Океанская сага 2. Часть 4

Владимир Семёнов
                Глава четвёртая
    Шуазель пошевелился в кресле. Было видно, что ему история старого морского волка, кажется чем-то вроде рассказов о древнем волшебнике Мерлине и, может сгодиться лишь детям на ночь.
Вслух произнёс, разводя руками:
- Неужели, мой дорогой Франсуа, тут может быть что-то серьёзное?
Де Тотт вновь хитро подмигну графу:
- И ещё как, мой друг! Я продолжу.…
…. - Месье, я пробыл все десять лет при капитане Шарле. Мы, те, кто остался с ним, так и продолжали величать его капитаном, столь многое мы пережили вместе и настолько большое уважение он у нас заслужил. Я старился, Шарль заметно возмужал, а проклятый Виатор оставался таким, каким мы увидели его в первую нашу встречу!.. Время не властно над силами зла, мой господин!.. Я не удивлюсь, если он и сейчас так же молод, как тридцать лет назад….
   Наш капитан богател очень быстро. Торговля рудой военного назначения приносила большую прибыль – ту, что была видна властям, и с которой наш капитан платил налоги. А колдовство проклятого Виатора приносило намного больше, но об этом знали только избранные.... Но и это ещё не всё, мой добрый господин! Дьявол делал не только золото из свинца!.. О!.. Он ещё умел и обратное – он превращал серебро и золото в простые металлы – в свинец и олово, в медь или ртуть, во что его чёрной душе было угодно.  Понимаете, месье?! Я лично видел, как однажды, целую партию золотых слитков хозяина, Виатор обратил в свинец!..
  И тут, признаюсь граф, выдержка отказала мне:
- Послушайте, уважаемый, хотя вы до сих пор не соизволили назвать мне ваше имя, ну, да мне всё равно! Оставьте это сочинительство! Так вот, превращать свинец в золото это я ещё могу понять! Здесь цель ясна – просто разбогатеть! А вот, обращать полновесные золотые слитки в свинец!..  Зачем??? – В тот момент мне опять стало казаться, что передо мной сидит просто пьяный сумасшедший. Я вновь пожалел о потерянном времени. Но старый моряк замотал головой и пустился в пространные объяснения:
- Я не могу знать, месье, что было на уме у дьявола! - И старик вновь испугано перекрестился. – То была какая-то, страшная, дьявольская бухгалтерия!.. Олово со свинцом уходили в военные арсеналы, за что капитану приплывали от властей упитанные бочонки с серебром и золотом. На эти деньги капитан с Виатором закупали всё необходимое для своих страшных опытов, и начинался новый, тайный круговорот денег! – Пират вновь воздел палец вверх. Тем самым он желал придать вес своим словам. Голова его тряслась, руки дрожали. Было видно, что он не на шутку разволновался. И мне вновь пришлось его приободрить:
- Ну, ну, месье, не стоит так волноваться! Ведь я слушаю вас!…
Тогда он продолжил:
- Тем самым, они как-то обманывали власти! Не пытайте меня, месье! А колдовское серебро и золото частью сохранялось в тайных местах, а частью вкладывалось в торговлю, которая тоже приносила немалый доход! Так колдовские сокровища оборачивались чистыми христианскими деньгами!.. – И старик внезапно заплакал:
- Я не знаю, месье, не знаю….  Но…. Но мне страшно! У меня много грехов на душе, и скоро я предстану перед Очами Всевышнего!  Я знаю, что мне не отвертеться на Его Суде, и он не сжалиться надо мной!.. Но я хочу хоть немного облегчить свою душу….  Я сдам Вам самого дьявола, мой господин! Поймайте его! Его зовут Виатор! Это зло ходит по земле и совращает людские души, пострашнее воровства или ереси! А ещё….  А ещё, мой господин, мою душу жжёт золото дьявола!.. – И старик вновь пугливо оглянулся. – Месье, я не хочу, к своим тяжким грехам присовокуплять ещё и колдовское золото, будь оно проклято!..
   С этими словами, пират извлёк из глубин свой заштопанной куртки тот самый браслет, который по его утверждению заколдовал сам дьявол. Он сунул мне его в руку так быстро, что никто со стороны не заметил. 
- Мой добрый господин, умоляю Вас, купите у меня эту вещь! Это всё, что я могу оставить своим сыновьям и внукам, но если  я оставлю им именно это, то дьявольское золото принесёт им несчастье! Молю вас, господин, купите его у меня! – И старик вновь заплакал.
  Что мне оставалось делать? У меня в руке лежал женский браслет, довольно массивный, широкий. Без затей, простая широкая полоса жёлтого метала. По утверждению моего неожиданного знакомого, из золота, извлечённого колдовским способом из олова. По центру обруча, по чуть углублённому желобку, тянется полосой россыпь крупных цветных стёкол, красивой огранки, имитирующей красные рубины, зелёные изумруды и синие сапфиры. А по обеим сторонам от центрального желобка, тоже две россыпи мельчайших стёкол, словно разноцветная стеклянная пыль. Я внимательно осмотрел браслет. На первый взгляд, это действительно было золото, и по внешнему виду, и по массе. Я бы, даже сказал, что золото самой высшей пробы, и никак не меньше!
  С минуту я размышлял. Его повествование оказалось, действительно, заслуживающим самого пристального внимания. Вот только внимания чьего? Судьи, готового приговорить беднягу к виселице? Попечительского совета в приюте для нищих бродяг, готовых взять его на поруки и отливать ему по миске рыбной похлёбки в день? Или же, врача и священника, которые обнаружат у бедняги глубокое душевное нездоровье и отправят его в монастырь, где он и проведёт остаток своей жизни под пение монахов, вкушая хлеб со святой водой? Что мне было делать?
  Молящий взгляд старика вперился в меня, он жёг мне лицо. В конце-концов…. а, что, если это и вправду, окажется чистым золотом?! Что тогда? А вот тогда я окажусь в дураках, что упустил такую невиданную возможность приобрести фунт чистого золота за несколько  монет. Но если нет? Если, это искусственный сплав меди ещё с чем-то, что позволяет имитировать внешний вид и массу благородного металла?.. А что я теряю? Ну, дам ему денег, в конце-концов, он потешил меня своим рассказом, да и вид у него абсолютного голодранца….
  Барон де Тотт, развёл руками, словно извиняясь за свою расточительность:
- Мой походный кожаный кошель упруго шлёпнулся на стол перед носом старика. Там у меня оставалось, что-то около двух десятков луидоров и экю. Браслет перекочевал ко мне в карман.
  Граф Шуазель пожал плечами:
- Ваша щедрость, граф, мне давно известна! Так эта вещица у вас?
Барон, немного смущённый, пожал плечами:
- Ну, дорогой Рене, браслет стоил того! Несчастный старик беден….  А ведь мы христиане!..
И  замолчал, пристально смотря на графа.
 Граф тоже с интересом смотрел в лицо Франсуа....
Наконец он не выдержал:
- То есть, друг мой, вы хотите сказать, что браслет, действительно, оказался золотым??!!– в глазах Шуазеля блеснули искорки интереса. – Что старый плутишка вас все-таки, не надул?! – И граф подался вперёд. Было видно, что последнее обстоятельство, сообщённое Франсуа, не на шутку заинтересовало его.
   Де Тотт  поднялся с кресла и, без лишних слов протянул на ладони тот самый браслет….
–  Фунт чистого золота! Мне это подтвердил мой личный ювелир и ещё месье Перришон, один из лучших ювелиров Парижа, вы же его знаете! Это золото!..
  Блеск азарта в глазах понемногу сменился рассудочным осмыслением.
Граф взял в руки браслет и принялся рассуждать:
- Ну…. В общем-то, тут нет ничего необычного, мой дорогой Франсуа. Старый воришка попросту украл эту вещицу у кого-то из заезжих гостей Марселя, притом, украл недавно. И, дабы его не сцапали сразу же, на продаже краденого, он решился на то, чтобы предложить его вам, тоже приезжему, в надежде, что вы не станете поднимать шум, видя выгодную для вас сделку. Вот и всё, вполне разумное объяснение! - И граф Шуазель с довольным видом развенчателя мистики, вернул браслет барону, победоносно глядя на друга.
Барон улыбнулся:
- Вы торопитесь, мой милый друг! Возьмите диковинку, да рассмотрите хорошенько! Неужели вы в серьёз полагаете, что какой-то горе-ювелир стал бы украшать золотой браслет цветным стеклом?! Это мне так же, подтвердили оба ювелира, а месье Перришон даже посмеялся на этот счёт, предположив, что, либо, меня кто-то здорово обдурил, либо же, это я сам намереваюсь преподнести такое дорогое, изысканное издевательство какой-нибудь своей  любовнице, которую уличил в неверности и, именно, потому такое оригинальное сочетание – золота и стекла!
   Граф подхватил веселье:
- Дерзкий еврей Перришон! Всегда ожидаешь от него чего-то, эдакого!..   Барон присел в своё кресло и, рассматривая в который раз браслет, задумчиво продолжил не оконченный рассказ:
- Старик проворно схватил, выложенный мною, кошель и сунул его куда-то, в необъятные просторы своей старой крутки.
- Благодарю Вас, месье! Благодарю, мой добрый господин! – И  попытался поцеловать через стол мои руки.
Я с брезгливостью отдёрнул их:
- Перестаньте! Держитесь в рамках приличия! Достаточно будет того, что Вы возблагодарите Господа за такую удачу! Такой подарок!!
Старик стих, залпом допил оставшийся алкоголь и как-то весь размяк….
- Да, месье… Я и вправду стану молить Господа за Ваше благополучие!..
Тут в его взгляде вновь загорелся страх:
- Месье, вы же обещали мне поймать дьявола! Заклинаю Вас, схватите его! Виатор, очень, очень опасен, месье!.. Я не знаю, месье, куда он подался! Не ведаю, мой господин, где сейчас этот дьявол! Но я знаю наверняка, что он жив и продолжает свои чёрные дела на земле!.. – Глаза его становились всё безумнее с каждой минутой.  – Я же, помню, что  служил у капитана ещё там, в Америке…. Может, дьявол, всё-таки не смог совладать с ним…. А наш капитан…. Наш капитан….
  Бессвязная речь старика оборвалась на полуслове.
Он уронил пьяную голову на стол. Я наклонился к нему поближе:
- Что ваш капитан Шарль, месье?! – Я чуть тронул пирата за плечо. Он поднял голову, посмотрел на меня, с трудом собираясь с мыслями:
- Да, мой господин, я припоминаю…. Наш капитан Шарль вернулся в Европу уже довольно давно…. Уж я это знаю наверняка! Фигура такого масштаба, как наш капитан не теряется бесследно в жизненной суете. Он во Франции, месье…. Вернулся к себе домой в родовое имение, ведь он благородных кровей…. 
  Мне пора было уходить. Сей эпизод изрядно раздражал, а ведь меня ждала ещё масса дел. Не будучи совершенно уверенным в успехе, я напоследок спросил:
- А как фамилия вашего капитана?!
Старик с трудом держал седую голову:
- Фамилия?..  Что-то, вроде Костер…. Эпине….  ….. Да, его фамилия Эпине…. Да, месье!.. Поймайте его…. Спасите мою душу…. Спасите…. – и его голова грузно упала на сложенные руки.
  Старик был чертовски пьян. Тогда я встал и подошёл к стойке. Шустрый малый подскочил ко мне, склонившись в глубоком поклоне. Взмахом руки через плечо я показал ему на спящего в углу старика.
 - Видишь этого оборванца? Ты знаешь его?
Гарсон, совсем ещё мальчишка, кивнул:
- Да, месье! Это старый Пьер, он живёт здесь неподалёку в ветхой лачуге вместе со своими сыновьями.
- Сбегай за его родными, пусть заберут своего старика, да поживей! Ты меня понял? – Я строго посмотрел на гарсона. Мальчишка струхнул:
- Да, месье!- упавшим голосом произнёс он. – Я всё сделаю, как вы приказываете!..
  Мои люди проследовали к выходу вслед за мной.
                Конец четвёртой части.