МЫ. 4-5

Валентина Телепенина
ИСТОРИЯ 4

Поздний вечер. На передних сиденьях троллейбуса расположились два не вполне трезвых молодых человека, напротив – две женщины, годящиеся им в матери. Парни грубо оскорбляют друг друга, один из них употребляет нецензурную лексику. Со стороны их диалог кажется странным, не могу понять: всерьёз они это делают или зловеще шутят? Пассажиры ведут себя спокойно, никто не вмешивается. Я мысленно обращаюсь за помощью к светлым силам.
       
Женщинам неловко находиться в обществе подвыпивших парней и терпеть грязный словесный мусор. Одна из них всё-таки не выдерживает и призывает ребят к порядку, но они только огрызаются в ответ. Подключается её соседка и получает тот же отпор. Тем не менее, нецензурная брань ненадолго прекращается, затем «диалог» возобновляется, а вскоре более шумный выходит.

Рассматриваю оставшегося. В отличие от товарища он ухожен, в добротном модном пальто, хорошо подстрижен, спортивного телосложения – приличный на вид молодой человек. Теперь он изредка переговаривается с женщиной напротив, их тихая речь не слышна, вижу только, что парень по-прежнему ершится.

Отвлекаюсь от участников ситуации, думаю о своём и не замечаю, как расходятся мои попутчики. На одной из остановок обращаю внимание на инвалидную коляску. Присматриваюсь: в ней сидит упомянутый молодой человек, а женщина, сидевшая напротив, приводит себя в порядок и толкает вперёд коляску. Мать? Сердце сжалось.               

Ситуация возвращается, теперь вижу её по-другому. Во-первых, понимаю, почему так спокойно реагировали люди, почему терпели: они видели ситуацию с самого начала и сострадали инвалиду. Мне тоже не захотелось вмешаться по какой-то причине, ограничилась молитвой, хотя обычно вмешиваюсь, без злобы и агрессии.

Во-вторых, «диалог» двух товарищей – это бравада: один демонстрирует, что ему нипочём ситуация, а другой не хочет выказать жалость. Оба плохо справляются, раз выбрали такую линию поведения.

И последнее: каковы же отношения между матерью и сыном, если не было ни малейшего намёка на тепло? Внешне абсолютно чужие люди.

Произошла ситуация, нужно в ней разобраться и что-то понять – она мне для этого и дана.

Где гарантия, что всё обстоит именно так? Можно придумать ещё пару версий, и они будут казаться убедительными. (Самая простая: это бабушка и внук, бабушки нынче молодые.) Где истина? Спросить не у кого, значит, разбирайся с собой, а людей оставь в покое, им и без тебя… помоги им, Господи, обрести смирение!

Переношу внимание на себя. Потихоньку возникают вопросы к себе. А где была ты, когда инвалид выбирался из троллейбуса, куда провалилась? У людей непростая ситуация, они нуждаются в участии, а ты в бессознательном состоянии. «Я не знала» – отговорка, это было за твоей спиной, должна знать. Вдруг вспоминаю: меня ударило током, когда я увидела их за окном, но сосредоточение в тот момент отсутствовало, и я не потрудилась понять свою реакцию. Не было ли в моём сердце жалости? Эта эмоция не помогает, а накрывает отягощённого человека ещё больше. Бьёт током, значит, смотри в себя, есть нечистота восприятия.

Сегодня много говорят о силе момента «здесь и сейчас», и это важно. Я выпала из него. Вот ещё одно большое поле для работы над собой.


История 5.

Готовлюсь к выходу из трамвая. Молодые родители и двое деток собираются выйти через заднюю дверь, я же направляюсь к средней – там свободнее. Мальчик пяти-шести лет отрывается от семьи и тоже направляется к средней двери. Ему хочется опередить меня, поэтому освобождаю ему дорогу. Внутри есть непонятное движение в адрес мальчика, происходит что-то неуловимое, какая-то связь...

Мальчик выпрыгивает наружу, всем корпусом разворачивается мне навстречу и протягивает руку. «Опираюсь» на слабенькую ручку джентльмена и благодарю: «Спасибо, солнышко, выручил».

Мальчик ищет взглядом родных. Папа оставляет своих девочек и спешит к сыну, счастливая улыбка освещает его лицо. Ребёнок тоже доволен, и девочки улыбаются… что тут скажешь – воспитание! Такие поступки украшают нашу жизнь.

Я задерживаюсь, готовлюсь сказать папе хорошие слова, но он увлечён сыном, наши глаза не встретились. Много хочу? По привычке наблюдаю и осмысливаю то, что со мной происходит, учусь видеть ситуацию широко, чтобы извлечь из неё как можно больше пользы.

Во-первых, я уловила работу мысли мальчика: он заранее присмотрел того, кому нужна, по его мнению, помощь – бабушку, поэтому он так старался меня опередить. Его внимание было направлено на меня, он был связан со мной ситуацией, и мне удалось это почувствовать.
 
Во-вторых, я стала думать о том, что стоит за хорошим поступком. За любым поступком скрывается мотив: а почему я делаю это, для чего? Есть ли у меня истинная забота о человеке или я так поступаю ради себя? Сделал доброе дело, и сам за себя порадовался: вот я какой! И блаженствуешь, не подозревая, что эго твоё подросло. Знаю это сладенькое состояние…

Есть нормы поведения, которые мы соблюдаем автоматически, не задумываясь: уступаем место старшим, помогаем старикам, беременным женщинам – этому нас учат с детства. Мотив всегда присутствует, но мы его не отслеживаем – нас этому не учат. Есть и то, что мы побуждаем себя делать, что пока ещё не стало нашей природой, а просто нравится, как это делают другие, хочется и самому попробовать.

Как-то гостил в Минске мой добрый знакомый, француз из Гавра Мишель. Я искренне уважала этого человека, впрочем, уважаю и сейчас, его нет в нашем мире, но он есть в другом, лучшем мире, и препятствий для общения нет. Так вот, Мишель обратил внимание на то, что люди у нас почему-то не придерживают дверь друг для друга, и не только в метро. Мне казалось, что у нас с этим всё в порядке, по лбу никто не получает, каждый следит за дверью. Поняла, что он имел в виду, после слов: «Я дверь не бросаю, стою, жду, улыбаюсь тому, кого жду, пропускаю его, и все люди так…» Ему не хватало движения души, ему мало поступка ради поступка, без внимания к тому, для кого это делается. Вот он, свежий взгляд со стороны!

Одна милая женщина из мира бизнеса, достигшая успеха, призналась: однажды ей в метро таким образом придержали дверь, и это сразило её наповал – она была в шоке. Прав Мишель: мало «этого» у нас, раз есть такая реакция на внимание другого человека. Люди, до чего мы дошли! МЫ НЕ ВИДИМ ДРУГ ДРУГА! Для чего живём? Чтобы носиться по своим рутинным делам и иметь отговорку, что у нас нет времени на заботу о душе? Наша душа ничего не желает для себя, у неё на первом месте общее благо, желает для себя только эго.

Милый мальчик из трамвая! Мне очень понравилась встреча с тобой. Пусть твои начинания превращаются в устойчивую привычку делать добро, а мотивом пусть будет: «Не для себя!»
   
* * *

P.S. Дорогой Мишель, спасибо за урок, который ты преподал моей славянской душе. Я приучаю себя поступать так, как ты, и мне это нравится! Самое малое, что мы можем делать друг для друга – это улыбаться.