Мама. Посвящение

Джулия Арье
Сегодня день рождения моей мамы – Светланы Николаевны Шитовой, видного ученого, историка, этнографа, посвятившего себя  изучению культуры тюркоязычных народов.
Мама закончила истфак МГУ и по распределению поехала  в Башкирию, изучать тогда еще малоивестную в этническом плане нацию - башкиров. Уроженке Волгограда пришлось выучить башкирский язык для общения с жителями местных деревень, для сбора научного материала.               
 На счету у мамы свыше 100 научных трудов, множество монографий, более 25 экспедиций, более 10 изданных книг по материальной культуре и декоративному искусству. Башкирская народная одежда; традиционные художественные ремесла;  резьба и роспись по дереву; история архитектурного декора в башкирских аулах; войлоки, ковры и ткани;  поселения и жилища башкир –   вот неполный перечень тем ее научных трудов.               
Мама -  заслуженный работник культуры, имеет награды за трудовые достижения.
Для меня мама – прежде всего родной и близкий по духу человек.
   __________


Для маленького ребенка мама – это Божественная сила; внутри ее организма мы когда-то проходили все стадии эволюции от крохотной клетки до человека Разумного -через жабры, крылья и хвосты. Девять сакральных месяцев вместили в себя путь длиной в миллионы лет... 
А затем... пришел момент появления на Свет, стало нестерпимо ярко и холодно,  и некто в белом перерезал пульсирующий канатик, соединяющий нас с мамой.
Ты кричал, ты протестовал, но затем тебя поднесли к маминой груди, и ты затих: жизнь продолжалась!               
 В тот момент ты уже, возможно, почувствовал, что связьс мамой не перерезать акушерскими ножницами.
Через маму ты постигал бесконечное пространство этого мира мира.
С ней ты делился своими маленькими секретами и большими открытиями.   
К ней ты забирался ночью в постель обняться и погреться. Ее черты искал ты в зеркале.
   _________


Мама произвела меня на свет упитанным младенцем, и я очень гордилась своим весом – четыре двести!
 Я была искусственницей и не расставалась с соской, надетой на бутылочку молока, до пяти лет.  Думаю, постоянная близость источника пищи повлияла на мое детское мировосприятие: я росла самодостаточным и умиротворенным ребенком. Я была уверена, что жизнь прекрасна и удивительна, что  у меня лучшая в мире семья в составе мамы, папы, бабушки и старшей сестры. Ближе всех, конечно, была мама.

...В детстве я ненавидела лето.
Летом мама всегда уезжала в экспедицию. А я оставалась в душном городе и очень, очень скучала.
Время тянулось медленно, я неприкаянно бродила по опустевшему двору и грустила все больше.
Но вот наконец наступал день маминого возвращения.
И у меня от радости замирало сердце, и я не могла найти себе места.

Мама приезжала всегда загорелая и веселая, красивая и молодая. Я любовалась ею и прощала ей эту противную экспедицию.
Как я любила мамино хорошее настроение, мамин смех!  Но мама смеялась не всегда.  Чаще она была углубленной в себя.

 Наверное, думает о работе – думала я.
 
Мама на работу ходила не каждый день, а в специальные, назывались – присутственные –дни.  А в остальное время мама работала дома, за письменным столом. Я знала: мешать нельзя. Я спокойно играла в свои игрушки. Каждый занимался своим делом, и мне было хорошо. Главное, что мама была рядом.
Бывало, что мама сердилась. Это было очень неприятно. Ведь к маме приходишь с любой бедой и обидой, а тут - куда идти?!

Иногда мама обматывала голову платком, накрывалась шалью и ложилась на диван лицом к стене: это была мигрень. Мама жаловалась на резкие звуки и яркий свет, и я боялась причинить маме лишние страдания. Я полюбила тихие вдумчивые игры.
А однажды мама по-настоящему заболела. Она положила в сумку домашний фланелевый халат и тапочки и ушла в больницу.

Теперь она жила в большом сером здании недалеко от нашего дома, и я каждый день бегала ее навещать. У мамы был режим, какие-то процедуры. Я смиренно сидела на лавочке перед мрачной больничной постройкой и ждала, когда появится мама. Мама наконец выходила, и можно было всласть наобниматься, наговориться. Расставаться всегда было горько, я шла домой повесив голову и уже с нетерпением ждала завтрашнего дня– когда я снова увижу маму...

Я любила Восьмое марта – ведь в этот день все дети поздравляют мам – самых лучших на Земле!  Моя мама, конечно, тоже была самая лучшая – самая добрая, умная и красивая. Я гордилась мамой и с радостью рисовала, лепила и клеила ей подарочки.
Она обнимала меня, говорила: спасибо, милая! -  и другие ласковые слова. И у меня сладко щемило сердце, и я думала: как хорошо, что я умею рисовать, и могу выразить в рисунке свои чувства!

Я росла счастливым ребенком. Что дарило мне это состояние?  Мне кажется, оно проистекало из двух составляющих: тепла и заботы – с одной стороны и свободы – с другой. Мама никогда не давила, не заставляла, не настаивала на своем. Теперь я знаю: это очень трудно в отношении своих детей - и маленьких , и уже взрослых.

...В постперестройку, в преддверии развала Союза, я со своей семьей намеревалась уехать в другую страну. Времена были смутные, непонятные, никто не знал, удастся ли когда-нибудь свидеться...

 Моим родителям по закону нужно было подтвердить, что претензий к выезжающей дочери не имеют.
Папа пребывал в растерянности и обратился к маме: а может быть, не разрешить?... Но и тут мама осталась верной себе. Я убеждена, что в этом проявилась настоящая любовь и глубокое уважение к выбору своего ребенка. Ведь родители наверняка были уверены в ошибочности и опрометчивости нашего поступка. И все же...

Они позволили нам идти своим путем, даже ценой возможных ошибок.

Мама проработала в академии наук 50 лет.               
Оставив Академию, мама продолжала активно трудиться в области этнографии и придумала замечательный проект «История Уфы: архитектурное наследие». В последние годы в Уфе старые здания сносились целыми улицами, а серьезного научного труда в этой области просто не существовало. Мама написала уникальный в плане представленных материалов и их освещения труд. Книга вместила в себя 1200 страниц, в нее вошло более 1000 фотографий . В процессе работы над проектом маме пришлось освоить цифровую фотокамеру, компьютер и интернет.
 Мама заводит друзей в социальных сетях, общается, обменивается с ними интересными мыслями, ссылками и фотографиями.
Я так же, как и в детстве, горжусь мамой.

   _________


...Каждый день я включаю компьютер. Выхожу в скайп.
Нажимаю на квадратик «Светлана Шитова». На экране всплывает мамина фотография.
Я читаю под ней недлинную фразу и мое сердце  наполняется радостью.   
«Я ежедневно дома  -  звоните»
Пожалуйста, мама, будь на связи. 
Всегда.

12.02.2013.

на фото: Светлана Николаевна Шитова, студентка МГУ