Израильский дневник. Думаю о смирении

Валентина Телепенина
Наша жизнь на Святой Земле строилась по плотному графику, но иногда удавалось сэкономить время, и тогда горненская матушка везла группу в незапланированное место. Однажды мы заехали в греческий храм, расположенный на горе в окрестностях Иерусалима, в тихом безлюдном месте. Настоятелем был монах лет 35-40, нёсший послушание в одиночестве. На его лице отражалась глубокая скорбь. Вот его история.

Прослужив некоторое время в небольшой церквушке, настоятелю захотелось построить новую, побольше. Он подал прошение властям, но те с ответом не спешили.

Тем временем его мать вышла на пенсию и переехала к сыну в Израиль. В Греции она оставила интересную работу – солидный пост в мэрии большого города и возможность заниматься наукой (она имела учёную степень в области философии). Сердце матери стремилось к сыну, одиноко проживавшему на чужбине.

Сыну не хватило терпения, и он самовольно приступил к строительству храма. Когда здание заметно подросло, на территорию храма ворвался бульдозер и начал разрушать постройку. Настоятель оказался смелым человеком, однако попытка остановить неизвестных не увенчалась успехом – за сопротивление его избили. Истекая кровью, священник пытался защитить своё детище. Его связали, затем привели мать и стали издеваться над ней на глазах у беспомощного сына. Женщина мужественно переносила оскорбления. Вышедший из себя иноверец сильно ударил её. Падая, несчастная ударилась головой о край мраморного столика и отошла в вечность...   

Трагедия не остановила жестоких людей. Они разворотили угол старой церкви, но по какой-то причине не стали доводить дело до конца и убрались. Их долго искали, но так и не нашли.

Сын похоронил свою мать здесь же, на участке, а через некоторое время решил перезахоронить её прах. В могиле были найдены нетленные останки. Их поместили в раку, оставив открытыми руки и голову (тягостное зрелище!), и выставили на обозрение в старой церкви с разрушенной стеной. Настоятель остался служить здесь же, у гроба матери. Живёт прошлым, рассказывает свою трагедию паломникам, раздаёт фотографии матери – красавицы гречанки.

Эта история потрясла меня до глубины души не столько вереницей ужасных событий, сколько неукоснительным действием причинно-следственного закона: священник, призванный учить смирению других, сам нарушает закон, действия свои считает правильными, однако следствие говорит само за себя. Более того, строительство храма не остановлено. Кто-то из паломников спросил: «Вы не допускаете, что история может повториться?» Настоятель ответил: «Я так просто не сдамся врагам православия. Мне терять нечего».

Человек нарушает закон и обрекает себя на безрадостную жизнь, и вместо любви, радости и света несёт людям свою печаль.

А как же вера? Христос показал, что смерти нет, мы живём вечно. Плотное тело остаётся в этом мире, а всё остальное уходит в мир иной. Это знание с трудом входит в наше сознание, и не священник ли является помощником, проводником в делах веры?

Настоятель взрастил свою печаль, и выбраться из неё теперь сложно. Похоже, что такой цели у него нет. Церковь учит: уныние – грех. Значит, каждый из нас имеет возможность подняться над своей бедой через напряжение духа.

Люди, разрушившие церковь, кто они – бандиты или братья? Нам сказано, что все люди – братья, исключений нет. И мы знаем, сколько раз нужно прощать. Если знаем, но не применяем в жизни, то какой прок от знаний? Лучше не знать?

Почему нам так трудно смотреть на мир глазами Христа?

Что есть смирение? Перед кем и как смиряться, для чего? Почему мы должны принимать жизнь такой, какая она есть? Много вопросов, и нужно искать на них ответы тому, кто ищет Бога.

«Что заставило настоятеля выставить прах матери на всеобщее обозрение в таком виде?» – этот вопрос долго не давал покоя. По невежеству думалось, что гордость, но, услышав другое мнение, согласилась: он чувствовал себя виновным в трагедии.

Можно ли найти Тебя без смирения? Можно ли прийти к смирению без Тебя? Вопрос…