На три ступеньки меньше

Юрий Ткаченко
Исторически сложилось деление Карасука на две половины – станцию и его городскую часть. Рельсы железнодорожных путей стали своеобразным «водоразделом», поделившим город надвое. Над этой железной рекой в шестидесятых годах прошлого века поднялись две переправы – автомобильный виадук и пешеходный мост.
Переходной мост, соединяющий привокзальную площадь с улицей Октябрьской, построенный в 1959 году, сразу стал местной достопримечательностью. У него назначали свидания влюблённые пары, по нему ходили на танцы в районный Дом культуры, а после открытия нового городского кинотеатра «Космос» - бегали в кино. С его высоты открывался живописный вид на станцию. Сам мост привлекал строгостью линий, романтизмом светильников и ажурностью ограждения.
За многолетнее стояние он «обрастал» деталями, подстраиваясь под временные изменения. Так, после электрификации железнодорожного участка Карасук – Камень-на-Оби, появились оградительные сетки над путями и предупреждающие об опасном напряжении таблички. На металлические края ступенек наварили бортики из прутка, сделав подъём и особенно спуск в зимнее время безопасней. Кстати, количество ступенек неравное. Со стороны вокзала их 51, а на противоположной – 54.
А 8 августа 1976 года в истории моста случилось экстраординарное происшествие – рухнул один из его пролётов! Сообщение о ЧП застало железнодорожников на праздничном концерте в честь профессионального праздника в клубе.
По воспоминаниям ветерана Карасукского отделения дороги, Почётного железнодорожника Карманова, причиной этому послужило наложение человеческого фактора на просчёты при проектировании и строительстве. Дело в том, что мост возводился без реконструкции самой станции и один из тупиковых путей оказался на одной линии с опорой, не доходя до неё лишь несколько метров. Долгие годы этому не придавали значения, пока при маневровых работах не случился брак. При формировании состава одиночный вагон, направленный в тупик, имел слишком большую скорость, а составитель, замешкавшись, не успел её погасить при помощи тормозного башмака. Его кладут на рельсы перед вагоном. В результате многотонная махина, преодолев стоящее в конце пути ограждение, как спичку, переломило опору моста (вторую от улицы Октябрьской), которая не была рассчитана на такое развитие событий. Карасукским железнодорожникам удалось быстро ликвидировать последствия аварии. О тех событиях напоминает лишь только байка о том, как один гражданин «под шафе», пока в суматохе не успели перекрыть движение, не обращая на крики стоящих внизу работников станции, шёл по мосту. Оказавшись у места обрушения и, уже занеся ногу для следующего рокового шага, он, видимо протрезвев от увиденного, крутанулся на одной ноге у края пропасти и со скоростью скорого поезда удалился в обратном направлении. Его личность так и осталась неизвестной историкам. 
Время не останавливается. Таких «старичков», как наш мост, на Западно-Сибирской железной дороге осталось всего два (другой на станции Обнорская). В этом году планируется их заменить на новые, современные. Каким он был, первый пешеходный мост Карасука, скоро можно будет представить лишь по фотографиям и макету в железнодорожном музее, а его «преемник» начнёт писать свои собственные страницы истории.