Исповедальная муза. Александр Сигачёв

Сансанс
Моему светлому ангелу хранителю Б.И. посвящаю.

Вам, любезная жемчужина моя,
Простодушно рассказать решился я,
Изложить Вам, честь по чести, - всю, как есть -
Благодатную историю чудес.

Расскажу не ради красного словца, -
Это быль, вся - от начала до конца.
Пожалел бы я бумаги и чернил,
Если б песню эту  сам бы сочинил.

Будьте верными вы радостям, друзья,
Ради радости писал поэму я.
Вам, волшебница, спасибо уж на том,
Что когда-нибудь вспомните добром.
И на эти пожелтевшие листы
Вы положите весенние цветы…
 А.С.

I. УВЕРТЮРА.

Хор.

На Востоке светом ярым,
Туч скопленье рассекая,
Зорька утра занималась,
Всеми красками играя!
Воссияй же Розой ярче,
Лепесточки распуская,
Здравствуй, Солнце! Здравствуй утро!
Здравствуй, зорька золотая!..

Солист. (Музыкальный речитатив.)

Ушёл от злых людей и ненавистных,
Искавших мне мучений, что пожестче,
Мне чувственную душу поразивших;
Порвал все узы с ними, стало легче.
Ушёл от злых людей и ненавистных,

Чужими стали, как того хотели,
Я их любил бы, против их желанья;
Но я изгой с казачьей колыбели:
От Дона Тихого ушёл в изгнанье:
Чужими будьте мне, - вы того хотели.

За то, что не такой, как эти люди:
Не хуже и не лучше, - не такой я…
Не стану ни за что, как Чудо-Юдо:
Клевещут пусть, пугают, козни строят, -
Не стану ни за что, как Чудо-Юдо…

Мои волнения, негодованья,
Способны довести до исступленья,
Покоя, не давая на мгновенье, -
Находят Чудо-Юдо наслажденье, -
Показывать, что нет нигде спасенья…

Все, проявляя в подлости уменья, -
Необратимым делая крушенье;
Хоть бился я отчаянно, но тщетно,
Не разгадал их все хитросплетенья,
Спасён к Руси любовью беззаветной.

В борьбе мои усилия напрасны:
Терзания без пользы и без толку.
Так принял я решенье сердцем страстным:
Судьбине покориться и умолкнуть.
В борьбе мои усилия напрасны.

И возместилось мне за все страданья,
Стал пребывать я в сладостном покое,
Не мыслимом в трудах сопротивленья, -
Бесплодного и тягостного боя.
Сполна мне возместилось за страданья…

Спокойствие содействовало чуду:
Мне радости увиделись повсюду.
Моим врагам неистовая злоба,
Затмила разум жалкий и убогий.
Спокойствие содействовало чуду:

Несоразмерность действий их преступных,
Им стало нудным доставлять мне муки;
Не оставляя лучика надежды, -
Тем не смогли держать в сетях, как прежде. 
Нудней им стало доставлять мне муки.

Не завлекут преступною приманкой,
И лживостью терзать мученьем сердце.
Так, испытав все мерзостные средства,
Лишились силы Юдины обманки,
Лишились силы сатанистов средства.

Хор.

Пук лучей, пробившись к жизни,
Светом Землю озаряли,
Зазвенев, как струны арфы,
И кудрями засверкали…
Наполняли душу пеньем,
То - forte, то, замирая, -
Музы - в сердце, кровь – по жилам,
К песнопенью пробуждая!..

Солист. (Напевная декламация.)

Их клевета, позор и униженья,
Обрушенные на меня нежданно;
Усилить не могли мои мученья,
Из чаши скорби вылилась отрава.
Усиливать уж не могли мученья.

Из полной чаши яды выливались
До капли все, что в чашу извергались.
И, даже боль угроз моей расправой,
От мук остаточных лишь отвлекали.
Из полной чаши яды выливались

О чём ещё переживать мне надо,
Коль реки истекли змеиных ядов?
Ухудшить статус мне им невозможно,
Все их потуги больше не тревожат…
О чём тогда переживать мне надо?!

Ушла тревога – сердцу облегченье,
Спокойно вынес гадов мельтешенья.
Страшней угрозы самого удара.
Угрозы их мне не нужны и даром.
Ушла тревога, - сердцу облегченье.

В освобождении от опасений,
Мои все притупились треволненья.
Лишились кобры власти надо мною,
В клубок змея свивалась со змеёю.
Мои все притупились треволненья.

Проникнув в заговор во всём размахе,
Решил не просто так расстаться с ними,
Но так, что, если приползали бы в прахе,
То не нашли меня бы в целом мире.
Так я теперь решил расстаться с ними.

Такой возврат не может быть взаимным,
Не нужен их возврат; я не наивный.
Презренье к ним внушили мне уже,
Общенье омерзительно душе:
Возврат врагов не может стать взаимным.

Из сердца вырвал радости общенья.
Чудовищно змеиное шипенье.
Надеюсь, что иное поколенье,
Иное обо мне составит мненье,
Пусть новые взойдут ростки общенья!

Надежду эту я в душе лелею,
Дышу святой надеждою своею.
Не то, что ныне сердцем слышу я –
Игрушкой Юды делают меня.
Надежду светлую в моей душе лелею…

Хор.

Песнь сама самозабвенно,
Исступлённо проплывала,
Душу золотой иглою –
Сладко-сладко прожигала…
Хоры на душе запели,
В ней костры ярей зардели,
Отзывались дрожью в теле
Звуки пикколо  свирели…

Солист. (Лирический речитатив.)

Должно бы мне приблизить час заветный,
В сердцах людей найти привет ответный.
Пороку в мире быть не бесконечно,
Всё это вражье племя канет в Лету,
Мой ангел мне приблизит час заветный!

Оставят память ложную в покое.
Пусть змеи, что вершили зло со мною,
Шипят, роняя яд  неумолимо,
Но я пройду своей стезёю мимо…
Оставят память ложную в покое.

Дары земные пусть не для меня,
Прошёл, очистившись сквозь жар огня.
К чему теперь волненья в этом мире?
Держу у сердца трепетную лиру
Дары земные все не для меня.

Пусть на родной земле, как на чужбине,
Остаток дней я проведу отныне, -
В молитвах, в песнях – сердцу утешенье,
Займусь своим лишь самоизученьем.
Пусть на Руси живу, как на чужбине.

Беседую я с собственной душой,
Никто беседу ту отнять не сможет;
Шипенье змей, мне сердце уж не гложет, -
Мой ангел, верую: душе поможет.
Веду беседу с собственной душой…

Пленительно в прогулках созерцанье,
О них душа полна воспоминанья.
Так закреплю я на бумаге это, -
Ещё горит в душе огонь поэта,
И полнится душа воспоминаньем.

Так дни последние потеряны не будут,
Теперь я вижу радости повсюду:
Читая записи, переживаю радость,
Которая жива ещё осталась.
Дни радости потеряны не будут.

Забуду все печали и несчастья,
День прожитый - стихом стану венчать я.
Хранитель Ангел будет мне наградой,
Пребудет несказанной эта радость.
Забудутся печали и несчастья.

Летучие листки в цветах мечтаний,
Послужат ангелу моим признаньем.
Душа, очистившись в горниле бедствий:
Явилась мне с молитвами приветствий,
Прими мои листки в цветах мечтаний!..

На сердце обновлённом, опыт новый,
Любая радость к волшебству готова,
Чтоб насладиться красотой общенья
В беседе с ангелом, питая восхищенье.
Для сердца радость к волшебству готова.

Желание быть узнанным угасло,
В ином увидел я источник счастья,
Исток исчезнуть может лишь с душою;
Приди, мой Ангел, говори со мною!
В ином увидел я источник счастья,

Хор.

И душа свирелью стала;
Солнцу трепетно внимала…
Начинала песня литься,
И в лучах его искриться!..
И душистые жасмины
Распускали лепесточки,
И росинки  зазвенели,
Как волшебные звоночки…

II. НЕРУКОТВОРНЫХ ДЕЛ МАСТЕР.

Хор.   

Жизнь моя – частичка Солнца;
На ладье его мелодий -
По сверкающим стремнинам –
Шла в объятия природе.
И лучи на волнах пляшут -
К изумлению очей…
Жизнь моя, бери богатство
Утра солнечных лучей!

Солист. (Музыкальный речитатив.)
               
   К вам не пожалует покой,
Пусть будут в вашей мастерской:
И зимний сад – в горшках цветы
Невыразимой красоты,
И птицы весело поют,
Поющие фонтаны бьют;
Пусть ломятся от яств столы;
Девицы статны и милы –
Для вас танцуют и поют;
Пусть в вашу честь салют дают,
И произносят в вашу честь
Поэты пламенную речь…
Никто, ничто тебе, друг мой,
Не сможет подарить покой…
               
   Мороз зимы и лета зной,
И лес осенний, золотой,
И пенье соловья весной -
Не дарят истинный покой.
Но умудрился наш герой
Снискать и счастье, и покой,
Когда под вечер фартук свой
Снимал в своей он мастерской
И отдыхал от разных дел,
Рубаху белую надев.
Он брал чернила и перо
И голос – чисто серебро
Звенел его и без греха
Он славил Господа в стихах!..
               
   Так славил Господа в стихах,
Что песни на его устах
Тяжелый отгоняли сон,
Как будто в рай вознёсся он…
А утром, в окнах чуть рассвет, -
Вновь станет мастером поэт…
Так, день за днём, его звала:
Под вечер - муза, а дела
С рассветом, наградят его:
И пищу дарят, и тепло.
Таков был наш герой Божков –
Творец стихов, творец подков…
И воцарились в мастерской
Его – и счастье, и покой!..
               
   Но для людей округи той
Его и счастье, и покой 
Плодили зависть. Тут и там -
За ним ходили по пятам
Друзья и недруги – все вдруг
Силки расставили вокруг.
Известно множество фантазий -
Кто любит ближним строить козни.
Но оставался, слеп и глух
К ним мастер, было недосуг,
Ведь слухом, взглядом, речью в нём
Руководились божеством:
Весь мир в себя он принимает,
И мыслью - мир весь обнимает…

Хор.

Из сокровищницы света, -
Дар нетленный, дар чудесный!
Нанижу на нити бусы -
Солнцу трепетные песни!
Пусть сребристым перезвоном
Напевают ключевым,
И сверкают, как алмазы
Все на нитях дождевых!..

Солист. (Ариозо.)

   Кто лиру к сердцу прижимает,
Он, словно мир вес обнимает.
И вот настало торжество:
Ему предстало Божество
Во всём своём великолепье
Девицей, как тут не воспеть ей
Хвалу в изысканных словах!
Как не воскликнуть сердцем – ах!
Осанка, царственность движений,
В очах блистает света Гений!
Вошла и вмиг - всё засияло,
Речь, будто ручеёк журчала:
«Приветствую тебя, Божков!
Ты мастер дел и мастер слов!..
               
   Ты мастерством - и дел, и слов
Сумел разбить замки оков,
Преодолев все мельтешенья,
Возню людскую, копошенья,
Всех состязаний суетню, -
Всю эту мутную струю…
Тобой воспета жизнь сама –
Не суетная кутерьма.
Раскрыта тайна мирозданья,
Не разменял ты дарованье –
Во имя Истин Золотых –
На суету утех пустых…»
Тут сцены пьес в его окно
Вставлялись, словно – полотно…
               
   Напоминало полотно,
Всё, что забылось им давно,
А также много из того,
Что в мыслях не было его.
Не чудо разве – это дело?!
Его блаженству нет предела!..
Стоит наш мастер у окна,
И чувствует, что жизнь полна!
И понял он, в чём назначенье
Такого тайного ученья:
Бог выбрал проповедь такую,
Чтобы заслугу всю земную
С лихвою мастеру воздать, -
Господь умеет награждать!..
               
   Он так умеет награждать,
Что хочется всем передать
Об этом небывалом чуде,
Да так, что умный – не осудит:
Всё увязать в один орнамент,
На прочный выставить фундамент,
Чтоб, видя это – сердце пело,
И, чтоб ни червь, ни моль не съела...
Душевного хватило б пыла,
Чтоб силы с мудростью хватило!
Такие могут быть дела,
Что кругом голова пошла б!..
Прощаясь, Божество сказало:
«Возьми вот флейту для начала!»

Хор.

Солнце, Солнце! Гимны наши
Принимай в своих чертогах!
Очищай огнём блаженства
Нам печали и тревоги!..
Пусть сердца сольются с гимном,
В общей песенной отваге!
Солнце, Солнце, ты нам даришь
Звёзд пленительные саги!..

Солист. (Музыкальная декламация.)

  И сразу, как она сказала,
Вдруг - флейта нежно зазвучала,
И песни сами у певца
Слагались, трогая сердца!..
И мастер, предвкушая радость,
Шёл в лес, гулял среди дубов,
И пил нектар безмолвья слов:
Цветений, красок и прохлады, -
Всего, что дарит нам отраду
За благородный труд в награду…
И наслаждается душа:
Жизнь сменой счастья хороша!..
Пить радость, - надо не спешить:
Смотреть и слушать, песней жить!..
               
   Что лучше может в жизни быть:
И жить - как петь, и петь – как жить!..
Живой ручей, шуми и пой!
Созвучен песне говор твой!..
Приют лесной волнует кровь!..
Начну сегодня жить, как вновь;
Под звёздами в тиши лесной
Звучит отрадней голос мой:
«Моя лачужка – моя страна,
Костёр весёлый, царит весна!
Здесь ель мне лапу сама даёт,
Поспевший ужин к огню зовёт…»
Вблизи костёр цыган разводит,
И песню хор цыган заводит…
               
   Не зря молва в народе ходит:
«В их песнях - дух свободы бродит!…»
Запел цыган, потомок исполинов,
Стремясь мечтой к созвездиям небес,
Душа, свершая свой полёт орлиный, -
Забыла мир и вторит песне лес!..
Но вот умолкла эта песня пира,
Покой и сон теперь царят над миром…
Я шлю приветствие своё тому,
Кто, отгоняя сон, глядит во тьму…
Кому пригрезился в ночи безмолвной
В пустыне караван, иль океана волны…
Смотреть и слушать, и мечтаньем жить, -
Что лучшее на свете может быть?!
               
   Ни что не может в жизни лучше быть,
Чем тихую сторонушку любить?!
Когда с восходом Солнца тает мгла
И в искрах чувств рождаются слова:
«О Господи! Какая ж в этом сила,
Когда встаёт над Родиной Светило!..
И новый день зовёт для жизни новой,
Всегда для песен радостных готовый.
Пусть мирный край цветёт и счастьем дышит,
А зло, пусть и листочка не колышет.
Храни, Господь, лелей мою Державу!
Пролей своё Величье – ей во славу!»
А я теперь вам, люди, для начала
Настрою флейту, чтоб нежней звучала!..

Хор.

Воссияй же Розой ярче,
Лепесточки распуская,
Здравствуй, Солнце! Здравствуй утро!
Здравствуй, зорька золотая!..
На Востоке светом ярым,
Туч скопленье рассекая,
Зорька утра занималась,
Всеми красками играя!..

Солист. (Ария.)
               
   Хочу, чтоб флейта, так бы зазвучала,
Чтоб Солнце ярче на воде сверкало!..
Как пароходу – песня у причала,
Моей подруге чувствам отвечала.
Чтоб луг пестрелся яркими цветами,
На нём росинки – в травах трепетали;
И, как над ними синий купол неба, -
Господь картины даровал и мне бы.
Чтоб в тех картинах – всё пришло в движенье.
Восторг, чтоб душу приводил в смущенье…
У флейты золотой такая сила,
Что звуками весь мир преобразила!
Настрою флейту, чтоб нежней звучала,
Чтоб лучшим чувствам милой отвечала!..
               
   Ей флейта лучшим чувствам отвечала, -
Не зря же нам Господь их дал в Начале?!
Взволнуй ей сердце песенка простая!
Смелей играй ей флейта золотая!..
Какая сила флейты золотой!..
Она просила: «Пой, играй, родной!»
Я отвечал ей: «Милая, поверь, -
Тебе лишь доверяю я свирель,
Свою жалейку, дудочку, смычок!..»
Она в ответ: «Играй же, дурачок!..»
С тех пор я милой меньше говорю,
А только всё играю и пою!..
И воцарились в светлой мастерской
С тех самых пор - и счастье, и покой!..

Хор.

Широки вы, просторы России,
Многоцветен ликующий май...
Колокольчик мой синий-пресиний
Прозвенел: «Обо мне вспоминай!..»

Словно в детстве - я рад первым грозам,
Как ты, Русь,  хороша-хороша!
Распахну своё сердце берёзам:
Пусть поёт колокольчик-душа!..

III. ПРОБУЖДЕНИЕ СПЯЩЕЙ ДУШИ.

Хор.

Мы шли за красотой, светил нам лик прекрасный,
Всем было хорошо и на душе светло.
Светило Солнце днём, а ночью – звёзды Счастья,
Нам дружба – поводырь, а песня – божество!

Но радость для друзей, лишь временной бывает,
Один упал в пути [1], другой погиб случайно [2]:
И я, лишь крепче посох свой сжимая,
Иду, где красота с улыбкой величавой.

Но лик свой красота, едва лишь показала,
И тотчас от меня далече улетала.
Надежды все мои не стоят и гроша,
Умчалась красота вдаль, крыльями шурша…

Солист. (Ария.)

Оркестр – мой лес; душа моя ликует,
Как скрипка первая – кукушечка кукует.
Чуть шелестит чудесной арфой лес.
Многоголосье птиц: и хор он и оркестр!
Оркестр – мой лес; душа моя ликует,

Ах, как душа восторженно ликует!
Как ветерок ласкает и целует!
Зачем я медлил встречу с красотою,
С симфонией небесной  и земною!..
Ах, как душа восторженно ликует!

Воображение не столь живое,
Как было, помню, в пору молодую.
Душевных сил хватать уже не стало,
Чтоб охватить восторгом миг желанный…
Воображенье, словно увядало.

Душа трудами горнему взлетает,
Живые чувства смутно вспоминает.
Вернуться к памяти желаю всей душой.
Чтоб созерцать себя столь хорошо.
Душа с трудами горнему взлетает…

Хор.

И долго я бреду в мучительной разлуке,
В неведомую даль, за дивной красотой.
Как долго выдержу души смущенья муки,
Где чужды люди мне, и я меж них чужой.

Не трудно было б мне в народе раствориться,
И тише бы воды, скрываясь в мураве;
Но, боже, как с такою участью смириться,
Чтоб кануть навсегда в той непроглядной мгле?

Мне слышны голоса: и тленна жизнь, и бренна, [3]
Но голоса в душе уже не заглушить;
Мне верится: в глубинах без границ Вселенной,
Нам вечно искрами светиться и кружить…

Солист. (Ариозо.)

Мучительно искал для сердца пищу жадно,
И отыскал исток любви желанный.
И понял я в тот несказанный час:
Источник счастья истинного в нас!
В своей душе исток любви желанный!

Счастливый тот, кто хочет быть счастливым, -
Хозяин радости своей неистребимой!
И, воскрешая в памяти мечтанья,
Я погружался в их воспоминанья!
Счастливый тот, кто хочет быть счастливым!..

Восторг ли испытаю, восхищенье ль, -
В них мой венец от вражеских мучений.
Без них бы не искал в себе сокровищ,
Не звал бы без беды любовь на помощь.
В любви венец от вражеских мучений!..

Хор.

Видна, как наяву, - в сиянии вершина, -
Ни хладный лёд блистал на солнце, ни снега;
То взор мой долетал до душ людей счастливых,
Где нет нечистоты, ни подлого врага.

Когда бы путь прервал, то, тьмою непобедимый,
Оставил бы в руках у Зла мечту мою.
Вершин сияние сквозь ночи мрак незримы,
Вот почему бреду и плачу, и пою.

Не вам, героям тьмы, пишу я песни эти,
Не сможете понять, что пережито мной;
Идите вы к себе, и сматывайте сети,
Мне только Бог и совесть могут быть судьёй.

Солист. (Ариозо.)

И вот однажды мысль ко мне явилась.
- Ответь! - она сказала, - друг на милость
Пред красотою осени прощальной:
Что сделал на Земле, о путник мой печальный?!
Зачем ты на земле, как гость случайный?!

Учиться жить - бессмысленно и глупо,
Коль смертью неизбежной мир окутан.
Другое дело – умирать учиться,
Оно действительно, быть может, пригодится.
Пусть жизни труд не пропадёт беспутно.

Все, уходя, плоды труда теряем.
Не взять нам ничего с собою, умирая.
Не лучше ль пронестись над жизнью этой,
Неизъяснимо радостной кометой!..
 Не взять нам ничего с собою, умирая.

Мысль не нова, но для чего явилась?
Какою тайной в разуме пробилась?
Что эта мысль сулит мне? - я не знаю;
А, вдруг, я эту тайну разгадаю?!
А коль не разгадаю, что теряю?

Хор.

Мне Солнце светит днём, а ночью – звёзды Счастья
Мне муза – поводырь, мне песня – божество.
За красотой иду, пусть светит лик прекрасный
И в сердце хорошо, и на душе светло!..

И долго я бреду в мучительной разлуке,
В неведомую даль, за дивной красотой.
Как выдержу  души моей смущенья муки,
Где чужды люди мне, и я меж них чужой.

Солист. (Речитатив.)

С философами доводилось знаться,
Но им она чужда была, признаться.
Учёные учить других стремятся,
Познать самих себя им не удастся.
Цель жизни может лишь душе открыться.

Все склонности к сердечному порыву,
Меня в иные странствия манило.
В мирской поток порою возвращался,
Не находя того, чем привлекался.
Меня в иные странствия манило.

К чему стремиться? – знанье не сулило,
Не знает: счастье, в чём заключено.
Всё, только лишь привязывало к миру,
Который нам покинуть суждено.
К чему стремиться? – знанье не сулило,

Хор.

Только Муза - смерти жизнь дарует,
Ведь безлики толпы в царстве теней.
У теней имён вовек не будет,
Равно там молчат глупцы и гений.

Но кого поэты прославляют, -
Даже в царстве теней будут с ликом;
С ликованьем в песне величавой
Приобщатся к сонму лик великих.

На высоком троне лучезарном,
К ликам - взор царицы благосклонный.
И ближайший к трону визир главный,
Подзовёт к ней знаком благородным.

И представит Муза в яви чистой,
Пропоют о каждом яркой песней.
Им утёс опорой будет мшистой,
И с зарёй забрезжит гимн лучистый.

Станут ярче образы любимых,
Музою поэта воскресятся.
Лики, в свете Солнца отразимых,
И во взгляде искристом царицы.

Солист. (Ариозо.)

Сплелись безумство и благоразумье, -
Союзу этому философы дивились.
Немало дней провёл в глуши в раздумье,
Пока плоды раздумий не явились.
Немало дней провёл в глуши в раздумье.

От многого я в жизни отрешился,
Не привлекусь лишь внешней перестройкой;
Мир внутренний пересмотреть решился,
Остаток дней, заняв души настройкой.
От многого я в жизни отрешился.

Я выбрал более надёжную дорогу,
Яснее путь, предвидя понемногу.
И новый мир приоткрывался взору, -
Блистала радость. Как брильянт в короне!
Стал властелин себе, как царь на троне!..

Все чувства звал к собранию у трона, -
Отчёт давали мне: ведут пристойно,
Мне душу радуют молитвой непрестанной,
Слезами радости их искренними тронут.
Гармонией сверкают сердца тайны.

IV. ВОСКРЕШЕНИЕ. 

Хор.

Черпаю  душой, лесом льющие звуки,
Чтоб мига не быть со свирелью в разлуке,
С цветов ароматами леса дыханьем,
И с ситцем берёз, и с пчелиным жужжаньем!
О берёзовый лес!
Мой свирельщик, берёзовый лес!..

Ах, лес, ты впитал животворные соки,
И щедро вплетал все свои украшенья;
Я всё передам людям в должные сроки:
Все песни свирельные, песни осенние…
О берёзовый лес!
Мой свирельщик, берёзовый лес!..

Солист.  (Музыкальный речитатив.)

Воскрешён я, жизнь, Тобой;
Жизнь и смерть – вы бесконечны…
Для любви наш мир построен,
Я любовью жизнь помечу.
И не спросят нас, поверьте, -
Кто желал бы жизни вечной?
Кто желал бы вечной смерти? –
Если жизнь, так быстротечна.
Ты вначале - Сам воскреснешь,
И, моё приняв начало, -
Звёздами меня Ты встретишь,
Вечной смерти, вырвав жало…
Мы творим наш звёздный рай,
Как пчела родит свой рой…


Как пчела родит свой рой, -
Я роЮ - свой рай земной.
И, меняясь, - всё отдам,
И себя - Тебе придам…
Страшна слепень - ночи жуть, -
Мысль напугана любая…
На бескрайность посягнут -
Не дано - в ней погибаем.
И, погибнув, воскресает, -
Новой жизнью жизнь моя:
В море воды возвращает, -
Речки тихая струя.
Так Твоё  безбрежье, море, -
Мною, - станет всё иное.

Хор.

Зажгись поярче, зорька золотая!
Гори, блистай, прекрасная заря!
Разлейся, радость, без конца, без края,
Пусть звёзды, как живые, говорят.

Украсится зарёю, небо краше,
Румяней станет солнце на заре!
Нет не от солнца лучших песен наших,
Любви нет не от солнца не Земле!..

Когда восхода солнца не встречаю,
Когда я песен зорьке не пою,
И с песнями любовь не повенчаю,
То лучше бы не жить мне, соловью!..

Солист. (Музыкальный речитатив.)

Мною, - станет всё иное,
Пусть я, как песчинка, мал, -
Но в Небытиенном море, -
К жизни - мною Ты воспрял…
Тем живёшь, что, умирая, -
Снова к жизни восстаёшь;
И у врат закрытых рая –
Ты, как Феникс оживёшь…
Тьма живёт, когда нет Света;
Луч блеснёт, - тьмы нет, как нет…
Тьма для Света, только средство –
Ярче проявить свой Свет!
Свет  приемлю – посвященьем,
В том – моё к Тебе свеченье!

В том - моё к Тебе свеченье!
Тьмой не утаишь огня…
Не в застое Бытия,
Растворится жизнь моя…
Сколь ни сладостны мгновенья, -
Могут быть у забытья, -
Виден свет во тьме яснее,
Тьма, ты - пища для огня.
Не бессилием желаний –
Века тьму преодолел,
Не в стремленье к подражанью –
В их сомнительный предел.
Воцарился Ты над тьмою,
Став во всём, - и всем, и мною…

Хор.

О Радость, исполняемых желаний –
Что горечью утрат не умоляем!
О Радость, возвышающая мир,
Пусть горечь не уменьшит жизни пир!
О Радость, я тобою поглощён,
Для мига этого я был рождён!
О сладкий в Боге мир свершённый,
Я в эту жизнь тобою посвящённый!

И сладость будет бесконечна эта, -
Где ни заката нет, и нет рассвета.
О день, цари усладой бесконечной,
Продлись, моё мгновенье это, - вечность!
Я чувствую: беру светило в руки,
Ни встреч не надо больше, - ни разлуки…
Цари, мой день; мгновенье, -  не кончайся,
Мгновеньем вечным, песня, окрыляйся!.. 

Солист. (Ариозо.)

Став во всём, - и всем, и мною, -
Нет в Тебе Небытия.
Этой жизнью внеземною,
Не огранен гранью я…
Жизнь и смерть встают пред взором, -
В их согласье и в раздоре,
Всеедины, всеполны, -
Неохватны тьмой они…
Тьмы и Света нет вовне, -
Все равны, где лик - Светило.
И ничто не омрачило
Мир, коль Ты живёшь во мне.
И, достойный восхищенья, -
Ты умрёшь – в моём цветенье…

Ты умрёшь в моём цветенье,
И воскреснешь в Воскресенье.
И живём мы тем полней, -
Я – в Тебе, а Ты – во мне!
Вот уж близок я до цели, -
Мои звёзды побледнели;
Мне к пределу своему –
Лестней выйти одному…
Одному, без сожаленья –
Получить вознагражденье:
Свет - всецелый, Свет – без тьмы,
Растворюсь в нём без сомненья…
Возродятся в нём цветы,
Возродишься к жизни Ты!

Хор.

Я призываю – к Правде и к Свободе,
Стихи пусть дышат чувством доброты,
В них отразится светлый лик Природы,
Гармонии, нетленной красоты!

В них – дуновенье тёплое весною,
Напевы, что от юных лет поют.
 Гордясь народной славой вековою,
Мои напевы, верю: не умрут.

В них – душу изливал всю – до предела, -
С цветами, с жемчугами, с блеском звёзд.
И явственно в них – чем они горели,
Я верю: моя лира не умрёт.

Не тронут песню злобные шипенья
Клеветников язвительных моих,
Я слышу лиры трепетное пенье,
В ней – соловьёв многоголосый стих!

И слышится мне в пенье – дух народный,
Дух не умрёт, пока живёт народ.
Родимый край мне видится свободный,
В народе моя лира не умрёт…

Солист. (Ария.)

Возродишься к жизни Ты!
Жизнь вдохнёшь в мои цветы:
В миг прекрасный воскрешенья,
Буйным будет их цветенье…
Красота неистощима,
Только с каждою весной, -
Яркость новью ощутима –
Несравненной красотой!
В красоте такая сила, -
Волшебство, - лишь посмотри, -
Как любовью осветило, -
Все цветенья изнутри!..
Рухнет звёздная семья,
К жизни новой призывая.
 
К жизни новой призывая, -
Сам распятый на Кресте,
В той незримой высоте,
Поцелуй врага вкушая.
Мук моих - небес пределы
Ждут. Дождутся от меня -
Только этой жизни тело, -
Но не пламени огня?
Бездну бездн, пусть Бог познает,
В ней – распятие Своё,
С Ним мы вместе воскресая,
Жизни славу воздаём!
Не застудишь насмерть Ты -
Блещут звёздные цветы!

Блещёт звёздные цветы,
Лишь затем Ты остужаешь, -
Что для новой красоты -
Все с любовью освещаешь.
Кто не слышит заклинание
Пира страсти - в их гульбе, -
Пусть не знают о Тебе,
О Твоём самопознанье.
Ты без них и без меня, -
Только голая стихия;
В ищущих, Первоогня, -
Красота Твоя и сила!
Ты, светилами играя, -
Украшаешь своды рая.

Хор.

Куда ни посмотришь - родные просторы красивы,
Мне настежь распахнуты - милые сердцу края;
Стою пред тобою, весь, как на ладони, Россия, -
Судьба моя, совесть и нежная песня моя...

Не ты ли, Россия, напевом меня окружила,
Простором, размахом бескрайних цветущих полей?!
Не ты ль меня с детства, родная, навек подружила -
С задумчивой, грустною, тихою музой своей?!

Спасибо, Россия, за песни, что слышал впервые,
За крик журавлей, что впитали родные края;
Стою пред тобою, весь, как на ладони, Россия, -
Судьба моя, совесть и нежная песня моя...

Солист.  (Музыкальный речитатив.)

Украшаешь своды рая, -
Всё в цветенье превращая,
Тьму бореньем победит,
Кто любовью скрасит жизнь.
Тьма над вечностью стояла,
Как холодная могила, -
Лютая, немая сила,
Мир собою поглощала.
Сердце в бездне озарило, -
Путь в надзвёздные края,
Светом солнечным дарило
Мудрость - кладезь бытия.
Перед жизнью не в долгу, -
Светоч в сердце сберегу.

Светоч в сердце сберегу,
Заплатив ценой высокой, -
Не желал бы и врагу, -
Быть распятым одиноко.
Не дождавшись мук предела, -
Покорился я судьбе:
Обновлялось светом тело -
К новой жизни и к борьбе.
Не принудишь быть в неволе,
Сына Бога, не раба, -
Для души моей достойна -
Вечной радости судьба.
Тем надежду вновь ласкаю, -
Душу радостью питаю.

Душу радостью питая,
Связан Вечностью с Тобой, -
И в Тебе вновь воскресаю,
Но и Ты – воскреснешь мной.
Утвердив концом – начало,
Ожило, что и не жило,
Не было чего, вдруг, стало,
Светит новое Светило,
И во тьме – незримый Свет -
Отсвет в звёздах нам явило.
Их мерцающий привет,
Светом новым осенило!
И желать любви могу,
Хоть былинкой на лугу!

Хор.

Тронет ветром сторона родная,
Как смычком по золоту полей, -
Рожь звенит, колосьями качая
В тон напевам Родины моей!..

Милый край со сказками лесными
Вдоль размытых ливнями дорог,
Истрепал просторами твоими
Два десятка кирзовых сапог.

В красоте величие и сила!
Сами произносятся слова:
«Распрямись, Великая Россия, -
Стань для всей вселенной – голова!..»

В сердце начинается Россия,
Сколько жить – заботиться о ней!..
Надо быть сильнее и красивей,
Чтоб растить достойных сыновей!..

Солист.  (Музыкальный речитатив.)

Хоть былинкой на лугу,
Зреть незримость – сердцем чаю,
В сердце - Свет Твой сберегу.
Солнце, с радостью встречая!
Всё во мне, что есть в Тебе,
И Любовь - царица чуда!
Следовать - зовёт судьбе, -
К звёздам, к Вечности и к людям!
Этой жизни смутный сон, -
В звёздах души наши есть:
Всё Природа: я и Он,
И Его Благая Весть!
В Воскресенье – явь земная,
Мой Творец, Твоя судьба я.

Мой Творец, Твоя судьба я.
Ты – пастух созвездий рая!
Всё в Тебе, что есть и было, -
И во мне  - Твоё всё живо!
Ты, свободу сберегая,
Даришь нам ключи от рая!
Обличая Змия лесть,
Что на Звёздном Древе есть.
Хоть вкушаем плод запретный,
Мир познать - нам не дано, -
Ни Тебе, ни мне – одно, -
Мы с Тобой, и мы ж – бессмертны.
Солнце новью расцвело, -
Вечность с жизнью – заодно!..

Мой Творец, Твоя Судьба я, -
Хоть былинкой на лугу.
Душу, радостью питаю, -
Светоч в сердце сберегу.
Украшаешь  своды рая
Блещут звёздные цветы,
К жизни новой призывая,
Возродишься к жизни Ты.
Ты умрёшь в моём цветенье,
Став во всём, - и всем, и мною;
В том – моё к Тебе свеченье, -
Мною станет всё иное…
Как пчела родит свой рой,
Воскрешён я, жизнь, Тобой!   

Хор.

На просторах России - всех свирелей не счесть.
Не пойдём к соловью мы, песня иволги есть;
Не пойдём к соловью мы, не пойдём к соловью, -
Я вам иволги песню на свирели спою.

Петь друзья не просили; само сердце поёт:
«Здравствуй, солнце России! Здравствуй, утро моё!..»
От Руси деревянной родом дудочка ты;
Лейся песнь над поляной - от берёз с высоты!

V. БОРЕНИЕ СВЕТА И ТЬМЫ.

Хор.

Приди, моя радость, в сады моей песни,
Царит в них такая прохлада…
Приди и почувствуй дыхание жизни,
Над дивными розами сада!
Меж чудных ветвей,
Поёт соловей, -
Над дивными розами сада!

Алеет закат и, туманом умыты,
Цветут мои розы, отрада…
Взошла уж Луна и калитка открыта,
Я жду тебя здесь, в розах сада!
Меж чудных ветвей,
Поёт соловей, -
С ним жду тебя здесь, в розах сада!

Приди, напои миг дыханием жизни,
Поют соловьи в розах сада!
Приди, моя радость, в сады моей песни, -
И царствуй на радость, отрада…
Меж чудных ветвей,
Поёт соловей, -
С ним царствуй на радость, отрада!

Солист. (Музыкальный речитатив поклонницы мрака.)

В шкатулку все упрячу звёзды ночи,
Сокрою в ней красу напевов дней.
Рассветы утра сделаю короче -
Туманней зори станут и темней…

Лучи зари ловлю в тенёты-сети.
Певуньям птицам – ворожу запрет…
Все краски утра зорьки предрассветной -
Упрячу глубже в сумрачный ларец…

Сокрою свет Луны и звёзд без срока,-
Их черной краской гуще оболью,
И в ночь торжеств безумья и порока
Всё погружу в бездонную ладью…

Назло всему чудесному, святому -
Безумное деянье совершу:
Пегасу Россы я на водопое
Змеи гремучей яда замешу.

Пусть песня смолкнет русская навечно,
Пусть канет в Лето, раз и навсегда,
Так музу безобразно изувечу, -
Никто так не увечил, никогда…

Всё доброе столкну на дно морское,
Всё светлое упрячу в облака;
Не будет в жизни у меня покоя,
Коль уцелеет, хоть одна строка.

Пусть ночь царит над каждым днём и утром,
Над красотой, над песней и добром.
Пока весь белый свет не взбаламучу,
Ни жить мне в этой жизни нипочём…

Рассветы утра станут всё короче,
Туманней зори станут и темней…
В шкатулке мрачной спрячу  звёзды ночи,
Сокроются в ней - все красоты дней.

Хор.

Споёмте, друзья, чья судьба безутешна и сира,
Кто радости здесь, на российской земле не обрёл;
Чьё сердце в слезах и в печали замкнулось от мира, -
Возьмёмся мы за руки, песню дружнее споём!

Споём, для кого Русь, - Отчизна нема и сурова,
Споемте и в песне сольёмся дыханьем одним…
Пусть песня, как прежде, к победам пробудится снова,
Пусть взор оживится прекрасным сверканьем былым…

Постигнем мы снова отрадные песни земные,
Душа пусть познает желанный, ликующий свет;
И песня польётся над Русью, как будто впервые, -
За рабские годы, за много безрадостных лет.

Поверьте, что жизнь воскресится от песни единой,
Её, как молитву - России всем сердцем поём;
От песни, что сердцем поется, - пробудится сила, -
Как кубок единый - за здравье страны изопьём!..

Конец.

Примечание:

[1] – Анатолий  Афанасьев, писатель.
[2] – Иван Лысцов, поэт.
[3] -  Бренный – нечистоты, грязь