Всех верну живыми!..

Алексей Тригуб
Сын офицера и сам офицер, Владимир Александрович здорово помотался по свету. Родился и пошёл в школу в Москве, а рос и оканчивал школу уже в Белоруссии. Почти вся служба генерала прошла в Украине, но были в ней и восточные страницы – Талды-Курган и кровавый Афганистан…
Генерал Алексеев – третий профессиональный военный в своей семье. Первый в роду Алексеевых защитник Родины, Григорий Данилович, Первую мировую войну начал рядовым солдатом, а закончил, имея полный георгиевский бант и офицерское звание прапорщика, став членом солдатского комитета полка. Отважный и справедливый, полный георгиевский кавалер был избран на должность командира батальона, в которой и прошёл фронтами гражданской войны в составе стрелкового полка легендарной 24-ой Железной дивизии под командованием прославленного Гая Гая. В наши дни 24-ая Железная механизированная бригада, дислоцирующаяся в городе Яворове – одна из наиболее боеспособных частей 13-ого армейского корпуса.
После гражданской войны комбриг Алексеев командовал стрелковым соединением. Это был доблестный командир, в своё время получивший лично из рук Михаила Фрунзе один из первых орденов Красного Знамени, имевший и наградное оружие – револьвер системы “Наган” и кавалерийскую шашку, в рукоятку и эфес которых были также вмонтированы ордена Красного Знамени.
Впоследствии Григорий Данилович прошёл всю Великую Отечественную войну, неоднократно награждался, а военную службу закончил уже в 50-ых годах в должности военного комиссара города Пензы.
Офицером стал и его сын, отец будущего генерала. Служба Александра Алексеева прошла в частях связи и радиотехнического обеспечения ВВС СССР. Он был участником так называемых кубинских событий во время Карибского кризиса, служил в различных регионах Советского Союза, и в запас уволился в звании подполковника.
Володя рос в военных гарнизонах – сначала в городе Сморгонь Гродненской области, затем – в Щучине, в Роси – везде, где приходилось служть его отцу. В школьные годы парнишка активно занимался спортом – и баскетболм, и ручным мячом, и хоккеем, и лёгкой атлетикой, и другими видами. Тренировки проходили, как правило, совместно с авиаторами гарнизона. С ними-то юный Алексеев и разговаривал об авиации, выспрашивал, интересовался… А когда, уже будучи старшеклассником, Владимир поделился своей заветной мечтой, и сказал, что хочет стать лётчиком или, если не получится, то подводником, молодые офицеры посоветовали поступать в Черниговское лётное.
В 1969 году после окончания средней школы Владимир попрощался с родителями, Александром Григорьевичем и Евдокией Витальевной, и уехал в Чернигов, где вскоре, после удачной сдачи вступительных экзаменов и пройденной суровой медкомиссии стал курсантом Черниговского высшего военного авиационного училища лётчиков им. Ленинского Комсомола.
В училище будущий пилот летал сначала на Л-29, а затем – на МиГ-21пф. Учился с удовольствием, на лету ловил каждое слово, сказанное инструкторами, изо дня в день преумножал свой профессионализм. И вот, в 1973 году с дипломом лётчика-инженера лейтенант Алексеев оставил родные черниговские стены. К новому месту службы, в родной Щучин Владимир поехал с молодой женой. С Леной, соседкой по парте, они встречались вот уже несколько лет, и вот за год до окончания училища сыграли свадьбу.
В Щучине, в 979-ом истребительном авиационном полку, лётчик Алексеев за 6 лет прошёл все ступени от лётчика до замполита эскадрильи – лётчик, старший лётчик, командир звена, заместитель командира эскадрильи по политической части. Летал на МиГ-23МЛ – самолёте, который стал для него родным.
– На этом типе я отлетал больше полутора десятка лет, – вспоминает юбиляр, – и “гриф”, как мы называли его в Афганистане по позывному, стал для меня по-настоящему родным. Жаль, конечно, что впоследствии ВВС Украины отказались от этой отличной и надёжной машины. В процессе реформирования ВВС и сокращения авиационного парка истребительной авиации ставка, исходя из утверждённых количественных показателей, была сделана на более современные МиГ-29 и Су-27. Ну, а “двадцать третьи”, которые по годам выпуска были не старше – в Афган наш полк уходил на самых новых машинах модификации “МЛД” 87-го года выпуска – были сняты с вооружения…
В этот период в жизни лётчика Алексеева произошло три важных события. Во-первых, в 1975 году, аккурат на День Воздушного флота, у него родился сын. Сегодня подполковник Андрей Алексеев, который начинал свою офицерскую карьеру, как и отец, лётчиком, проходит службу в системе “Украэрорух”, в Борисполе. Во-вторых, в 1977 году капитан Владимир Алексеев стал военным лётчиком 1-го класса, а для каждого лётчика получение первого класса – одна из главных вех в жизни. Ну и, в-третьих, день 8 августа 1979 года стал для офицера… вторым днём рождения!..
В этот день, чуть не ставший роковым, заместитель командира эскадрильи по политчасти капитан Алексеев выполнял облёт самолёта МиГ-23МЛ. Внезапно на высоте 13500 метров у самолёта отказала силовая установка. Машина начала стремительно падать…
– Я – 602-ой ! – понеслось в эфир с падающего борта. – Тринадцать с половиной тысяч… После выполнения задания – резкий хлопок в районе двигателя… Дым в кабине… Горит “Перегрев двигателя”!..
– 602-ой, переходите на стартовый, должите руководителю полётами!
Лётчик переключает станцию на другой канал:
– Я – 602-ой! Азимут – 270, удаление – 115. Помпаж, выключил двигатель!..
– Прекратить выполнение задания! – даёт команду руководитель полётами. – Крыло – 16! Разворот на точку! На высоте 10 тысяч пробуйте запустить двигатель.
Трижды, начиная с высоты около десяти километров лётчик пытался запустить двигатель, и всё безрезультатно…
– Тысяча семьсот, – докладывает он РП. – Пора прыгать, наверное…
– 602-ой, катапультиурйтесь! – приказали с земли.
Лётчик боролся за самолёт до последнего, и катапультировался над лесом неподалёку от города Лида только тогда, когда высотомер показывал 1700 метров…
С незначительными травмами ног и головы капитан две недели провёл в окружном коспитале, в Минске, после чего врачебно-лётная комиссия признала его годным к летной работе без ограничений.
А вскоре после этого офицер был направлен для дальнейшего прохождения службы в Группу советских войск в Германии. Это было своеобразным поощрением за грамотные действия в нештатной ситуации во время отказа авиационной техники…
Буквально несколько месяцев офицер служил в прежней должности замполита эскадрильи, а уже весной восьмидесятого стал комэском.
– Летать в Германии каждому лётчику было интересно и почётно, – продолжает свой рассказ не по возрасту стройный и подтянутый генерал. – Таких масштабных учений авиации в Союзе попросту не проводилось! Чего стоит хотя бы вывод полка из-под удара  противника в то время, как в воздух Главкомом была поднята вся без исключения авиация ВВС ГСВГ! В воздухе одновременно находились сотни самолётов и вертолётов, выполняя каждый свою задачу. На разных высотах занимали эшелоны, уходили полками и эскадрильями в определённые районы, выполняли полученные боевые задачи. И при этом – ни одного лётного происшествия! Что и говорить, профессионализм лётчиков был на высочайшем уровне!
Там же, в Германии, майор Владимир Алексеев получил допуска к руководству полётами на аэродроме и на полигоне составом эскадрильи и в качестве инструктора ночью при установленном минимуме погоды.
В июле 1982 года успешно сдал вступительные экзамены и был зачислен слушателем Командного факультета Краснознаменной Военно-Воздушной Академии им. Ю.А. Гагарина. Следующие три года прошли в подмосковном Монино.
После окончания академии приказом Министра обороны СССР подполковник Владимир Алексеев был назначен на должность заместителя командира 905-го истребительного авиационного полка в г. Талды-Курган (Казахстан). Там же получил допуски к лётной и инструкторской работе в полном объёме Курса боевой подготовки истребительной авиации ВВС, а также к руководству полётами на аэродроме и на полигоне составом полка. Вскоре, в феврале 1987 года был назначен командиром 168-го истребительного авиационного полка в г. Староконстантинов Хмельницкой области.
Уже принимая полк, командир знал: впереди – Афганистан. Начиная с конца февраля по август 1987 года он готовил полк по программе подготовки к ведению боевых действий “Эстафета”. Когда пришла пора улетать полком в Мары, где лётчики должны были показать свою готовность к ведению боевых действий, а также готовиться к полётам в условиях горно-пустынной местности, к командиру пришла многолюдная делегация – жёны офицеров и прапорщиков полка. Все взволнованы, многие – в слезах… Выслушав офицерских жён, комполка  пообещал:
– Всех верну живыми!..
И вот – туркменские Мары. На подготовку ушёл месяц и – “за ленточку”…
С 17 августа 1987 по 2 сентября 1988 года в должности командира полка – командира авиабазы Баграм полковник Алексеев принимал участие в боевых действиях на территории Республики Афганистан. За год полком было выполнено 12500 боевых вылетов, около 300 военнослужащих награждены орденами и медалями, потерь полк не имел. Лично полковником Алексеевым за этот период выполнено 356 боевых вылетов, награжден орденом Боевого Красного знамени – именно тем орденом, который когда-то, в далёком двадцатого, в числе первых получил дед!..
За этими цифрами и скупыми строками наградных листов кроется большая боевая работа. Были и караваны, и бомбо-штурмовые удары по лагерям мятежников, и даже встречи с пакистанскими F-16, когда цели уже были в захвате и до боестолкновения оставались считанные секунды… Всяко на войне бывало!
После возвращения «из-за речки» некоторое время полковник Алексеев ещё продолжал командовать своим боевым полком, а в 1989 году был назначен на должность заместителя командира истребительной авиационной дивизии в Миргороде. А ещё через пять лет Владимир Александрович стал комдивом.
Все эти годы полковник, а с 1995 года – генерал Алексеев летал на Су-27 и МиГ-29, налетав на этих типах авиационной техники около тысячи часов.
В январе 1997 года генерал-майор Владимир Алексеев прибыл в Винницу, где принял должность заместителя начальника боевой подготовки ВВС Украины.
– Служба в этой должности была интересна тем, – вспоминает он, – что это были уже совершенно не те масштабы, решение сложнейших вопросов. Реорганизация лётных частей, обмен опытом с иностранными коллегами, работа по модернизации авиационной техники и многое другое…
В октябре 2002 года генерал-майор Владимир Алексеев уволился в запас по состоянию здоровья. Уволившись в запас, вот уже много лет опытнейший лётчик работает в редакции газеты “Крила України”. Именно благодаря ему журналисты газеты стали профессиональнее писать материалы на авиационную тематику. Сколько генералу довелось провести занятий и бесед, чтобы объяснить офицерам, которые заканчивали неавиационные вузы, как и что происходит в авиации! И Владимир Александрович справился с этой задачей, как, впрочем, справлялся и всегда с обученим подчинённых в годы военной службы.
В январе 2004 года Владимиру Александровичу довелось перенести тяжёлую утрату: в результате тяжёлой болезни ушла из жизни его супруга Елена. Генерал тяжело переживал утрату, а несколько лет спустя встретил другую прекрасную женщину, с которой связал судьбу. Светлана Аркадьевна, так зовут супругу Владимира Александровича, работает врачом-кардиологом. Кстати, её непосредственный начальник, как это выяснилось уже потом, боевой побратим генерала Алексеева – военный врач, полковник медицинской службы запаса, который в своё время руководил военным госпиталем в Афганистане!.. Вообще, Афганистан – это, пожалуй, самая яркая страница в жизни тех, кому довелось там побывать.
– Афганистан – это как высшая точка в лётной карьере, – заканчивает свой рассказ юбиляр. – Это – то, ради чего учился – сначала в училище, а затем – и в академии, то, ради чего служил и постоянно совершенствовался. Ну, а опыт Афганистана – он вообще бесценен…