Предисловие

Наталья Федорова -Высотина
Прежде, чем перейти к воспоминаниям о Великой Отечественной Войне моего отца Высотина Ивана Матвеевича, немного о нашей семье.

Папа прожил долгую, непростую, но интересную жизнь. Прожил честно — «честь имел». Добросовестно воевал, служил и работал. Любил свою семью. Любил свою жену, нашу маму. И многие годы приносил на ее могилу цветы в том числе и в тот день, когда впервые увидел ее и взял за руку.  Любил своих дочерей ( у меня есть младшая сестра Татьяна), внучек Ольгу и Екатерину и (о, счастье) дождался троих правнуков (Андрея, Егора и Луку) и правнучку Варвару. Помнил, заботился и беспокоился о каждом до последней минуты. А дожил он до 90 лет и похоронен год назад в городе-герое Одессе.


Наше детство было счастливым. Мы были буквально окутаны вниманием родителей. Папа в любую свободную минутку или в воскресный день что-то для нас придумывал, мастерил, гулял с нами  по городу, возил за  город, не говоря про книги, театры и музеи.
Эпизод из раннего детства: я сижу на подушечке привязанной к голубому деревянному самолету, который смастерил папа (все деревянные игрушки — папины поделки - были покрашены единственной голубой краской, другой, наверное, не было). И мы с папой «летаем» по комнате. Папа, конечно же, пилот, а я штурман.


А удивительный, сказочный Новый Год?! На елке игрушки, которые делали сами: флажки, цепи, снежинки, клоуны с головой из яичной скорлупы и орехи в золотой бумаге, а так же конфеты «Весна» и «Ласточка». Елка пахнет не только хвоей, но и мандаринами, но это уже позже, в Ленинграде (теперь это Санкт-Петербург), когда папа учился в академии.
Когда началась война папе не было еще 18 лет. Он мечтал, как и многие мальчишки, быть летчиком. Но в летное училище не попал из-за дальтонизма, и стал курсантом 3-его Ленинградского пехотного училища, эвакуированного в Воткинск. Воевал на Калининском фронте с июня 1942 года и до тяжелого ранения в мае 1943 года. На войне не верил, что останется живым -  такая она была страшная: «Если бы я знал, если бы знал, что останусь в живых!» Мама всю их совместную жизнь очень беспокоилась из-за ранений о его здоровье и берегла его. Папа пережил маму на долгих 20 лет и очень тосковал.


Старший папин брат Сергей во время войны был старшим политруком артполка в звании ст. лейтенанта. Пропал без вести под Сталинградом в начале 1943 года.
И только несколько лет назад удалось выяснить, благодаря «ОБД Мемориал» (огромное спасибо участникам Проекта), что он захоронен в братской могиле в Суровикино. Столько долгих лет семья ничего не знала! Мы поехали туда, чтобы, наконец-то, положить цветы на его могилу и поклониться ему от имени всех родных.


День Победы в нашей семье был самым главным праздником. И вот теперь в 2014 году  в Киеве, где живу 43 года (!),  я не могу выйти на улицу с георгиевской ленточкой, потому что с главной площади города призывают стрелять в тех, у кого георгиевская ленточка, и (о, ужас) многие  рукоплещут. Вот такое наступило НЕМЫСЛИМОЕ время.   И теперь от нас с вами зависит судьба легендарной георгиевской ленточки.

Наталья Федорова - Высотина
Киев, март 2014 года.