13. Исход

Кот Базилио 2
В четверг утром 15 нисана 2448 года от сотворения мира в земле Египетской стоял большой переполох. Осмелевшие евреи после ночных событий высыпали на улицы городов и поселений и рассеялись по всей земле, чтобы собрать все золото, серебро и драгоценные камни, которое убитые горем египтяне отдавали практически без сопротивления.
    
Ночью Бог умертвил всех первенцев египтян. Это была последняя из десяти казней, которыми Бог «наказал» Египет за нежелание фараона отпустить еврейский народ. А так как кто-то для кого-то всегда является первенцем, по всей земле египетской стояли вой и плачь, а земля была буквально усеяна трупами.
    
Те же евреи, которые исполняли все, что говорил им Моше, невредимые находились по домам, обезопасившись от бушующего снаружи Ангела смерти кровью жертвенных агнцев, нанесенной на дверные косяки и притолоки. Никто не спал. Все были готовы в любую минуту, если последует приказ, выступить в путь. А пока они ели приготовленных на огне ягнят, как и научил их Моше по велению Бога. А утром они отправились за золотом, серебром и жемчугом по дамам египтян, также исполняя повеление Божие.
    
Большинство из местного населения готовы были отдать все, лишь бы эти ужасные евреи поскорее покинули страну. Но самые хитрые и хладнокровные говорили, что у них ничего нет. К их немалому удивлению, евреи довольно точно указывали, где у кого и что спрятано. Все тайники и загашники были обнаружены евреями еще во время предыдущего наказания «тьмой».
    
Таким образом, утром 15 нисана евреи были заняты тем, что паковали все золото Египта в мешки и грузили их на ослов. Говорят, что у каждого еврея получилось такое груженое стадо численностью в девяносто голов.
    
Однако Моше было не до золота. Ему необходимо было разыскать место захоронения Йосефа, потому что «заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда» (Быт. 50:25). Моше должен был исполнить клятву, которую дали сыновья Яакова брату своему Йосефу. Таковы были его представления о долге, хотя сам он никаких обещаний Йосефу не давал, да и не мог дать, потому что ко времени его смерти еще не родился.
    
Йосеф умер в 2309 году. Его тело забальзамировали и уложили в металлический ящик (арон), который надежно спрятали. А из тех, кто был причастен этому действию никого в живых не осталось. Прошло без малого 140 лет. Казалось, перед Моше стояла неразрешимая задача. О том, как Моше удалось все же разыскать гроб с останками Йосефа, существует несколько версий.
    
По одной из них Моше вдруг вспомнил, или подсказал ему кто, что еще жива, оказывается Серах, дочь Ашера, которая еще девушкой пришла в 2238 году вместе с Яаковом в Египет. Это та самая девушка, которую испуганные сыновья Яакова, послали к своему отцу, чтобы сообщить ему радостную весть: Йосеф, сын его любимый, жив.
    
Моше слышал, естественно, эту историю. Но, ей никак не меньше 220 лет. Неужели она жива! Подивившись этому обстоятельству, Моше отправился на поиски Серах. И вот, что ему поведала древняя старуха.
    
Оказывается египетские жрецы, маги и колдуны погрузили металлический гроб с останками Йосефа в Нил. «Если ты хочешь, чтобы этот народ никогда не покинул Египет, нужно спрятать останки Йосефа. Если они не найдут их, то и не смогут уйти отсюда», – объяснили они фараону.
    
Моше отправился на берег Нила, в то место, на которое ему указала старуха, и громким голосом произнес:

     – Йосеф, Йосеф! Всевышний повелел нам покинуть Египет. Поэтому настало время выполнить нашу клятву, данную тебе. Если ты поднимешься, мы возьмем твой гроб, если же нет, мы свободны от нашей клятвы!
    
Затем Моше бросил в воды Нила металлическую пластинку с выгравированным на ней Именем Бога и вскричал:

     – Але, Йосеф!
    
Т.е. «Йосеф, поднимись!», и гроб с останками Йосефа немедленно всплыл.
    
По другой версии, Моше где-то раздобыл тот самый кубок, который служил Йосефу для «гаданий» и который «украл» у него якобы Биньямин. Он разрезал его на четыре части и нанес на каждую изображение. Это были лев, бык, орел и человек. Моше испытал изображения животных, но гроб не появлялся, и лишь когда он бросил в воду пластину с изображением человека – арон всплыл (1). Так говорит мидраш, хотя было бы логичнее, если бы «изображение быка» подняло гроб на поверхность. Потому что бык был символом Йосефа и изображался на знаменах его племени (2).
    
А еще рассказывают такую историю. Забальзамированный Йосеф был помещен в одну из царских гробниц среди других усопших царственных особ. И обнаружить его не представлялось возможным. Однако Моше нашел выход. Он подошел к царской усыпальнице и громко прокричал:

     – Йосеф! Пришло время исполнения клятвы, данной Всевышним еврейскому народу о том, что Он освободит его. Пришло время исполнения клятвы, которую ты наложил на Израиль. Если ты покажешься – мы исполним ее. Если нет, – мы будем свободны от нее.
    
Как только он проговорил последние слова, земля задрожала, и гроб с останками Йосефа выкатился к ногам Моше.

     «И взял Моше кости Йосефа с собой» (Исх. 13:19)
    
В конце концов, колонна сформировалась и двинулась в путь. Это было грандиозное зрелище. Не все евреи пожелали покинуть Египет. За Моше последовала только лишь пятая часть мужчин старше 20 лет со своими семьями, естественно. И эта пятая часть насчитывала 600000 человек. А еще пожелали покинуть Египет люди иных национальностей и сами египтяне, решившие присоединиться к еврейскому народу. Они, по настоянию Моше, принесли положенную пасхальную жертву, а перед тем лицам мужского пола по всем правилам сделали обрезание.

     «А также многочисленная толпа иноплеменников (эрев рав) вышла с ними» (Исх. 12:38).
    
Вот этого иноплеменного сброда (3) (эрев рав) насчитывалось 2 миллиона 400 тысяч голов, а еще плюс несметные стада крупного и мелкого рогатого скота.
    
Ведомые столпом облачным днем и огненным ночью евреи вскоре оказались у Ям Суф – Тростникового моря. А к этому времени фараон опомнился, потому что ожесточил Господь его сердце, снарядил 600 колесниц отборных и, возглавив их лично, бросился догонять евреев.

     «И подняли сыны Израиля глаза свои, и вот – египтяне гонятся за ними» (Исх. 14:10).
    
А перед ними простиралось море Суф. Что произошло дальше? По свидетельству Торы, Моше по приказу Бога навел посох свой на воду, и подул сильный восточный ветер. Всю ночь гнал ветер воды моря, пока столп облачный не позволял фараону приблизиться к евреям. А утром обнажилось дно моря, и евреи перешли по нему, яко посуху, а воды моря были им стеною.
    
Устная традиция содержит, естественно, подробности происходивших событий. Однако подробности довольно необычные и противоречивые.
    
В Псалме 114 сказано: «Когда вышел Израиль из Египта… Море увидело и побежало…». Куда побежало море? Что увидело оно, чего испугалось? А увидело оно гроб с останками Йосефа, который несли во главе колонны. Так решили комментаторы. А побежало море перед Йосефом потому, что он не поддался соблазну и в самый последний момент, как мы помним, сбежал от жены Потифара, прекрасно сознавая, что мог поплатиться за историю ту головой. И теперь за заслуги Йосефа побежало и расступилось море, чтобы пропустить евреев.
    
Красивая версия, но все было бы слишком просто, если бы не было других. Вот есть же «царское колено» Йегуды. У него, что вообще нет никаких заслуг? Именно об этом другая версия.
    
Каких только действий не предпринимал Моше, море никак не хотело расступаться. И стал жаловаться Моше Господу. «И сказал Бог Моше: Что ты вопиешь ко мне? Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись вперед!» (Исх. 14:15).  Евреям необходимо было, не останавливаясь, войти в воду, и море расступилось бы перед ними. Но евреи в нерешительности топтались на берегу.
    
И тут глава колена Йегуды Нахшон бен Аминодав смело вошел в воду. За ним последовало колено Биньямина. А когда стоявшие на берегу люди из колена Йегуды увидели, что вениамитяне оставили позади почему-то замешкавшегося Нахшона, то стали забрасывать камнями братьев своих. Завязалась серьезная потасовка. Кто разнимал их, история умалчивает. Но Бог остался доволен: «Я знаю, что ссора между Иегудой и Биньямином была во имя Моей чести, поэтому Я вознагражу их обоих».
    
Бог не дает пустых обещаний: Биньямин был вознагражден тем, что в его владениях построили Храм, а Йегуда стал обладать царским достоинством (4).
    
А какую же награду получил Йосеф? Не его ли увидев, море побежало?
    
И, пожалуй, расскажем еще одну историю из устной традиции, связанную с исходом.
    
Вот сказано: «Когда отпустил фараон народ, не повел их Всесильный дорогой через страну Плиштим, потому что короток этот путь, ибо сказал Всесильный: как бы не передумал народ при виде войны и не возвратился бы в Египет. И повернул Всесильный народ в пустыню по дороге к Ям-Суф» (Исх. 13:17-18).
    
Почему Всевышний избрал для евреев не самый близкий путь, на то есть ряд причин. Одна из них озвучена в этих строках: при виде войны народ мог передумать. О чем идет речь?
    
Примерно за тридцать лет до исхода некий представитель из колена Эфраима, по имени не то Гнон, не то Игнон, решил, что срок пребывания евреев в Египте закончился. Когда-то Господь говорил Аврааму: «Знай, что пришельцами будет потомство твое в чужой стране, и служить будут им, а те будут угнетать их четыреста лет» (Быт.15:13). Эти слова были сказаны праотцу в момент некоего священнодействия, описанного в 15 главе книги Бытия, которое в традиции получило название "брит бейн габетарим" – «союз между рассеченными частями». Аврааму на тот момент было 70 лет. Вот от этого события тот ефремлянин и отсчитал срок. Однако правильный отсчет 400 лет необходимо вести от рождения Ицхака. А Аврааму тогда уже исполнилось 100 лет. Вот она ошибка в тридцать лет. Ефремлянину этому удалось многих из своего колена сагитировать. Они вышли и направились прямым путем в землю Плиштим. Возник конфликт с местным населением возле города Гата (5), и филистимляне их всех перебили. По преданию, когда Всесильный выводил евреев из Египта, непогребенные кости ефремлян еще были разбросаны как раз на границе между Египтом и страной Плиштим. Вот это зрелище выходившие и не должны были видеть.

Иллюстрация: полотно современного израильского художника Аркадия Острицкого «Ночь исхода».

(1) Луис Гинцберг в «Легендах евреев» рассказывает, как Моше бросил в реку серебряный листок с изображением льва, на что воды Нила возмутились и издали рев, подобный львиному рыку. Затем он бросил листок с изображением человека, и кости Йосефа соединились вместе и легли в гроб. Когда же он бросил листок с изображение орла, гроб всплыл на поверхность. Четвертый листок с изображение быка – остался. Моше забыл о нем, но некто его приберег (L.G. “The Legends  of the Jews” V.III. Ch.2).
(2) На знамени Йегуды был изображен лев. Орел на знамени Дана. У Реувена на знамени было изображение корня «мандрагоры», который своей формой удивительно напоминал человека.
(3) Эрев рав (великое смешение, сборище, сброд) – группа иноплеменников, которые присоединились к евреям во время исхода их из Египта. Испугавшись египетских казней, эти люди формально приняли иудаизм, но в душе остались идолопоклонниками. Аризаль полагал эрев рав типичной моделью нечестных людей, которые приняли иудаизм ради материальных или социальных выгод, а не по вере. Считают, что эрев рав были инициатором всех восстаний, которые евреи подняли против Моше и против Бога во время выхода из Египта, включая грех Золотого тельца, а в дальнейшем причиной всех несчастий, постигших еврейский народ: разрушение обоих Храмов и всех изгнаний. И долгая дорога в обход, вместо обычного пути из Египта в землю Кенаан по побережью Средиземного моря через землю Плиштим, и преследование армии фараона, и чудо перехода через Красное море, и многолетнее брожение по пустыне – всё служило единой цели: Бог надеялся, что эрев рав оставит евреев и вернётся в Египет, или погибнет. А кроме того: эрев рав – это часть индивидуальности практически каждого из нас, которая так смешалась и сплелась с душой, что мы не представляем себя без этой части. Эрев рав – это так же часть нашего общества, это те люди, в душах которых эрев рав победил и которые проявляют себя так, как тот сброд, что вышел из Египта вместе с евреями.
(4) Талмуд, Сота 36б-37а: Рабби Меир сказал: Когда Израиль стоял на краю моря, колена спорили друг с другом, кто спустится в море первым. Пока все стояли и кричали, выскочили люди из колена Биньямина и первыми спустились в море, как сказано (Пс.68:28): "Там Биньямин младший, властвующий над ними" – нужно читать не родэм  – "властвующий над ними", но рад ям  – "спустившийся в море".  По этой причине князья Йегуды швыряли в них камни, как сказано (там же): "князья Йегуды, столпившиеся (ригматам)" (корень «рагам» – бросать, бить камнями). Поэтому удостоился праведник Биньямин того, чтобы Святая Святых Храма построили на его земле, как сказано: "между плеч его Он обитает". Сказал ему рабби Йегуда: Не так было дело. Никто из колен Израиля не желал  спуститься в море первым. Тогда выскочил вперед Нахшон бен Аминадав и первый спустился в море, как сказано (Ос.12:1): "Окружил Меня Ефрем ложью и дом Израилев лукавством; Йегуда держался еще Бога". В отношении него сказано в Писании (Пс. 69:2-3,16): "Спаси меня, Всесильный, ибо воды достигли дыхания [моего]. Погряз я в глубоком болоте, и не на чем стоять; вошел я в глубины вод – быстрое течение их уносит меня. Да не увлечет меня стремительный поток вод, не поглотит пучина …" и т.д.  В это время Моше был поглощен долгой молитвой; так Святой, да будет благословен Он, сказал ему: "Мои возлюбленные тонут в море, а ты продолжаешь молитву пред лицом Моим!"  Сказал он Ему: Владыка Вселенной, что я могу еще делать? Он ответил: "Скажи сынам Израиля, чтобы они двинулись вперед. А ты подними жезл твой и простри руку твою на море"…и т.д. Поэтому удостоилось колено Йегуды власти над всем Израилем, как сказано (Пс.114:2): "Стал Йегуда святынею Его, Израиль Его владением". А почему стал Йегуда святыней Его и Израиль Его владением? Потому что "увидело море и побежало" (Пс.114:3).
(5) 1 Паралипоменон 7: 20-21: Сыновья Эфраима: Шуталах, и Беред, сын его, и Тахат, сын его, и Элада, сын его, и Тахат, сын его, и Завад, сын его, и Шутелах, сын его, и Эзер и Элад. И убили их жители Гата, уроженцы той земли, за то, что они пошли захватить стада их.