Балет, балет! На Украине

Наталья Благушина
                "Не надейтесь, что единожды воспользовавшись слабостью России, вы будете получать дивиденды вечно. Русские всегда приходят за своим. И когда они придут - не надейтесь на подписанные вами иезуитские соглашения, якобы вас опрадывающие. Они не стоят той бумаги, на которой написаны. Поэтому с русскими стоит или честно, или вообще не играть."

                Отто фон Бисмарк


Помните август 1991 года? Пасмурно-дождливая Москва. ГКЧП. И по всем телеканалам долгая трансляция Лебединого озера. И никто не мог понять, кому пришло в голову сделать такой странный балетный выбор, покрывший сюреалистическим флёром совсем другой спектакль, разыгрывающийся на той сцене, которой никто никогда не видел и не увидит. Но именно на ней танцуются все судьбоносные для народов па-де-де, дивертисменты и прочие вариации. Это сцена борьбы интересов, сцена подковерных взаимоотношений, коварных замыслов, лукавых умыслов и прочих танцевальных экзерсисов, которые называются политикой. И спектакль выбран не случайно. Выбор был бессознательно продиктован логикой происходящего.

Балет, конечно, красивый. Но какая мысль заложена в основе либретто? Борьба добра и зла, белого и чёрного. В сценических образах мы различаем характер этих сил, их природу. Одетта – воплощение душевной тонкости, тихой покорности судьбе, веры в избавительный идеал, в любовь. Одиллия – полная противоположность – дерзость, коварство, необузданность нрава, ненасытность желаний, ненависть к конкурентке.

Вот примерно в таком диапазоне отношений и танцуются все политические спектакли, которые иногда, чаще в виде фарса (от лат. farcio – начиняю), выносятся и на всеобщее обозрение. Конечно, в природе редко что бывает в чистом виде. А то, что бывает, не случайно называют сокровищем и их природа никак не может ассоциироваться с представлением о политике. В политике же белое и чёрное размыто в такой степени неопределённости, что пытаться уяснить для себя, кто есть кто – кто белый лебедь, а кто чёрный – дело почти безнадёжное. Все серы!

Поэтому, наблюдая за политическими спектаклями, время от времени разыгрывающимися прилюдно, не следует особенно доверяться сильному влиянию персонажей, а тем более всей душой вовлекаться в действо. Полезнее вслушаться в мотив, который, собственно, и диктует логику игры.

 А ещё хорошо бы поверить, что происходящее – это только спектакль, действующие лица в нём – актеры, которые играют отведенные им режиссёром роли. Хорошо бы поверить и в то, что мы, равнодушно ли, в волнении ли наблюдающие игру, только статисты, невольно проявляющие своё отношение к происходящему. А сверху за всем этим наблюдает тот Великий Драматург, распределяющий роли не по фантазии горе-режиссёров, а по праведному мерилу – самой справедливой Воле. Эта великая Воля позволяет Ему вершить события, не подвергая никого принудительной силе влияния. Каждый действует по мере своеволия. И получает согласно этой мере.

 Поверьте в это! Есть вера, которая не обманывает! Если, конечно, человек сам не обманывает себя в своих ожиданиях. Но мы ничего не можем ожидать, кроме воплощения справедливости. Обманувшиеся в чарах останутся со своим обманом, который долгим уроком будет водить по судьбе, пока не научит различать белое и чёрное. Да, кого-то финал не удовлетворит совсем, кому-то оставит маленькую надежду на будущее, кого-то наградит победой. Но для всех он будет уроком, каким, впрочем, и является сама жизнь.

Но далеко не все способны воспринимать жизнь, как назидательный урок, формирующий человеческую натуру, возможно, для большего сценического триумфа. Триумфа хотят немедленно, здесь и сейчас. За любую цену. Тем более, если цену платит кто-то другой. Сколько подобных спектаклей сыграно на исторической сцене, сколько трагедий видел мир, сколько больших и малых ролей сыграно в них. Но триумф ожидал лишь единицы. Остальные с позором уходили со сцены. И ни у кого ещё не нашлось серьёзных аргументов для опровержения этой исторической режиссуры. Но уроком для многих она так и не стала.

Эти мысли всё чаще приходят на ум при наблюдении за грандиозным представлением, разворачивающимся на украинских сценических подмостках. Представление грандиозное, но не по грандиозности участников, а потому, что в нём параллельно и совершенно независимо друг от друга играется сразу несколько спектаклей. Триумфа спят и видят сразу несколько режиссёров. Каждый из них разыгрывает свою композицию, руководствуется своим мотивом, разыгрывает свои роли, вводит в массовку своих участников. Фурор (лат. furor – неистовство) достиг невиданного накала страстей. Да, это определённо очередная революция в сценическом деле. Но что нового она, собственно, предвещает? А ничего! Всё уже было под солнцем. Прислушаемся к мотиву – он стар, как мир.

«Старый свет» породил «Новый свет», ещё более алчный и дерзкий в своей ненасытности. Вот главный мотив, по которому разыгрываются самые грандиозные спектакли последних двухсот лет. Меняются сценические приёмы, совершенствуются шумовые эффекты, призванные создавать необходимый психологизм восприятия. Особого акцента в новых исторических реалиях требует работа над словом. Слово становится оружием массового поражения, главным сценическим приёмом психологического воздействия. И если мотив не нов, то метод его подачи бесспорно революционен - успех подготавливается не в воинских штабах, а в обывательских мозгах.

Но главное, на чём основывается любая фабула любого драматического действа – это конфликт. Создай конфликт – и успех обеспечен, греби его голыми руками, только успевай распихивать по карманам! Казалось бы, публика давно накушалась этого культурного продукта. Ну и что,что разные постановки? Мотив-то один! И, главное, финал всегда один - разруха, жертвы и раздувшийся от чужой крови заморский упырь. Но, кажется, упырь пообнищал, изголодался по жертвам. Что, соскучились по новым трагедиям, господа режиссёры? Хотелось бы ознакомиться с вашим либретто. Впрочем, и оно известно.

Ненасытный «Новый Свет» прожрав всё, добытое в дикой охоте в краях непуганных племён, поставлен перед альтернативой – объявлять дефолт или замутить войну. Последнее сочли предпочтительней, поскольку альтернатива первого варианта предвещала мутную неопределённость исхода для самого банкрота, тогда как второй вариант позволял перенести риск неопределённости на всех. А в мутной водице, как известно, хорошо ловится рыбка.

Не лучшим выглядело положение и в «Старом Свете». Там концы с концами изначально не сходились нигде, никогда и ни в чём. Всегда прожиралось больше, чем имелось. И всегда стоял вопрос пополнения закромов. Сгребли под себя все земли, все племена – концы только больше разошлись. Менять стратегию – разбегаться, спасаться каждому как бог даст – смерти подобно. Тяжелобольной не вынесет таких радикальных оздоровительных мер. Значит будем спасаться в русле отработанных мер – грести и грести. Авось выплывем. Вы думаете, что так называемое «русское авось» – только наш национальный бренд? Ошибаетесь! У каждой нации есть свой. Иначе, кто бы решился на искусственное создание такого Левиафана, как ЕС?

В качестве сцены для разыгрывания предстоящего комфликта отыскалось и ещё одно заброшенное племя, часть которого довела себя до состояния такой дикости, что другая часть впадала в панический ужас от участи совместного проживания. Помочь племени не мог никто. Во-первых, потому, что оно гордое, во-вторых, потому, что каких бы вождей оно себе ни избирало, все они проявляли признаки безумия, возможно потому, что считали себя очень, очень гордыми.

Одним словом, конфликт налицо! Для большего драматургического эффекта режиссёрам требовалось лишь взвинтить психику и тех и других до состояния полной невменяемости, чем довести драму местного масштаба до высокого уровня вселенской трагедии. За эту не столь уж и сложную задачу и взялся «Новый Свет», поскольку именно он был наиболее искушён в тонком деле подготовки предварительной атмосферы драматического развития подобных действ. И процесс пошёл! По мере накала страстей оживились и партнёры по творчеству из «Старого Света», ещё и ранее проявлявшие свой по обыкновению неуёмный интерес к данной территории. К ним с услужливой поддержкой, как всегда бывшие на подхвате, метнулись лилипутские клакеры, у которых был свой не менее гордый нрав. Каждый с поразительным остервенением отрабатывал свои роли, предвкушая свой завидный интерес.

О, как жалки они, напрочь забывшие, что совсем не факт, что каждый из задействованных в постановке, в финале окажется при своём интересе. Не каждому из них будет позволено приобщиться к улову в этой мутной водице. Не для всех задумана игра, технология которой проста до безобразия. Оторванный от золотого стандарта доллар одномоментно превращается в наживку (он же крючок) как только дестабилизируется ситуация где-либо. Нестабильность порождает у всех страх неопределённости в будушем, что приостанавливает инвестиции в будущее, переводя их в инвестиции легко конвертируемые - в "кэш", т.е., в основном, в доллар. А следовательно, в экономику "Нового Света", а следовательно, в утробу главного упыря. "Начинается военный конфликт между двумя странами, одной из них, а чаще всего двум, требуются деньги. Пусть берут, отдавать будут с процентами. Происходят в какой-то стране социальные потрясения, и снова требуются деньги — пусть берут, отдавать будут с процентами. Вступают в борьбу за власть «две политические силы, одна из них получит, через наших агентов, деньги, и снова отдавать будут с процентами" (Дэвид Рокфеллер).  Вы поняли, чем хуже где бы то ни было, тем лучше упырю?! Замути - и ты с богатым уловом! Вы поняли, кто рыболов, а кто рыбка?

Впрочем, что это я тут расписываю такие подробности. Представление уже давно идёт, у каждого сложилось своё восприятие происходящего на сцене. Это и понятно, сколько интересов, столько и мнений. Но выше интересов есть справедливость. И мерило в надёжных руках! Оно всё взвесит по справедливости. Не сомневайтесь!

                14 марта 2014 г.


P.S. 18 марта 2014 г. - Ну вот справедливость и восторжествовала! Самая большая справедливость, свершившаяся в новейшей Российской истории, восторжествовала - Крым вернулся в Россию! Но это значит и то, что все вместе мы стали достойны этого подарка небес. Вся история с Крымом это уникальный случай, когда провидение наглядно выстраивает все события так, что не остается сомнений, что справедливость - есть высшая сила, которая награждает и лишает по заслугам.
  Сохраним же и приумножим своё достоинство!


Ф. И. Тютчев "Князю А. М. Горчакову" по случаю дипломатической победы России по Крымскому вопросу

Да, вы сдержали ваше слово:
Не двинув пушки, ни рубля,
В свои права вступает снова
Родная русская земля.

И нам завещанное море
Опять свободною волной,
О кратком позабыв позоре,
Лобзает берег свой родной.

Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив, кто точку Архимеда
Умел сыскать в себе самом, –

Кто, полный бодрого терпенья,
Расчет с отвагой совмещал –
То сдерживал свои стремленья,
То своевременно дерзал.

Но кончено ль противоборство?
И как могучий ваш рычаг
Осилит в умниках упорство
И бессознательность в глупцах?

                Ноябрь 1870