Слава Тараса Шевченко

Виктор Ахинько
Начну с юмора, который был так люб ему. Какого цвета глаза у Тараса? «Ссылаясь на портрет Репина, мой собеседник утверждал, что они были серые, - так писал Пантелеев, лично знавший поэта и продолжал: - Его удивительные, бархатистые, такие глубокие-глубокие тёмно-карие глаза». А другой современник утверждал, что очи Шевченко «голубые, красивые».

Где истина? Кому верить? Если уж столь очевидное вызывает споры, то что говорить о немеркнущей славе поэта? В чём тайна её? Имею в виду не только хвалу, но и хулу!

Сегодня, когда по всей Украине стоят сотни памятников Тарасу Григорьевичу, его именем названы тысячи селений, районов, улиц, когда широко отмечается 200-летие со дня рождения поэта – многие возмутятся: разве Шевченко кем-то не был признан или не почитается? О-о, еще как ругали его и даже ненавидели!

Ну, царь Николай I понятно почему запретил поэту и художнику писать и рисовать. Жестокое наказание. А вот чем не угодил молодой Тарас проницательному критику, демократу Виссариону Белинскому? Я был потрясён, когда прочитал у него: «Здравый смысл в Шевченке должен видеть осла, дурака и пошлеца… Он написал два пасквиля: один на государя императора, другой – на государыню императрицу… Я не читал этих пасквилей, и никто из моих знакомых их не читал… Шевченку послали на Кавказ солдатом. Мне не жаль его, будь я его судьею, я сделал бы не меньше. Я питаю личную вражду к такого рода либералам… Ох, эти мне хохлы».

Не правда ли, напоминает сегодняшние комментарии к Майдану на официальных московских телеканалах? Ради объективности отмечу, что «неистовый Виссарион» (в письмах) не щадил ни «тупых русских помещиков и попов», ни «лукавых китайцев», ни крымских татар, ни «торгашей-евреев». Однако Тарасу Григорьевичу от этого, конечно, не легче. Увы, такой оброк всегда приходится платить за славу, за достойную  славу!

Впервые в нашей истории Кобзарь Шевченко просто и убедительно, к тому же образно выразил вековечные чаяния украинцев: жить без наглых, иностранных панов и попов на родной земле, иметь свою, а не чужую власть и веру. Этого, ух, не могли ему простить. Зарубежный критик Джордж Грабович требовал уже в ХХ веке: «Надо показать Шевченко без штанов!»

Наш земляк, модернист Мыхайло Семенко призывал «сжечь «Кобзарь» как устаревшие стихи и опасался, что „щирі українці нахваляються набити мені морду”. И поделом, ведь ассоциативный стих Тараса намного опередил своё время.

Не так давно вышла книга Бузины „Вурдалак Тарас Шевченко”. Автор обвиняет поэта в том, что на юбилейном собрании в его честь вывесили когда-то и портрет Берии,  других грехах. Все мы не ангелы, в том числе и Бузина. Зачем же такие враждебные нападки на Шевченко? Досталось на орехи, кстати, от этого въедливого ниспровергателя и Пушкину с Лермонтовым, и Толстому с Достоевским. Зачем? А повторяю: неизбежный злой налог на славу. Гений ведь знает свои границы, а зависть – бесконечна!

В идеологический спор вступила в прошлом году и Юлия Тимошенко: „Сегодня поэзия Шевченко не объединяет, а разъединяет Украину. На нас и их. На тех, кто считает Тараса великим поэтом воли и свободы, и тех, кому эти понятия и ценности чужды и непонятны... Шевченко сердится: „Німі на панщину ідуть”. Идуть, Тарас, на проплаченные митинги или на выборы, чтобы проголосовать за очередного помещика”.

Забавно, что „нужное, козырное” найдут и для юбилейной речи Януковича. (Я писал это, когда „гарант” еще был у власти). Например, то, что Шевченко ведь сочинял и по-русски! Большой поэт всегда многолик, и каждый при желании выкопает в нем то, что ищет. Тоже невольная, неожиданная плата за славу.

Несмотря на всё это, для украинцев Тарас Григорьевич такой же святой национальный символ, как Данте для Италии, Шекспир для Англии, Пушкин для России, а Конфуций для Китая. Кто это отрицает – расписывается в недружелюбии к народам.
 
Тут самый раз вспомнить о таинственном цвете глаз Кобзаря. Хорошо знавшая его Надежда Белозерская так это объясняла: „Когда Шевченко был сильно возбуждён или в гневе, то из его глаз точно искры сыпались”.
 
Немеркнущая Слава не продаётся и не покупается, как реклама. Народное, искреннее признание – дороже золота и платины!