Юность в счастливом неведении... Ч-1

Алла Курмаева
 Глава 1  Не бойся, будь смелее...
 
В тот день после двух пар лекций, в перерыве, из аудитории все разбежались: кто в коридор, а кто-то в буфет. За партой  осталась одна Алиса. Подружки ее на занятия не пришли. Рита заболела, а Надя уехала домой в деревню, отпросившись к больной маме. Алиса достала кефир и два бутерброда, но ничего не ела, а вздыхая,  смотрела в окно.  Январь 1957 года. На окне- красивые узоры. Но на улице- метель, холод. Алиса села, опершись на локотки и  положив ладони вокруг лица, и задумалась, как ей быть…
 -Даже посоветоваться не с кем,- с горечью подумала она.
 Еще осенью прошлого года она отдала в местное ателье шить свое первое взрослое пальто. А до сих пор ходит в стареньком, еще в школе перелицованном мамой,  пальтишке. В декабре  была первая примерка, а на второй- вчера, оказалось, что в ателье украли ее воротник… Вышла мастер, неся на плече ее новое пальто, и сразу заявила:- У нас неприятность – пропал воротник. 
 - Как пропал?- воскликнула, не понимая,  Алиса.
 – Украли,- равнодушно пояснила мастер. Слезы покатились из глаз Алисы.
 Она сразу вспомнила маму, которая целый год откладывала деньги на эту обновку. Сначала мама купила темно-синее сукно, затем- подкладку, а потом– воротник. Он был большой, из натуральной цигейки блестящего черного цвета. Как мама радовалась покупке, бережно  укладывая ее в Алисин чемоданчик! Дома- во время каникул, Алиса придумала для пальто модный фасон– с ремешком на талии, и с бортами, как у пиджака, но из меха. И вот- мастер невозмутимо сообщила, что воротника больше нет.
 Алисе недавно исполнилось  девятнадцать лет и, впервые попав в такую ситуацию,  она только и  сумела робко спросить: - И что же теперь делать?
  -Будем искать или заменим на другой,- проговорила мастер с фальшивым участием.
  -Мне нужен именно мой воротник,- возразила Алиса, пытаясь еще бороться за него, но уже понимая, что кто-то чужой, посторонний не смог устоять перед его чарами. Мастер вяло пожала плечами. Алиса окончательно расстроилась, испытывая чувство полной беспомощности. Ей  так хотелось надеть пальто на Новый год! Ведь  в ателье обещали ей, что пальто будет готово в конце декабря, а теперь уже январь заканчивается, и неизвестно, чем все это закончится…
 Дверь в аудитории открылась. В ее проеме появился молодой парень в морской форме и «мичманке»– фуражке с козыречком. Алиса видела морячка несколько раз-  он учился на курс старше, уже успев отслужить на флоте. Иногда он заходил к ребятам, которые учились в ее группе. Алиса отвернулась, не хотела ни с кем разговаривать, но он не ушел, а фамильярно окликнул ее: -Эй, ты чего здесь одна сидишь? Алисе стало неприятно от такого обращения, и она не повернулась. Тогда парень немного исправился: -Девушка, я с вами разговариваю.
 -Меня в детстве брат учил: на оклик «Эй!» и на свист не поворачиваться и не отзываться,- с достоинством ответила Алиса, обернувшись.
 – Молодец твой брат!-  моряк с интересом разглядывал девушку.
 - Да. А вы, в отличие от него, невоспитанный человек!
 Замечание незнакомки, по-видимому, показалось парню  по-детски непосредственным и наивным, и он улыбнулся:- Не лишайте меня права на исправление!
 Улыбка у него была красивая, зубы ровные и белые, как жемчуг. Об этом он, по-видимому, знал и задержал улыбку дольше положенного.  Алиса в ответ тоже улыбнулась. Расслабленной походкой моряк подошел поближе. Его широкие штанины прошуршали о ножки столов. Парень присел за соседний стол и поинтересовался:
  -Как тебя зовут?
 - Алиса,- отозвалась девушка, разглядывая его симпатичное лицо.
  Брови у него красивые, прямо соболиные, а глаза– черные, жгучие,- подумала она. И тут же задала вопрос: -А вас  как?
 Незнакомец встал, отдал честь и представился: -Виктор Петров. Он снова сел рядом.
 - Ты чем-то расстроена?
 Алиса сама не заметила, как перешла на «ты» и сказала : -Знаешь, почему-то мне хочется тебе рассказать о своих неприятностях.
 Он показался ей уверенным в себе, а ей этого так не хватало. И Алиса поделилась с ним, как со старшим братом, своими проблемами: о том, что пальто шьют больше двух месяцев, а она ходит зимой в старом, и что пропал воротник, и она не знает, что делать, и нужно ли писать об этом маме. Виктор выслушал ее и засмеялся:- Я думал, у тебя что-то серьезное… А это можно все исправить. Алиса так и не поняла, насмехается он над ней или сочувствует. В кабинет зашли ребята, и Витя поспешил к выходу. Через несколько дней они встретились в коридоре.
 - Ну как? Воротник нашли? -осведомился Виктор, пронзая ее взглядом сердцееда.
 - Пока нет,- грустно поделилась Алиса.
 – Сегодня же иди в ателье и скажи, что пойдешь на городское радиовещание и все расскажешь знакомому журналисту. Обязательно запиши фамилию заведующего ателье.
 Он взглянул на юное, немного растерянное лицо девушки. И добавил:- Ни в коем случае не плачь! Не бойся, будь смелее… Если что, требуй жалобную книгу!
 Алиса так и сделала. И действительно, как только мастер услышала, что у Алисы есть знакомый журналист на радиовещании, то сразу изменилась при разговоре. Ее вялость и безразличие исчезли.
 - Не расстраивайтесь, не спешите, мы сегодня же закажем вам новый воротник в меховом ателье,- ворковала мастер.
 Алиса пришла через три дня. Новый  воротник ей понравился, но он оказался намного короче прежнего.
 – А как же борта ?- Алиса отважно приступила к наступлению, вспомнив слова Виктора.
 – Все будет хорошо, как вы заказывали. Я вам подберу из кусочков,– увещевала мастер.               
Через несколько дней дня Алиса примерила долгожданное  пальто. Оно получилось  красивым, несмотря на то, что на воротнике и на бортах мех немного отличался по цвету. Алиса так понравилась себе в новом пальто, что не стала его снимать. Старое ей завернули в бумагу, перевязав бечевкой.
 На следующий день в вестибюле техникума Алису с интересом разглядывали и мальчики и девочки. В толпе она увидела Витька-морячка. Он восхищенно смотрел на нее и, встретившись с ней взглядом, подмигнул. Алиса поправила белую пуховую шапочку, связанную мамой. Девушка знала, что шапочка ей к лицу.
  Уже скоро март начинается. Хоть пальто успеть поносить,- с ощущением счастья подумала Алиса.
 Прошло несколько дней. Алиса и Рита стояли у окна в коридоре в ожидании начала занятий. Из-за угла, с лестничной площадки, вышла педагог- молодая, красивая женщина  лет тридцати. Все замерли от восхищения! Она была словно Снегурочка в  невиданном прекрасном наряде: красиво сшитом  пальто из серо-голубого драпа. Но главное- отделанным  красивым и ослепительно белым, как чистый снег, пушистым мехом. На рукавах- огромные манжеты, высокий воротник, и даже на пояске- меховые помпоны. Великолепие завершала шапка из такого же  меха. Длинный коридор, залитый  мартовским солнцем, стал для преподавательницы подиумом. А  расступившиеся  и прижавшиеся по двум сторонам  студенты,- восхищенными зрителями. От Снегурочки исходило сияние. На ее фарфоровом, бледном от долгой зимы лице горел румянец. Комната педагогов находилась в самом конце коридора. Стояла тишина, только стучали каблучки ее ботиночек до тех пор, пока она  не вошла в кабинет.    
 - Вот это да!-гулом пронеслось по коридору. -Такого я даже в кино и журналах не видела!  А я-то, из себя принцессу представила. Вот дурочка!- с улыбкой усмехнулась над собой Алиса.
 Через два дня приехала милиция. Во время лекции украли пальто и шапку преподавательницы. Долго разбирались, многих опрашивали. Кого-то вызывали на допрос. Но так никого и не нашли. Была версия, что необыкновенный наряд выбросили в окно с пятого  этажа, но свидетелей так и не нашлось. Женщину-педагога больше не видели. Ходили слухи о ее болезни после того случая. Она, как и Снегурочка из сказки, исчезла, бесследно растворившись под первыми лучами яркого весеннего солнца. Алиса с подружками еще долго переживали по этому поводу, жалея хозяйку пропавшего пальто.
Тихо стучали ходики. Проглотив комок воспоминаний, Алиса заворочалась на кровати. Панцирная сетка жалобно простонала. Девушка с тревогой посмотрела на свое пальто. Оно висело рядом на гвозде, который она собственноручно вбила в стену с разрешения хозяйки комнаты. Увидев в сумраке его контур , Алиса облегченно вздохнула. И укрывшись с головой, прошептала: -Не бойся, будь смелее… Спасибо, Витя! Уже через несколько минут Алиса спала безмятежным сном. Каким могут спать только дети.

Глава 2  Ехал шпиндель через шпульку...

Алиса с Ритой  вышли из   мастерской на первом этаже техникума легкой промышленности. В глазах девушек застыла смесь растерянности и недовольства. В мастерских скоро будут практические работы, и девчатам показали, где им предстоит работать. В одном ряду там стояли токарные станки, а в другом - отгороженные сеткой  слесарные места, с тисками и всякими инструментами. В коридоре к подругам подошел Виктор, их знакомый со старшего курса. Между собой девушки называли его Витьком-морячком. 
 –Что же вы, красавицы, тут делаете? – спросил он, улыбаясь, и кивнул головой в сторону цеха.
  -Скоро на станках будем вытачивать какие-то шпиндели...- пожаловалась Алиса.
  -Какие-то,- со вздохом передразнил ее Витек.
 С девушками Виктор всегда балансировал на грани дружелюбия и иронии. 
 -Мотальный шпиндель закреплен на торце главного вала швейной машины,- важным тоном произнес он. И тут же скороговоркой выпалил:
- Ехал шпиндель через шпульку,
  Видит шпиндель в шпульке нить…
 Алиса и Рита рассмеялись. Витек был доволен собой. Он любил покрасоваться.
 -Эх, девочки, и почему вы учитесь на механиков? Витек бросил долгий  взгляд на Алису. Рита отшутилась: - Мечтала с детства! Алиса промолчала.
 Разве об этом мечтала она? Ей хотелось делать зарисовки моделей одежды, заниматься их конструированием, чертить выкройки. Самостоятельно  кроить и шить!  И все это рухнуло навсегда! В их группе учились всего три парня, и только один из них был практически готовым главным механиком какой-нибудь швейной фабрики. Володя Ефремов – высокий, представительный, всегда в костюме и галстуке. Он был серьезным, спокойным, учился на отлично. Два других мальчика - хорошие и симпатичные ребята, но- временные пассажиры. Женя Ивашин мечтал поступить в Театральный институт.  Другой – Слава Маркин, учился неохотно, как-будто плавал в лодке, предполагая при случае, перепрыгнуть на какую-нибудь красивую яхту…
 А большинство девочек, хотя и прилично учились, не хотели быть механиками…
 Два года назад Алиса  приехала из другого города, мечтая получить специальность модельера-конструктора одежды. Она хорошо закончила 10 классов, прекрасно рисовала и чертила. На первом экзамене получила "отлично" за сочинение.
 Такая же абитуриентка, непосредственная и добродушная девушка Тамара, предложила Алисе готовиться к следующему экзамену по математике вместе. В гостях у Томы, в огромной квартире с высокими потолками, Алиса неожиданно почувствовала себя маленькой рыбкой в аквариуме. Настолько много простора! Не то что их коммуналка, в которой жила ее семья в родном городе! Девушки  зашли на кухню. Алиса замерла, с удивлением  разглядывая беспорядочный натюрморт. Столы и плита заставлены множеством тарелок  с  недоеденными сосисками и котлетами с подливкой.  В мисках- надкусанные яблоки, нарезанный хлеб и несколько кубиков  подтаявшего масла. Казалось, только недавно здесь устраивали какое-то богатое застолье, но какая- то непреодолимая сила заставила людей срочно покинуть помещение.
 - Угощайся,- предложила Тома и захрустела печеньем. Алиса смутилась и отрицательно помотала головой. - Мама заведует столовой в институте, - простодушно объяснила девушка и неопределенно махнула рукой. К Тамаре Алиса приходила еще пару раз. История с только что покинутым банкетом неизменно повторялась. Девушки  усердно готовились к экзамену по математике. Алиса помогала Томе по алгебре и тригонометрии, объясняя решение сложных задач.
 - Алиса, ты все знаешь, не то, что я! Ты поступишь обязательно! - немного с завистью заверила Алису Тамара, поправляя на шее старинный золотой медальон на  цепочке. Алиса собирала в сумку учебники, собираясь уходить. Да она и сама была уверена, что поступит.
 -Хочешь, я покажу тебе своего любимого парня?- вдруг предложила Тома.
 Она нажала кнопочку на красивом медальоне. Щелкнув, медальон открылся. Внутри  него была маленькая фотография. -Он заканчивает суворовское училище и уже подал документы для поступления в Ленинградское нахимовское училище,- сверкая глазами, немного возбужденно объяснила Тамара.
 Алиса с интересом рассматривала фотографию симпатичного мальчика в военной форме. Теперь все, связанное с Тамарой, казалось  ей не только странным, но и удивительным, как в кино. Застенчивая  Алиса еще ни с кем не встречалась. В это время она снимала  койку в углу, отгороженном шифоньером, маленькой комнаты, где жила еще хозяйка с дочкой- школьницей. А сливочное масло Алиса попробовала впервые буквально вчера. По дороге из техникума она увидела людей, толпившихся у магазина. Очередь растеклась на квартал. Отстояв в ней довольно долго, среди дышащих друг другу в затылок людей, Алиса стала счастливой обладательницей  двух пачек масла. Ей так надоели пирожки с ливером в буфете...
 Несколько раз перечитав списки поступивших, Алиса не нашла свою фамилию. Там она обнаружила лишь  знакомую фамилию Тамары. Ниже висел список студентов  механического отделения. Первой в списке была она- Белорукова Алиса. Туда зачислили всех тех, кто не прошел по конкурсу на первую специальность. Это был удар! До этого момента ей казалось, что достаточно лишь ее знаний и огромного желания, и все обязательно закончится благополучно. Может, недоразумение? Ошибка? Оказалось, нет. Расстроенная и подавленная, она  все-таки решила сходить на собрание, чтобы принять решение: вернуться домой или учиться на механическом отделении. На собрании ярко рассказывали о больших перспективах технического развития швейных предприятий. - Для новых фабрик и повышения уровня механизации швейного производства необходимы молодые квалифицированные кадры… В недалеком будущем везде будут полуавтоматические машины,-вещал выступающий. В зале Алиса встретила знакомых девушек Аллу и Риту, как и она– приезжих из других городов и поступавших на технологическое отделение. А теперь их зачислили в одну группу. Прослушав речь о своем светлом будущем, все трое решили остаться, не расстраивать родителей. Время было тяжелое, послевоенное, родители  и не спрашивали- кем они будут, лишь бы учились!
 Вспомнив про разбившиеся мечты, Алиса тихо объяснила Виктору:- Хотели  стать модельерами-конструкторами. Не прошли по конкурсу. Она с сожалением вздохнула.
 На что Витек упрекнул их:- Эх, вы как дети! Так ничего и не поняли за два года? Почему оказались механиками? 
- А что мы должны понять?- удивилась Рита.
– А то, что здесь не прорваться провинциальным тихоням, как вы. Посмотрите, кто там учится! Практически нет иногородних, одни блатные и нужные люди! У нас -город швейников, и швейные  фабрики  есть, и в каждом квартале- ателье! И кто там работает? Все- наши  выпускники! И на каких должностях? На руководящих! Вот и подумайте! – Витек чуточку гордился своей проницательностью.
 Алиса с Ритой призадумались. Тут Виктора позвал его сокурсник Миша Носов, невысокий, щупленький паренек по прозвищу Воробей. Однажды Алиса спросила у Вити, почему он так его зовет. Виктор тогда лишь отшутился:- Да мать ему из деревни только семечки присылает. Как воробью. Уходя, на прощанье Виктор сообщил подругам новость:- А я диплом защитил! Получил распределение на одну из швейных фабрик в этом городе. Так что увидимся! Зайду к вам еще.
 Девушки только и успели пробормотать ему вслед: –Поздравляем! Они немного постояли  в вестибюле техникума. -Ничего уже не изменишь. Через год- диплом, а потом и работать будем самостоятельно! – заключила Рита. Взглянув на грустную Алису, добавила: -Может, и на той же фабрике, с Витей. Алиса улыбнулась: -Я хочу с тобой, Ритуля! Может, два места на одной фабрике будет?