Джон Энджелл Джеймс. Духовная радость

Инквизитор Эйзенхорн 2
ДУХОВНАЯ РАДОСТЬ
Джон Энджелл Джеймс (1827)
http://www.gracegems.org/25/spiritual_joy.htm

Под настоящим счастьем христиан я имею в виду ту духовную радость, которая следует за оправданием, ибо "оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, и хвалимся надеждою славы Божией». До оправдания, мы не имеем права на радость, а после него у нас нет причин для страдания. Дух истинной религии по существу есть дух чистой и возвышенной радости, и, таким образом, отличается от суеверия, что по существу есть дух уныния и страха, и крайней печали. Перейдя из состояния, потерянного во грехе, к восстановлению в благодати, верующий, как можно ожидать, сочетает в своем опыте, казалось бы, противоположные состояния, описанные апостолом, который переходит от кроткой печали к радости, и бесчисленные покаянные слезы, которые он проливает о своих преступлениях, всегда рано или поздно озаряются всепобеждающей улыбкой восторга, как капли росы, сверкающей на солнце.
Самое поверхностное знакомство с Библией должно научить нас, что это книга, предназначенная для того, чтобы сделать нас счастливыми, а также святыми. Два Завета, как два ангела, посланных с небес, ведут нас, детей греха и печали, к источникам мира. Уже прежнее домостроительство содержит в себе бесчисленные призывы к народу Божию радоваться и веселиться, танцевать от радости. И если верующий, живший среди облаков и теней еврейского завета, когда он не мог пребывать в радости от громов Синая и в немалой степени был подвержен духу рабства, был призван радоваться, в сколь большей мере это состояние должно быть доступно христианину, для которого воскресшее Солнце правды сияет во всей славе полудня!
Христианин должен быть радостным, поскольку он праведен. Его религия должна не только украшать его характер  благолепием святыни, но и озарять его лицо улыбкой мира. Тем не менее, как мало из нас справятся с этой привилегией? Если мы посмотрим в Библию, мы можем ожидать, что увидим все, во что мы поверили, и сможем  жить под ее влиянием, как и множество блаженных духов, знающих Источник своего блаженства и не вкусивших смерти.  И тем не менее, когда мы смотрим на большую часть исповедующих людей, к сожалению, мы разочарованы, и даже по отношению к их счастью, а также к их поведению, которое заставляет нас задать вопрос: а чем вы лучше других?
Под духовной радостью я имею в виду не просто радость благочестивых людей, ибо их радость не вся и не всегда отвечает этому описанию, но я имею в виду радость, созидаемую истинной религией. Это тот святой мир, который является результатом Божественной истины, в которую мы верим, которую мы понимаем и на которую мы полагаемся. Это не возбуждение души, вызванное крепким здоровьем, мирским процветанием, дружбой или удовлетворением вкуса. Многие радости христианина на земле производятся тем его достоянием, которое принадлежит ему просто как человеку, и это радости совершенно невинные, но это не собственно духовная радость. Это правда, что его духовная радость может, и так часто и бывает, смешаться с более общей радостью, во многом изменив ее и сделав выше и слаще,  но все же она  иного рода. Это радость веры, надежды, любви - это радость в Боге, во Христе, в святости, в небесах.
Она начинается тогда, когда дрожащий грешник, пережив беспросветную тревогу и угнетение в связи с его грехом, теряет тяжесть своей вины у креста, и в этом случае радость его веры возрастает по мере того, как он продвигается в святости, и тогда радость любви, единой с верой, поддерживается в нем среди всех испытаний земли перспективой неба, и также возрастает его надежда, добавляя свое влияние к вере и любви. Эта духовная радость есть утешение, которое приносит верующему созерцание истины Божией и великих предметов Откровения, атрибутов и провидения Бога, Его отношения во Христе к Своему народу, Его дела и верности, и благодатных обетований Писания, и все это подкрепляется радостью благодаря свидетельству доброй совести, сознания возрастания в святости, и уверенности в надежде.
Такова духовная радость, и она не обязательно производит состояние большого волнения. Иногда они действительно проявляется в высоких и сильных чувствах, и тогда  это больше, чем мир, это сильная радость; это больше, чем восторг, это экстаз. Святые иногда возлетают на крыльях восторга в своей преданности так высоко, чтобы быть намного выше обычного религиозного опыта. Но наша физическая природа не допускает, чтобы такой экстаз длился бесконечно долго. Следует помнить, что различие наших умственных темпераментов и способностей восприятия способно значительно изменить даже наши духовные чувства. Радостные чувства у некоторых верующих  будут гораздо сильнее, чем у других, не допуская при этом четкого восприятия предметов, которые производят эти чувства, сильной веры в них или их большого практического влияния, но это потому, что перед нами просто сильное эмоциональное возбуждение.
Отсюда вытекает необходимость проверять сильные эмоции, которые сами по себе являются весьма двусмысленными и обманчивыми, пробным камнем личного благочестия. Духовная радость - это обычно спокойное и невозмутимое чувство, мир и покой души. Хотя мы и называем ее неизреченной и славной, ибо ее производит надежда небесного блаженства, это по-прежнему спокойная река, а не поток, который бурно течет через душу; она спокойна так же, как и глубока. Иначе говоря, это не бурное праздничное веселье, а сладкий и радостный покой сердца. Это тот  мир души, о котором говорил Спаситель, когда, готовясь оставить сей мир и, желая утешить своих скорбящих учеников, сказал: "Мир оставляю вам, мир Мой даю вам". Этот мир, сладкое спокойствие духа, которое Он так любил и с которым Он Сам исполнял Свое дело, есть также спокойное достоинство и самообладание вместе с радостным исполнением Божественной воли и терпением даже самых подавляющих испытаний. 
Из всего этого должно быть очевидно, что духовная радость сильно отличается от того, как некоторые люди хотели бы представить ее, из-за чего религия находится в пренебрежении. Мрачность и желчность некоторых исповедующих людей порой   пробуждают противоположную крайность - попытки оправдать плачевное легкомыслие и дешевое веселье под тем предлогом, что благочестивые люди должны быть радостными, и что это путь победить мир для благочестия. Да, они должны быть радостными, ибо радости полна сама их религия. Ничто мрачное по внешнему виду, замогильное по тону, угрюмое в привычках и циничное в глубине души не  должно характеризовать христианина, ибо он является чадом света и должен жить и действовать, и говорить, как таковое; он должен быть, как один из сыновей рая, готовых вернуться в него снова и принимающих испытания земли с воспоминанием о своей счастливой судьбе и перспективой своей будущей славы*; так он должен стремиться к небесному блаженству, но именно это побуждает в нем серьезность. 
Я хочу рассмотреть сейчас причины, почему большинство исповедующих людей испытывает так мало этой радости. Я полагаю, что этих людей гораздо больше, чем может и должно быть. Посмотрите на процветающих людей среди нас: откуда возникает их радость? Из их религии? Или из их хорошего настроения, здоровья, их семьи, их друзей, успеха и удовольствий? Посмотрите на многих страдающих и угнетенных людей: как мучит их тревога, как переполнены они скорбью, как подавлены унынием, каким безнадежным кажется им будущее! Как мало в них того мира,  который превыше всякого ума, радости, которую невозможно описать, так полна ее слава!  Библия говорит миру, что источники истинного счастья текут с Сиона, с подножия Креста, но как мало радости у тех, кто исповедует, что пьет эту живую воду сияющего потока из небесного града!
Почему это происходит? Неужели в самих предметах нашей духовной жизни чего-то не хватает для обретения этой радости? Ведь они утешали миллионы в долине слез, в любой разновидности и степени человеческого горя, и радость их духа достигала совершенства, равного блаженству ангелов, и была по сердцу Божьему. Неужели правда, что эти источники недоступны для многих из нас?  Нет, они открыты для всех детей Бога. Правда ли, что Бог не желает даровать эту радость многим, ибо в Своей суверенной власти Он обошел их? Нет, было бы ошибкой полагать, что Бог какими-либо Своими положительными действиями мешает нашему миру, или гасит его, что, таким образом, Его суверенитет действует не в наказании за грех, а в удержании осуществления милости для Своего народа, чтобы лишить его разумного утешения и заставить испытывать темноту и уныние. "Эта точка зрения", говорит Уордлоу, уже давно казалась мне очень опасной. Она во многом рассчитана на то, чтобы верующие стали довольны собой в условиях, которые должны пробуждать их к ревности и испытанию своего сердца. Мне кажется одновременно и более безопасным и более духовным считать отсутствие мира и радости, если это не просто слабые нервы, указанием на то, что в духовном устроении наших умов что-то не так, что в нас есть какие-то грехи и пороки. Именно такие существенные последствия для нас будет нести убеждение, что если мы лишены  мира и радости, то причина этому в нас самих, и только в нас самих. Не Бог отказался от нас,  но мы отошли от Бога".
Истинные причины отсутствия духовной радости у христиан таковы.
Некоторые из них являются только исповедующими христианами, и хотя они носят имя, что они живы, они мертвы, и, будучи лишены веры, они, конечно, нуждаются во всякой радости и мире веры. Пусть такие люди спросят сами, почему у них нет радости, и есть ли у них нечто большее, чем просто имя христиан. Многие не желают этой радости, по крайней мере, они не сильно жаждут ее. Они, конечно, ждут какого-то удовольствия, они хотят быть удовлетворенными жизнью, но это только  радость дружбы, здоровья, успехов в бизнесе, уютного дома с огнем камина, это не мир веры и  не удовольствие от общения с Богом, не радость святости и надежды, не счастье от чувства прощенного греха, не удовольствие от преданности Богу. Они никогда не идут к Богу в молитве, говоря: Господи, излей свет Твоего лица на нас, даруй радость в наши сердца большую, чем когда у нас изобилие еды и вина, ибо у Тебя источник жизни, и во свете Твоем мы видим свет!
Есть большая ошибка, которую допускают многие по отношению к духовной радости. Некоторые считают, что это только привилегия, на которую можно надеяться, и ждать ее как суверенного благоволения, но которая не обязательна для нас. Но то, что эта радость является обязанностью, видно из того, как часто она предписывается, а не только обещается. Нам заповедано: «Радуйтесь в Господе", и ничто не мешает нам, кроме нашего неверия. Если мы обязаны верить, то не меньше мы обязаны радоваться**. Это грех - быть унылым, а также быть угрюмым. Истинная радость - это работа Духа, дар Божий, но таковы же вера, любовь и святость.
Некоторые предположить, что хотя это обязанность и привилегия для других, но не для них. Почему бы и нет? Источник радости находится в обетовании, а не в нас, и он должен быть получен нами по вере. И это обетование - для нас, а не для всех. Некоторые ждут того, что, возможно, они никогда не будут иметь, степень восторга, к которой они вряд ли восприимчивы. Они полагают, духовная радость означает нечто мистическое, экстатическое, почти серафическое, некоторые ищут чувств, которые позволили бы определить, были ли они в теле или вне тела. Они не довольны спокойным, сладким внутренним миром и покоем. Некоторые из них не достигли полной уверенности в надежде, не получили свидетельства Духа, и поскольку они не имеют радостной уверенности, они вообще отказываются от веры, или поскольку они не имеют радости сильной веры, они отвергают веру более слабую.
Некоторые ждут для радости, пока они не достигнут безгрешного совершенства, забывая, что тогда они никогда не смогут радоваться во времени, они никогда не будут иметь покоя, пока они не доберутся до небес. Уповая на это, они показывают, что хотели бы скорее радоваться самим себе, а не Богу. О,  как многочисленны махинации сатаны, желающего удержать людей Божьих от того, чтобы быть счастливыми, когда он не может удержать их от того, чтобы верить в Него, как многочисленны и как тонки  методы, с помощью которых он заставляет детей света ходить во тьме!
Недостаточное знание замысла искупления и великих истин Евангелия является общим препятствием для духовной радости. Желая иметь духовное утешение в истине, мы можем получить его только в той мере, в какой мы понимаем истину и доверяем ей.   В сознании многих благочестивых людей существует большая путаница мыслей, смесь закона и Евангелия, отсутствие четкого различия между оправданием и освящением, и такое же отсутствие различия между благодатью  Бога и достоинством человека. Они всегда ищут  знаки и свидетельства сами по себе, вместо того чтобы искать Христа, и всегда находят в себе бедственные недостатки, и становятся холодными и мрачными в молитве даже во всей полноте благодати и утешений Спасителя! Именно когда к нему подступает мрачное отчаяние, христианин склонен приобретать болезненные и слабые формы благочестия. Его смирение и покаяние не направлены  на что-то лучшее - тогда их не может быть слишком много для верующего! - но проникнуты недовольством, убожеством и безнадежной печалью. Христиане, исследуйте Евангелие! Потрудитесь понять систему спасении по благодати через веру. Проникните, если это возможнно, в глубины дивной благодати слова, и особенно растите в познании славного союза между справедливостью и милосердием, который устанавливается в смерти Христа!
Христиане иногда упускают радость, опасаясь, что религия может сделать их счастливыми. Даже если они не отрицают словами того, что у них есть право и основания для радости и возможность радоваться о Господе, однако они, похоже, боятся идти к высокой степени духовной радости, чтобы она не стала для них чрезмерной. Есть времена, когда большинство христиан получают более яркие и восхитительные, чем обычно, чувства от Божественной истины, когда у них есть необычная прозрачность атмосферы души, через которую око веры различает духовные предметы с особой ясностью, и когда душа кажется, инстинктивно ликует. Хвала поднимается в них с новой силой, а сердце начинает раскрываться в полноте радости. В этот момент догадка закрадывается в душу: "Я должен сдерживать эти чувства, они поставят под угрозу мое смирение, надуют меня гордостью и выставят меня под искушения сатаны!". Так все духовные радости, обретенные нашим умом, прячутся и опадают, и мы обрекаем себя на то, чтобы ползать!
Грех убивает духовную радость, и это неизбежно. Я не говорю сейчас о безнравственности, ибо она лишает нас радости совсем, но не менее пагубна для нее  работа растления в нас, грехи сердца, грехи языка, грехи характера, грехи бездействия, грехи, известные только Богу и совести. Такие грехи могут не привести нас к отлучению от Церкви, но они тоже обезбоживают нас.  Такие грехи, не встретив сопротивления и не будучи умерщвляемы, неминуемо должны предотвратить или уменьшить нашу радость. Они не могут потушить свет нашего благочестия в целом, но они окружают его нечистой атмосферой, густым туман, который отвращает его сияющий свет от сердца.
В связи  с этим, я могу заметить, что благочестие многих слишком слабо как таковое, оно слишком мирское, слишком теплое, они живут слишком далеко от Бога, чтобы получить большую радость и мир от их благочестия. Духовная радость есть радость в Боге, во Христе, в святости, в небесах! И когда, следовательно, исповедующий человек, который так редко входит в молитвенную комнату, так мало читает Библию, так мало спускается в глубины своего ума и живет так далеко от Бога, что он сомневается в себе, а другие сомневаются в том, любит ли он Бога или нет,  не может быть удивительно, что его религия не делает его счастливым.
Религии некоторых людей вполне достаточно, чтобы сделать их несчастными. Она портит их в глазах мира и не вводит их в Церковь. Их религиозное исповедание слишком обременительно для них и стоит на пути их мирских удовольствий. Эти люди достаточно приняты миром, чтобы они не искали радости в истинной религии, но они не хотят изгнать ни одно земное удовольствие, чтобы освободить место для всех утешений Духа. 
Мои дорогие друзья, позвольте мне просить вас избежать этих препятствий, а также добиваться более небесного, святого и счастливого настроения. Молитесь за него, потому что это плод Духа. Чаще общайтесь со своей Библией, ибо только так вы сможете идти по пути понимания, веры и чувства правды. Найдите время для более частого размышления над ним, ибо истина не усваивается сердцем через беглый взгляд. Стремитесь укреплять вашу веру, и ваша радость будет возрастать вместе с нец. Держитесь подальше от греха, угашающего радость. Развивайте святость, ибо в ней счастье. Держитесь вместе  с теми, кто научился петь песнь Господню, и собирайтесь на их путь в радости. Вы должны иметь крепкое благочестие, если желаете получить духовную радость. Истинная религия есть жизнь, и это энергичная жизнь, а не хилая. Истинная религия есть свет, и вы знаете, что  искра не оживит комнату, но только пламя. Истинная религия есть вода жаждущим, и это не капля, а изобилие, которое будет радовать и удовлетворять. Будьте прилежны, и приложите все старания, чтобы делать твердым ваше звание и избрание.
Вам нужны мотивы для этого? Сколько же их перед вами!
Подумайте о своем собственном счастье. Вы не должны быть равнодушными к этому. Бог хочет, чтобы вы были счастливы, и предлагает обильные средства к тому, чтобы было так. Вам стоит войти в Его замысел, чтобы быть радостными. Бог любит видеть Своих детей счастливыми, и не позволяет им быть равнодушными к Его миру.
Подумайте о том, какую помощь радость доставит вам во всех ваших обязанностях. Она изольет свое влияние на все. Именно поэтому вы будете приветствовать субботу с воторогом, приходить к престолу благодати с дерзновением, читать Священное Писание с удовольствием, и таинства будут освежать вас присутствием Господа. Святилище, Писание и стол Господа - все окажется для вас в тени и будет представляться мрачным, если не будет этой радости. Но духовная радость прольет свет на все эти средства благодати, чтобы они стали светом для вас.
Радость поможет вам на всех путях христианской жизни, и будет вести вас с песнями Господу как путника, идущего через леса и равнины, чтобы преодолеть скуку и усталость на вашем пути. "Радость Господа сила моя", сказал Ездра, описывая скорби Израиля, и заложил принцип, решающий для христианской жизни, как и для любого другого предприятия, ибо что доброе под солнцем когда достигалось без радости? В совершении нашего спасения должны быть не только страх и трепет, но и надежда и радость. Духовная радость - это масло на колесах послушания. Именно она ободряет душу и побуждает ее к действию, и несет ее вперед среди трудных, требующих самоотвержения обязанностей.
Как мы можем лучше победить мир, что всегда присутствует рядом с нами, и настоящего врага, который всегда ополчается на нас? Только если наше сердце уже довольно своим счастьем во Христе!  Духовная радость - победитель в мире! И как легка, как совершенна она в торжестве своем! Сердце святой радости поднимается над миром, покрытым дымом и пылью, и воспаряет в яркие, чистые и счастливые миры, над которыми сияет незаходящее солнце, и все вокруг наполняется славой Его! Что из того, что предлагает мир, можно сравнить с радостью веры во Христе? Что из его амбиций можно сравнить с этим, если коронованный принц может снять свою корону и отложить в сторону как игрушку, если он радуется в надежде нетленного венца жизни и славы!
А теперь подумайте о важности этой духовной радости в темные времена скорбей. Разве многие из вас не лишены земной радости и не жаждут духовной?  Если благочестие не проливает свет на ваш дух, вы в полной темноте. Но оно может осветить темные сцены человеческого горя, пролить свет в темницы нищеты и плена, и сделать мучеников способными петь на эшафоте и на костре. Аввакум ликовал среди погубленных урожаев и опустевших дворов, радовался о Боге спасения своего. Те из вас, кто на похоронах, вытрите слезы, успокойте рыдания и рассейте свои страхи у Креста и вечного трона. Как не радоваться, если  у нас есть Бог, Христос и спасение! 
В наше необычное время вы призваны к великому делу обращения мира, и для того, чтобы добиться этого, вы должны жертвовать своим временем, деньгами и силами.  И как это сделать? Радостная Церковь - это трудящаяся Церковь. Ее величие в том, что оно никогда не сияет иначе как в радостных и свободных сердцах. Ее видение радостно,   потому что оно направлено на великие дела, верит в великие дела, и совершает великие дела.  Апостолы и первые ученики, хотя и были гонимы, были радостными людьми. Они считали для себя даже радостью подвергаться различным испытаниям. Они поразили мир зрелищем нравственного героизма, который с улыбкой встречал кандалы, тюрьмы и смерть, пел от радости у плахи палача и входя в цирки со львами. Религия проявилась во всей своей силе и славе, как принцип, стоящий выше всего человеческого, как нечто небесное и божественное, и многих обратила к вере эта радость мучеников, как и все их свидетельство.
Христиане, помните эти примеры. Не говорите миру, что вы счастливы - покажите, что это так! Явите убедительность своих утверждений на собственном опыте, подтверждающем слова христиан, что Церковь Христова является местом блаженства. Опровергайте делом мирскую клевету на религию, утверждения,  что это кислый, недовольный, мрачный дух, замогильный призрак, жестокое суеверие, преследующее и заражающее все живое. Пусть Церковь будет счастлива даже  по самой своей внешности, чтобы ее можно было распознать без труда. Гора дома Господня, возвышающаяся над холмами, сияет миром, поскольку она отражает лучи Солнца правды, и зеленеет Его святостью, она будет привлекать глаз и успокаивать плач, и народы направятся к ней как к месту покоя. Пусть первые лучи тысячелетней зари будут видны в этом райском сиянии, исходящем от Церкви!
Поэтому будьте счастливы как христиане, счастливы потому, что вы святы. Следуйте в этом, как и во всех других отношениях, примеру и духу Евангелия. Пребудьте как ваш Божественный Учитель, в чистоте, простоте и радости, с которой вы посвящаете себя служению людям. Привнесите больше Его спокойного и радостного духа во всякое ваше дело.  Пусть ваше благочестие будет видно всем, как многолетний источник мира и радости в вашей собственной душе, в рамках различных дел Божественного Провидения. Предвкушайте уже здесь небесное счастье. Вы уже стоите на пороге небесного храма, как люди, которые не только слышат песнь, звучащую внутри его, но ожидают вскоре увидеть, как распахнутся врата вечности, чтобы впустить вас в Божье присутствие, где есть полнота радости, и под Его десницей вы найдете счастье навсегда!

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn

* Cказанное не следует понимать как платоническое припоминание, перевоплощение и т.п. чуждые библейскому христианству религиозные идеи
** К сожалению, автор склоняется к идее "обязанности верить", хотя и воспринимает ее более здраво, чем фуллеризм.