Глава 68. Египетский лес

Фирюза Янчилина
Мы купили целую машину растений. Не виноваты… Не хотели так много. Думали обойтись несколькими небольшими горшками, но… не получилось.
Разводить цветы я начала ещё в детстве в городе Гулистан. В то время не принято было покупать растения в специализированных магазинах. Практически все любители флоры делились веточками, которые называли «отростками». Эти самые отростки ставили в стакан с водой, через некоторое время они давали тоненькие белые корешки, и можно было сажать их в горшки. А горшками служили жестяные банки из-под зелёного горошка и прочих других консервированных продуктов.
В моём доме цветы стояли и на подоконниках, и на столе возле окна, и висели в пластмассовых кашпо на стенах.
Но когда я уехала на учёбу в новосибирский Академгородок, моё увлечение цветами закончилось. Мне казалось, навсегда. Наверно, надоело ухаживать за беззащитными ростками в детстве, что я решила стать «свободной от флоры». По этой же причине я была против всяких дач, загородных участков, без которых многие россияне не представляют свою жизнь. Возюкаться в земле, выдёргивая сорняки, волоча шланг с водой из одной грядки в другую… И так всё лето. И это ради небольшого количества овощей и нескольких мешков картошки? Уж нет, такая трудовая романтика не по мне.
Я думала, что и обычными домашними цветами никогда больше не буду заниматься. Но случайность всё же вернула их мне. У старшего сына Руслана, когда он учился в третьем классе, наметилась экскурсия в местный Ботанический сад. Он попросил деньги, буквально какие-то копейки, объяснив это тем, что так нужно, это рекомендовала учительница. Я не стала особо вникать, для чего деньги, так как сумма была очень небольшой. Их предназначение прояснилось, когда Руслан вернулся из Ботанического сада. В руках он держал… две  баночки с цветочками.
Я немного растерялась. Но что поделаешь, подарок от сына – это очень важно. Я пересадила цветы в горшки. Это были уже не консервные банки, а самые настоящие сосуды для комнатных растений, которые я купила в специализированном киоске, кстати, от того самого Ботанического сада. Там же приобрела почву для цветов.
Цветы быстро пошли в рост, и это несмотря на лютые сибирские морозы, когда за окном температура нередко опускалась ниже минус сорока. Растения весело ветвились и даже цвели. Особенно всех нас поразила лилия. Поначалу она состояла из двух обычных, ничем не примечательных длинных листов. Но неожиданно выдала бутон, который вытянулся и выбросил сразу два цветка – ярко-оранжевого цвета. Как признавался Вася, ему было не по себе от такого явления. На улице жестокая зима, стёкла на окнах покрыты толстым слоем льда, а цветок, наперекор всем холодам создаёт огромные красивые цветы. Меня настолько они покорили, что я… начала умножать количество цветов. Правда, использовала старый, из детства метод: брала у знакомых и друзей отростки их комнатных растений и выращивала.
Наши подоконники скоро превратились в цветники. Растения росли быстро и радовали всех. Среди них был с виду ничем не примечательный, но с любопытной историей. Как-то осенью мы зашли в соседний лес, что через дорогу от нашего дома, набрать грибов. Тот год, как раз перед нашим весенним переездом в Подмосковье, был ну просто супергрибным. Всякие маслята, сыроежки, подосиновики, подберёзовики, белые росли повсюду. Вася даже удивлялся, когда, отодвинув какое-нибудь растение, не обнаруживал под ним огромных размеров груздь, спрятанный под холмиком. Грибы морозили, жарили, солили.
И вот, в один из таких походов за грибами, уже под конец сбора, когда корзинки и пакеты были полными, Вася решил нарвать мне лесных цветов. Набрал крохотный букетик из нескольких скромненьких растений: в сентябре уже не было красивых цветущих. Дома я поставила букетик в вазочку с водой и… забыла про них. Они стояли где-то в уголке, почти ничем не выдавая себя. Я обратила внимание на цветы недели через две, вспомнила, что не подливала им воду. Решила, что они засохли и нужно их выбросить. Я вытащила цветы из вазочки, подошла к мусорному ведру и вдруг обнаружила какую-то мочалку. Приглядевшись, я поняла, что это… корень. Самый настоящий корень, который пустил один из цветков с розоватыми соцветиями. Такое я видела впервые у сорванных диких растений. Я посадила цветок в горшочек, и он благополучно рос. Правда, позже, уже в Подмосковье, корни давали и белые хризантемы, которые Вася дарил мне.
Весной мы переехали в Лосино-Петровский, и всю свою цветочную коллекцию я раздарила друзьям. Взяла с собой только луковицу лилии, цветы которой поражали нас в длинные, зимние вечера. Но, к сожалению, он не прижился в новом месте. Прежде чем въехать в новую квартиру, мы почти три недели жили на съемной. Луковичка находилась в пакете в «голом виде», и, видимо, не вынесла, испытания без почвы.
Я опять решила, что растениями больше заниматься не буду. Но табу снова нарушил Руслан. Через несколько лет после нашего переезда в Подмосковье, в один из праздников 8 марта он подарил мне цветочек. Это была крохотная розочка в малюсеньком «временном» горшочке, в которых обычно продают комнатные растения в магазинах. Розочка выглядела так трогательно-нежно, и, к тому же, подарена ребёнком, что моё сердце снова не выдержало. Я пересадила его в горшочек, и он начал успешно расти и цвести.
Мне настолько понравился куст розы прямо в квартире, что я приобрела несколько других сортов. И они тоже стали активно ветвиться и пускать расцветающие бутоны. А дальше… больше. Когда дома появляются одни цветы, то незаметно приходят и другие. Вскоре квартира превратилась в цветник.
Перед переездом в Пущино я опять раздала растущее богатство, на этот раз в соседний детский садик, куда ходил Лёня. Заведующая и воспитатели с удовольствием приняли большие цветущие растения.
С собой в Пущино мы забрали только орхидею, которую подарила нам Васина сестра Наташа. На этот раз я была уверена, что больше цветами заниматься не буду. Всё-таки растения – это не только красота, но и постоянная забота о них.
В Египте поначалу у нас даже мысли не возникало о цветах. Подоконников у нас нет. К тому же, стёкла окон тонированные, приглушающие солнечные лучи. Но зерно сомнения было оборонено, когда я увидела большие кактусы в большом количестве в одном из магазинов под открытым небом напротив Гаузета. К кактусам я с детства неравнодушна. А тут ещё соседка Света купила растения на проезжающей мимо дома машине, правда, по цене в несколько раз выше, чем продают их в том самом магазине возле Гаузета.
Света пригласила меня посмотреть на её растения. Она живёт на два этажа ниже нас, в точности такой же квартире, что и наша. Когда я зашла к ней на балкон, то была удивлена, насколько он стал уютней с цветочками. Это было ещё одно семя сомнения, вернее, уверенности, что настало время покупать флору и нам. Действительно, у нас ведь есть два балкона, на которых растения могут радовать круглый год.
Сначала в нашей коллекции появились кактусы. Это приобретение произошло четыре месяца назад. И вот недели две назад, самый первый из них, подаренный Васиной сестрой Олей, зацвёл! Маленькими ярко-розовыми цветками, похожими на мини-астрочки. Всё-таки это очень волнующее зрелище – цветущий кактус. Спасибо, Оля, за красивый подарок!
Затем мы подумали с Васей, а почему бы не оживить наши балконы, превратить их в «египетский лес»? Территория большая, можно разводить много чего.
Недолго думая, мы поехали в цветочный магазин. Изначально решили приобрести несколько растений, среди которых обязательно – драцена и юкка: я ведь ещё неравнодушна к пальмам. Но когда стали выбирать, поняли, что хотим и другие цветы. Тем более, стоят они дёшево. Самой дорогой оказалась высокая драцена – 80 фунтов, это около 400 рублей. А крепкая юкка – в два раза дешевле. Другие цветы стоили значительно меньше, некоторые всего 3 – 5 фунтов. Что ж, пировать так пировать! 
Я не знаю названия цветов, но выбрали мы всякие разные. Купили также два вида почвы. Обычную, что можно накопать возле дома. Но она стоила очень дёшево: мешок – 10 фунтов. Чуть дороже чернозём – за мешок отдали 20 фунтов. Спросили у продавцов про машину. Они ответили, что без проблем: за 30 фунтов любой каприз до подъезда дома.
Уже под конец, когда загрузили цветы в автомобиль с небольшим кузовком, Вася начал решительно убеждать меня, что нужно купить ещё тую и длинный умористый кактус с хохолком из листьев. Они стоили дороже драцены: туя в большом глиняном горшке – 220, кактус – 100 фунтов. И мы их приобрели.
А дальше… дальше история только начиналась. Мы с Васей съездили на Саккалу и купили прямо на улице четыре больших глиняных горшка каждый стоимостью 100 фунтов, но я сторговалась до 90. Также заказали машину, но уже за 50 фунтов, так как расстояние до дома больше. Я долго рассаживала растения по горшкам. Цветов так много, что я решила сэкономить на части горшков и наделала их сама. Как? Да очень просто. Я ведь ещё и художница, увлекалась также декором. Страшные чёрные посудины, в которых мы купили растения, покрыла местной шпатлёвкой. Потом одни разрисовала акрилом, другие украсила декоративными камнями. Но часть первоначальных ёмкостей были со значительными дефектами: трещинами, отломанными кусками. Для таких цветов я использовала обычные шестилитровые бутыли из-под воды. Обрезала от них горлышки и также украсила декором.
Теперь, выходя на балкон, так приятно видеть в контрасте с домами-недостроями и пустыней разрастающуюся зелень. Каждое растение имеет свои особенности, можно сказать, свой характер. Я внимательно наблюдаю за всеми. Кто-то хочет тени, кто-то не терпит отсутствия воды. Ещё я случайно обнаружила любопытный феномен, свойственный сухому климату Хургады. Пересаживая растения, я заметила, что в глубине горшка земля мокрая, а наверху – потрескавшаяся от отсутствия влаги. Отсюда я сделала вывод, что на почву сверху нужно укладывать камни, так можно предотвратить быстрое высыхание «наружного грунта».
Я продолжаю изучать на собственном опыте, как выращивать цветы в Африке.
Растения очень гармонично вписались в балкон. У нас целых два египетских мини-леса. Лёня, видя большое количество цветов, говорит, что мы теперь садовники.