Ангара

Александр Андриевский
В  далёком моём  детстве наша семья жила в небольшой сибирской деревне. Однажды услышал я одно слово, которое поразило мою душу красотой и непонятной силой. Наши соседи назвали  свою собаку именем могучей сибирской реки, берущей начало из священного озера Байкал.

Я попросил моих друзей, хозяев этой собаки, рассказать мне о значении  этого слова и  они рассказали о реке Ангаре. От них я узнал о том, что река Ангара течёт  в Иркутской области. В  Красноярском крае она впадает в реку Енисей, Енисей, в свою очередь,  впадает в Северный Ледовитый океан.

Вот таким было моё первое знакомство с легендарной   Ангарой. С  детских моих лет взяла она  начало  в моей человеческой жизни; связала  детство с юностью, а затем, и с дальнейшей  жизнью.

В годы  молодости, в мою голову не могли придти мысли о том, что легендарная река свяжет в единое  целое собой всю мою жизнь.

Я ни разу не видел её, но с друзьями весело пел о реке, убегающей вдаль, о пароходе, плывущем по ней, и о девчонках, которые танцуют на его палубе.

Становясь старше, узнавал много нового об этой реке. В учебнике по чтению, в школе, мы читали рассказ строителя Иркутской ГЭС  о строительстве первой электростанции на Ангаре. Рассказ, если не ошибаюсь, назывался <<Покорение Ангары>> .

Моё воображение поразила очень красивая бурятская легенда о красавице Ангаре, убежавшей от грозного батюшки- Байкала к любимому Енисею. Об этой легенде, я случайно узнал, читая книгу одного известного сибирского писателя.

Такие сведения имел я об Ангаре до того времени, когда увидел эту легендарную реку.  Вот так и получилось, что она  берёт своё начало в золотом моём детстве, течёт  в юности и всей жизни. Наверно, из-за этого, дорога мне Ангара - река, которую я нежно люблю, которую называю зеленоокой красавицей.

Права мудрая бурятская легенда: Ангара, и в самом деле  зеленоокая красавица! Её воды чисты, поэтому она и зеленоокая! Зелёный цвет – есть символ и цвет жизни.

В тысяча девятьсот шестьдесят девятом году состоялась моя первая встреча с ней; во второй половине августа месяца я ехал в плацкартном вагоне пассажирского поезда в город Иркутск : после окончания восьмого класса нашей деревенской школы,  решил поступать учиться в городское профессионально-техническое училище, в городе Иркутске. Я выбрал себе профессию каменщика. Мне хотелось работать строителем. Городские  училища- ГПТУ, шутливо расшифровывали в те годы : Господи! Помоги Тунеядцу Устроиться.   

Пассажирский поезд  подъезжал к городу Иркутск. Локомотив, и его вагоны начали тормозить, чтобы он остановился на одной из платформ. Я в это время смотрел в окно. Тормоза вагонов и локомотива - скрежетали своим металлическим скрежетом, визжали, и шипели.
 Мои чемоданы стояли в проходе. Я знал о том, что поезд прибывает на станцию Иркутск-Пассажирский, поэтому приготовился выйти  из своего вагона, сразу, как он остановится. Он проезжал последний поворот железной дороги, перед своей остановкой. Я смотрел в окно вагона. С левой стороны  были дома Студгородка, с правой стороны -  Академгородка.
  Лишь только из поля зрения исчез последний дом микрорайона, увидел берег Ангары, и деревянные дома небольшой деревни. За ними виднелась Иркутская ГЭС , и широкая, голубая  река. Это была легендарная Ангара, о которой слышал легенду в детстве.
   
Августовский день был солнечным и тёплым. На голубом небе не было облаков. Голубая река, блестящая, золотыми искрами солнечного света, представала перед моим восхищённым взором. Два больших зелёных острова на ней и деревянные дома небольшой деревни начали  убегать назад от вагонов, потому, что поезд  прибывал на станционные пути.

Я смотрел в вагонное окно, находящееся на правой стороне, по ходу движения нашего поезда. За несколькими станционными путями находился берег реки. Не забыть мне того, с каким  восторгом и восхищением смотрел на широкую, голубую ленту реки, о которой  услышал первый раз, когда был маленьким мальчуганом. Я буквально онемел от красоты легендарной Ангары.

Красавица- река, широко и привольно раскинулась между своих берегов. Её голубые воды были в золотых искрах солнечных лучей. Всёпобеждающая красота и  несказанная мощь исходили от неё. Мне захотелось  сказать о чувстве восторга, которое овладело мной при виде легендарной реки.  Я непроизвольно вспомнил  о том, что человек может приветствовать  даже дерево.
 Передо мной находилась могучая река, шириной не менее двух километров; передо мной было то, что превосходило моё понимание, мой человеческий разум.

Глядя на Ангару, мысленно обратился к ней:<<Здравствуй, Ангара! Здравствуй, зеленоокая красавица - река>>.

Волны неведомой радости заполнили моё человеческое естество после этих мыслей. Мой разум начал расшифровывать чувства, переполнявшие меня.

 Ангара, поразившая, меня своей красотой и мощью - смеялась. Золотые солнечные блики искрились в её водах , солнце купало в ней свои лучи. Мне показалось, что слышу в себе серебряный голос красавицы-реки.

<<Здравствуй, человек!- слышал её голос и серебряный смех. Золотые солнечные искры мерцали в её воде. - Человек, почему ты называешь меня зеленоокой? Разве я такая? Ха-ха-ха>>, - смеялась Ангара.
 
Мне казалось, что её серебряный голос звучит не только в моей душе, но везде: в вагоне, и на улице.         
<<Ха-ха-ха>>,- словно серебряный колокольчик раздавался во мне голос Ангары. Завороженный её смехом, я смотрел  на её голубые воды. На волнах реки качались белые чайки , раскачивались в своих лодках рыбаки. 

Поезд въезжал на станцию. Вагоны стоящих на станции поездов, загородили от меня реку. Скоро он остановился и я вышел из вагона, на перрон.

В моей зрительной памяти оставалась широкая голубая полоса могучей реки: мириадами золотых искр мерцали её воды. Где-то рядом, за вагонами стоящих на станции поездов, бежала к Енисею красавица-Ангара.

Я шёл к подземному переходу, чтобы по нему выйти на железнодорожный вокзал. В моей зрительной памяти, по-прежнему оставалась красавица-река, поразившая меня до глубины души своей неземной красотой. <<До чего же самонадеянными бывают люди, которые утверждают, что они покорили Ангару,- думал я. - Не человек покоряет могучую Ангару, но она- гордая красавица-река, преодолевающая на
 своём пути  всевозможные препятствия. Однажды, убежала она от батюшки – Байкала к любимому Енисею. Бежит она и дарит свет людям. А люди продолжают строить на ней свои гидроэлектростанции.
От этого меняется климат, черствеют людские души! Нет в этом ничего удивительного. Не думают люди, строящие свои ГЭС о том, что они преграждают  не просто могучую сибирскую реку, но Любовь и Жизнь, что дарит людям непокорная, но всегда любимая старцем Байкалом  его дочь- Ангара!>>