Израильский дневник. Покров

Валентина Телепенина
Группу белорусских паломников доставили из аэропорта в Вифлеем и разместили в небольшой частной гостинице. Можно было остановиться в Горнем монастыре у матушки Георгии, но большинство предпочло гостиницу в городе. Это был первый паломнический тур на Святую Землю из Минска. Многие участники поездки планировали остаться в Израиле у друзей, чтобы заработать денег. Когда «паломники» начали исчезать друг за другом, стало понятно, почему большинство предпочло жить в городе.

***

От гостиницы до гробницы Божьей Матери рукой подать, поэтому наше знакомство с библейскими местами начинается ранним утром с гробницы Марии. 

Скромный вход, всё очень просто и естественно. Широкая лестница, высеченная в скале, спускается вниз, к огням лампад. Справа в стене находится ниша с саркофагами, в них покоятся мощи родителей Марии. Анна, Иоаким, Мария – дорогие сердцу имена приблизились сквозь разделяющие нас века. Тексты Библии оживают… вот оно, рядом, можно прикоснуться... Со мной ли это происходит?      

Что же мешает вдохнуть полной грудью, широко и свободно? Все та же заслонка, которую обнаружила в себе ещё в аэропорту, глядя на бесконечный поток туристов. Умом понимаю, что в сердце должен быть хоть какой-то намёк на священный трепет, но его нет – сердце закрыто, не летает. Может быть, я жила так и раньше, а заметила это только сейчас?

А внизу идёт греческая служба. В пещере темно, освещается лишь иконостас у правой стены, да ещё проникает свет с улицы через дверной проём, высоко над лестницей. Присоединяемся к службе. Вслушиваюсь в пение монахов. Оно останется в памяти как жизнеутверждающее, земное обращение людей к Богу в отличие от херувимских песен, звучащих в монастырях России. Впечатление от пения и окружающей обстановки сильное, вот-вот хлынут слёзы. Борюсь с ними.

Неожиданно для себя отрываюсь от группы, поднимаюсь вверх по лестнице к саркофагам и припадаю к одному из них, левому, обнимаю его и растворяюсь... Открывается моя заслонка, и поток слёз вырывается наружу…

Нет заслонки, и времени нет, нет ничего, кроме лёгкости, как будто кто-то освободил меня от груза неимоверной тяжести. Теперь я смогу летать?
 
Присмиревшая, возвращаюсь на место. Служба идёт своим чередом. Внимательно рассматриваю старые иконы, потемневшие от времени. Дохожу до верхних рядов и вижу висящее белое облачко на фоне тёмного иконостаса. Оно меня нисколько не удивляет, как будто так и должно быть. Облако не только у стены перед иконами – у меня внутри оно тоже есть, я даже ощущаю излучение, исходящее из него. Это мириады сверкающих звёздочек, несущих Любовь, Нежность, Радость, Заботу и ещё Нечто – такое же высокое и благородное, но настолько неземное, что не могу обозначить его точным словом. С одной стороны, понимаю, из чего состоит излучение, а с другой – оно не делится на составляющие, оно совокупно. Красота, Прекрасное, Возвышенное... Блаженство?

Это Прекрасное сравнимо с чувством матери, для которой весь мир заключён в маленьком человечке, ему она готова отдать себя без остатка – так, что дух захватывает, и нет слов для выражения своей любви. Сходство, непомерно отдалённое…

Рождается понимание: Покров Божьей Матери, так Она покрывает человечество, спасая его. Значит, покров – это защита?

Пришёл ответ на некогда волновавший меня вопрос: что такое Покров Божьей Матери, почему так называется праздник. В своё время никто не смог внятно объяснить, почему «покров», почему «плат», а потом я об этом забыла. И вот теперь понимаю, что Покров Божьей Матери многократно превосходит земное представление о Любви, Заботе, Самоотверженности.

В умилении целую иконы, до которых могу дотянуться, и обращаюсь к святым всех времён: «Люблю вас, дорогие мои…»
*

В 2004 году, находясь в Оптиной пустыни, присмотрела на память о поездке книгу Димитрия Ростовского «Руно орошённое». Купить не смогла – киоск был постоянно закрыт. Заинтересовалась книгой не случайно: книга святителя «Уроки благочестия» способствовала прозрению моей мамы. Я долго искала «Руно», книга же пришла после того как поиск был прекращён. В одной из городских лавок Свято-Елисаветинского монастыря сестра вынула из коробки книгу и обратилась ко мне: «А это вы не желаете?» Желаю, ещё как!

В главе «Роса благодеяния» читаю: «Облако или дождевые воды носит в себе, или от горячих лучей солнечных осеняет и прохлаждает, или, если воздух светел, украшает и увеселяет зрение. – Вот тайна, почему Облаком Благодетельницу нашу Пророк нарицает: не прекращает Она благодеяний ни на малое время, но всегда или дождь благодати Божией нам носит, исцеляя страсти и врачуя болезни душ и телес наших, или от горячего праведного гнева, на ны движимого, осеняет и прохлаждает Своим заступлением, или, украшая мысль нашу, духовно увеселяет сердца».

Слова Димитрия Ростовского о Божьей Матери взволновали меня, я вспомнила «своё» Облако в Иерусалиме. Тепло разлилось по сердцу…

Только после этих слов пришло осмысление явления. А тогда всё казалось настолько ясным и понятным, что не возникло ни одного вопроса, не появилось желания поделиться с паломниками своим впечатлением. Ум сбегал в прошлое, зацепился за утверждения: «есть вопрос – придёт ответ», «ищите, и обрящете», на том и сосредоточился.

Пришёл ответ, но внутри ничего не всколыхнулось и не дрогнуло. Покров защитил человека от горделивых помыслов.

Господи, прости меня за то, что я так поздно отозвалась благодарностью за великую Милость Твою ко мне, малой песчинке огромного мироздания!

Слава Твоим великим детям Света, ведущим и направляющим нас на земном пути! Спасибо, Господи, за всё!