8. Календарь

Кот Базилио 2
     «И сказал Бог Моше и Аарону в стране Египетской так: месяц этот для вас – глава месяцев, первый он у вас из месяцев года».

Это первая заповедь, которую дал Всевышний сынам Исраэля. Вернее не одну, а целую группу заповедей, обязательных для исполнения. Бог обратился к Моше и Аарону первого числа только что наступившего месяца. Чуть дальше из 4 стиха 13 главы мы узнаем название этого месяца: «Сегодня вы выходите в месяце Авив». После Вавилонского плена этот месяц стали называть Нисан. Слово же "авив" в современном языке означает «весна». Комментаторы в слове "авив" усматривают два слова: "ав" – «отец» и "ив", которое можно рассматривать как буквенную запись, общепринятую в древнем языке, числа 12 (йод – 10, бет – 2). Поэтому "авив" может означать «отец двенадцати», т.е. глава двенадцати месяцев года.
    
Таким образом, в этом повелении Всевышнего всему еврейскому народу говорится, что первым месяцем года следует считать весенний месяц Нисан, и от него следует вести счет месяцев. Получается, что окончание творения мира (шестой день) приходится на первое число седьмого месяца Тишрей, когда был создан человек. С этой даты началась история человечества. И эта же дата считается началом нового года. Евреи празднуют Новый Год (Рош га-Шана) в седьмом месяце, приходящимся на осень, а отсчет месяцев года ведут с первого весеннего месяца Нисана.
    
Не столь очевидно, но первое повеление Бога содержит еще одну заповедь. Создатель объяснил Моше, какой момент следует считать началом нового месяца. И так как Моше затруднялся понять точно, Бог показал ему серпик молодой луны и сказал: «Всякий раз, когда луна будет выглядеть так, как сейчас, будет для вас началом нового месяца».
    
Промежуток времени между двумя одинаковыми фазами Луны, например, полнолуниями, называется синодическим месяцем (1). Продолжительность его не постоянна и колеблется в пределах от 29,25 (29 дней 6 часов 15 минут) до 29,83 (29 дней 19 часов 12 минут) земных суток. Это связано с эллиптической формой орбиты Луны. Среднее значение синодического месяца – 29,53058812 суток или 29 дней 12 часов 44 минуты и 2,82 секунды. Существование фаз Луны и их смена связаны с расположением Земли, Солнца и Луны относительно друг друга.
    
Момент, когда в небе видна полная луна, называется полнолунием. После полнолуния луна начинает «убывать» и через семь дней в небе видна только ее половина. Такая фаза называется последней четвертью. Еще примерно через семь дней Луна становится невидна. Это связано с тем, что она занимает место между Землей и Солнцем, но не на одной прямой, иначе на Земле наблюдалось бы Солнечное затмение. Такая фаза Луны называется новолунием. Появление на вечернем небе вновь молодого серпа Луны назвали неоменией (2). Еще через семь дней в небе снова видна половина Луны. Такая фаза называется первой четвертью. Как узнать, увидев в небе Луну, в какой четверти она находится? Существует простое правило верное только для Северного полушария Земли. Если к концам лунного серпа приставить палочку и в результате получится буква Р, то Луна «растущая», если же серп напоминает букву С, то Луна «старая», т.е. «убывающая».
    
Вот именно на Луну в состоянии неомении (молад на иврите) указал Господь Моше.

     – 2448 лет Я объявлял каждый новый месяц на Небесах, но теперь, когда вы стали народом, Я поручаю это вам, – сказал Он.
    
В силу ряда причин, связанных с наклоном орбиты Луны к плоскости эклиптики (3), широтой места нахождения наблюдателя и др., рассчитать вперед на значительный промежуток времени момент неомении довольно сложно. Поэтому начало нового месяца, с тех пор как сформировался еврейский народ, стал объявлять Бейт Дин (Сангедрин) (4) на основании свидетельства двух человек. Если в наступивших сумерках 29 лунного дня свидетели видели серп молодой Луны, и свидетельство их после тщательной проверки признавалось заслуживающим доверия, то следующий день объявлялся началом нового месяца (Рош Ходеш) (5). Если к окончанию 29 дня свидетели не появлялись, то следующий день объявлялся 30 числом текущего месяца. А новый месяц начинался на следующий день (после 30 числа), вне зависимости от того, видел ли кто новую Луну или нет.
    
В трактате Рош га-Шана лист 25а есть такой рассказ: «Однажды двадцать девятого числа [одного] месяца небеса были закрыты облаками, и показалось что-то вроде лунного серпа. Народ думал, что это начало месяца, и раввинский суд хотел объявить рош ходеш. Сказал рабан Гамлиэль (6): “Такое предание у меня от дома отца моего отца. Не может быть новой луны раньше, чем прошло двадцать девять с половиной дней и две трети часа и семьдесят три тысяча восьмидесятых части часа (7). Поэтому я не принимаю свидетелей – облачко им показалось луной”».
    
Считается, что Земля делает оборот вокруг своей оси за одни сутки. Однако «увидеть» это движение можно, лишь измерив время между двумя ежедневными появлениями Солнца в одной и той же точке неба (кульминации), например, в зените. Промежуток времени между двумя последовательными одноименными кульминациями Солнца называют истинными солнечными сутками. Продолжительность истинных солнечных суток на протяжении года неодинакова. Наибольшую длину они имеют 23 декабря – 24 часа и 30 секунд, наименьшую 16 сентября – 23 часа 59 минут и 39 секунд. Разница в 51 секунду. Мы пользуемся средним значением суток продолжительностью в 24 часа. А почему именно 24 часа? Обычный ответ: так было принято в Вавилоне и Древнем Египте. Предлагаю своим читателям нарисовать круг и вписать в него шестиконечную звезду (маген Давида). И, возможно, кто-нибудь увидит, почему, именно, 24.

Земля проходит по своей орбите вокруг Солнца примерно за один год. Это, глядя из космоса. Но для наблюдателя с земли движется Солнце. Усредненный промежуток времени между двумя последовательными прохождениями диска Солнца через точку весеннего равноденствия называют тропическим или истинным годом. Его продолжительность сегодня равна 365,2421988 суток или 365 дней 5 часов 48 минут и 46 секунд.
   
Легко подсчитать, что полных лунных циклов в году будет 12 (8). И еще останется приблизительно 10,875 суток. Из-за того, что количество лунных месяцев не укладывается в продолжение года целое число раз, в календаре, построенном только на движении Луны, в таком, например, которым пользуются исламские государства, один и тот же месяц «путешествует» через все сезоны года. Так главный праздник мусульман Ид аль-Адха (Курбан-байрам) может приходиться и на весну, и на осень, и на лето, и на зиму.
    
В календаре, основанном только на движении Солнца, например, в Григорианском, которым мы пользуемся, начало месяца условно и никак не соотносится с движением Луны. Поэтому может приходиться и на новолуние, и на полнолуние, и  на любую из четвертей.
    
Еврейский календарь заповедан Творцом. Начало месяца в нем должно совпадать с первым появлением Луны неоменией или моладом, и в то же время первый месяц года – Нисан – обязательно должен приходиться на весну. Но есть и еще условие. Новый год – Рош га-Шана, празднуемый 1 Тишрея, не может приходиться на воскресенье, среду или пятницу. Если бы год начинался в среду или в пятницу, то Йом Киппур (9) был бы соответственно в пятницу или в воскресенье, т.е. в день, соседний с субботой. В результате получилось бы два дня подряд, когда запрещена всякая работа, включая приготовление пищи. Если же год начинался бы в воскресенье, то Гошана-Раба (10) пришелся бы на субботу. Чтобы этого не случилось, при расчете календаря на следующий год устанавливается продолжительность Хешвана и Кислева, единственных месяцев еврейского календаря, не имеющих постоянного числа дней. Во всех остальных месяцах количество дней постоянно или 29, или 30 дней. А чтобы месяц Нисан всегда приходился на весну, с определенной периодичностью добавляется второй месяц Адар. Такой год называется високосным ("шана меубберет" – «беременный год») и содержит тринадцать месяцев. Причем все праздники, которые, обычно, отмечаются в Адаре, отмечают в Адаре втором (11).
    
В связи с изложенным обычный год еврейского календаря может содержать 354 дня и тогда он называется правильным (кисидра). Все его месяцы попеременно содержат 30 и 29 дней (Хешван – 29, Кислев – 30). Может содержать 353 дня. Такой год называют недостаточным (хасера), у него Хешван и Кислев содержат по 29 дней. А еще может содержать 355 дней. Такой год называют полным (шлема) и у него Хешван и Кислев содержат по 30 дней. Високосный год содержит соответственно 384, 383 или 385 дней. В обычный год Адар содержит 29 дней, в високосный – первый Адар 30, второй – 29 дней.
    
В 432 году до н.э. греческий астроном Метон высчитал, что 19 солнечных тропических лет практически точно (12) равны 235 лунным синодическим месяцам (125 месяцев по 30 дней и 110 – по 29). По его расчетам 12 лет из 19-летнего цикла должны быть обычными годами, а семь лет – високосными. Метонов цикл, установлением Гилеля II (13), был положен в основу современного еврейского календаря. 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19 годы в 19-летнем метоновом цикле еврейского календаря – високосные.
    
Однако пора вернуться к нашему повествованию.

(1) От греч. «синодос» – сближение.  Видимое сближение Луны и Солнца.
(2) Греч. «новая луна», "молад"  на иврите.
(3) Эклиптика – большой круг небесной сферы, по которому происходит видимое годичное движение Солнца. Проще говоря, орбита Земли.
(4) Имеется в виду Великий Синедрион, высший судебно-законодательный орган, заседавший в Иерусалиме, во главе которого стоял первосвященник или наси (дословно «князь»).
(5) Рош Ходеш – «глава месяца». Слово "ходеш" однокоренное слову "хадаш" – «новый».
(6) Скорее всего, имеется в виду рабан Гамлиэль II из Явне, внук рабана Гамлиэля бен Шимона га-Закена (Старшего), известного в Новом Завете под именем Гамалиила. После разрушения Второго Храма функции высшего законодательного и судебного органа усилиями рабби Йоханана бен Заккая стал исполнять Синедрион в городе Явне, где рабан Гамлиэль II около 80 года н.э. занял пост наси.
(7) Т.е. 29 дней 12 часов + 793/1080 часа. Приблизительно 29 суток 12 часов 44 минуты и 3,3333 секунды. Сравните с современными данными, разница всего полсекунды. Это изумительно!
(8) Продолжительность лунного года равна 29,5305882 х 12 = 354,3670584 суток.
(9) День Искупления или Судный день. Отмечается 10 Тишрея, завершая «десять дней покаяния». Это день строгого поста, запрещены всякая работа, прием пищи, питье и пр.
(10) Гошана Раба – «Великое Спасение» – отмечается 21 Тишрея в седьмой день праздника Суккот. В определенный момент праздника верующие иудеи связанными вместе ветками аравот – ивы – с силой хлещут об пол, стряхивая листья.
(11) Как раз сейчас по еврейскому календарю Адар-2, который начался 3.03.2014.
(12) 19 лет – 6939,602 суток, 235 месяцев – 6939,689 суток. Разница – 2,1 часа.
(13) Гилель II (;320 – 385) – глава Синедриона в городе Тверии.