жанром, временем и местом…


То фильм превращается в прекрасный, торжественный и немного смешной зал музея современного искусства. Мрачный коридор, со стен которого на нас смотрят причудливые и гротескные образы… нас самих.


И что же на зеркало пенять…




Зато, теперь вы можете с удовольствием пенять мне. Можете думать, что мои разум ослаб, или он всегда был таким, и в ослеплении своем я не смог рассмотреть за видимостью глубокой философской аллюзии…


Думаю, нет никакой философской аллюзии. А если и есть, то автор не смог ее выразить. И этот фильм, это великий провал великого режиссера. Великая и трагическая катастрофа, завершившая его земную жизнь.


И в этом я нахожу бесконечно больший трагизм, и много большее философское послание всем нам, нежели в надуманных смыслах, что наш испуганный разум силится вложить в эти путаные мрачные кадры.


И над этим посланием нам всем было бы очень неплохо подумать…




Впрочем, возможно я не прав. Но такова моя авторская интерпретация. Независимо от того, имею ли я на нее на ваш взгляд свое право, или нет.


И еще я думаю, что богом быть глупо.




Вот только Стругацкие здесь совершенно не причем.