12. Последняя казнь

Кот Базилио 2
Разгневанный фараон, как мы помним, выгнал Моше и Аарона.    

Однако не успели они ступить шагу, как явился Сам Господь Бог. Явился первый и последний раз во дворце фараона и повелел передать ему последнее предупреждение. Предстоит еще одна казнь. Последняя. И не будет больше других. «Умрет всякий первенец в земле Египта, от первенца фараона, восседающего на его престоле, до первенца  рабыни, которая за жерновами, и все первородное из скота. И будет великий вопль по всей земле Египетской, подобного которому не было и подобного которому не будет более».
    
И здесь Бог продолжает испытывать фараона, не лишая его свободы выбора и предоставляя последнюю возможность для раскаяния. Фраза «от первенца фараона, восседающего на его престоле» построена таким образом, что невозможно понять к кому конкретно она относится: то ли к сыну, первенцу фараона, который должен унаследовать престол, то ли к самому фараону, который тоже был первенцем у своих родителей. Фараон, поразмыслив, пришел к заключению, что казнь его лично не коснется, как в дальнейшем и произошло. А остальные, очевидно, его мало интересовали, потому что и на этот раз фараон не отпустил евреев.
    
Фараон продолжает упорствовать в безумии своем, но народ египетский и царские слуги уже переменились. Сказано, что евреи снискали приязнь в глазах египтян, а Моше стал «весьма велик в глазах слуг фараона и в глазах всего народа».
    
Громким голосом передав фараону все слова, которые повелел сказать ему Бог, Моше «вышел от фараона в пылу гнева».

                ******

Объяснив, как должен быть устроен календарь, Бог дает следующее повеление:

     «В десятый день этого  месяца пусть возьмет себе каждый по агнцу на отчий дом, по агнцу на дом. А если мал числом дом, чтобы быть «на агнца», пусть возьмет он и его сосед, близкий к его дому, по числу  душ; каждый (по тому), сколько съест, разочтитесь  на агнца. Агнец без порока, самец по первому году, будет он у вас; из овец или из коз  берите его».
    
Ягненка необходимо было привязать к кровати на четыре дня. Четырнадцатого Нисана во второй половине дня ягненка нужно зарезать. Услышав это повеление, Моше испугался.

     – Царь Вселенной! – сказал он. – Как же я могу приказать сынам Исраэля убить овцу, когда она священное животное в Египте.

     – Клянусь, что евреи не покинут страну, не убив прежде богов Египта! – ответил Творец.
    
Для чего понадобился агнец? Его кровью, выпущенной в чашу, должны быть намазаны косяки и перекладина над дверью (притолок) в домах, где проживали евреи. Тушу агнца необходимо было изжарить целиком на огне пятнадцатого Нисана вечером и съесть поспешно до наступления утра, закусывая пресным хлебом – мацой и горькими травами – марором. Агнец зажаренный на огне должен вызвать в памяти праотца Авраама, брошенного в печь по приказу Нимрода, но из которой он вышел целым и невредимым. Маца напомнить о лепешках, которые пекла Сара неожиданно пожаловавшим гостям, прибывшим поведать о рождении у нее сына Ицхака. Марор – о горькой жизни праотца Яакова.
    
Все, что останется и будет недоедено, необходимо сжечь на огне с наступлением утра. К трапезе всем необходимо одеться определенным образом: «ваши чресла препоясаны, ваша обувь на ваших ногах и ваш посох в вашей руке». Т.е. выглядеть все должно так, как будто евреи могут в любой момент, если поступит такая команда, покинуть свои жилища и отправиться в путь. Так повелел Господь Моше провести 15 нисана. Этой трапезе Всевышний сам дал название – она есть особая жертва Господу – песах.

     «И будет этот день для вас памятным, и празднуйте его  (как) праздник Господу; для поколений ваших  (как) установление вечное празднуйте его. Семь дней  пресные хлебы ешьте; но в тот первый день (т. е. накануне) устраните опару из ваших домов; ибо всякий, кто ест квасное, истреблена (иссечена) будет та душа из Исраэля, (кто ест квасное) с первого дня до седьмого дня. И в первый день – наречение святым  (созвание святое), и в седьмой день – наречение святым (созвание святое) будет у вас; никакой работы не (должно) делаться в эти (дни); лишь то, что в пищу для всякой души, только это  (можно) делать вам. И берегите пресные хлебы, ибо в этот самый день Я вывел воинства ваши из земли Мицраима, и соблюдайте этот день для поколений ваших (как) установление вечное. В первом (месяце), в четырнадцатый день месяца, вечером, ешьте пресные хлебы; до двадцать первого дня  месяца вечером. Семь дней опара не должна находиться в ваших домах; ибо всякий, кто ест заквасу, истреблена будет та душа из общины Исраэля, (будь то человек) из пришельцев или из уроженцев земли».
    
Как видим Песах в качестве обязательного ежегодного праздника заповедан самим Создателем. Со временем сложился определенный обрядовый порядок (седер) проведения праздника, который записан в Пасхальной Агаде.

Существуют заповеди, за несоблюдение которых, полагается самое суровое наказание – карет – отсечение или истребление души грешника. Всего таких заповедей 36. Все они относятся к категории «не делай» (1) , кроме двух предписывающих –  «делай». И одна из этих двух – злонамеренный отказ принесения в жертву Пасхального Агнца. Другая – нежелание сделать обрезание.
    
Необрезанный не может есть Пасхальную жертву, поэтому Моше требует, чтобы все кто необрезан, а таких к этому времени было большинство среди народа Израиля, немедленно сделали себе обрезание. Как мы помним из истории города Шхема и праотца Авраама: после обрезания мужчина или мальчик три дня находятся в состоянии сильной болезни и не может проявить необходимую активность. Очевидно, по этой причине агнцами необходимо было запастись заранее, еще 10 числа, а принести их в жертву Господь повелел 14 Нисана. Вот в этот промежуток сыны Израиля и все те, кто захотел присоединиться к ним,  и совершили брит-милу.
    
А 14 Нисана (2) , как и повелел Всесильный, жертвенные агнцы были заколоты в каждом доме. Их кровью наполнили чашу. Тремя стеблями эзова (иссопа), сложенными вместе, евреи измазали кровью агнца притолок и дверные косяки изнутри, каждый раз обмакивая пучок травы в чашу. С этого момента Господь запретил евреям выходить на улицу до самого утра.

Итак, все, что повелел Бог, евреи выполнили. Они сидели по домам и ели жертвенных агнцев, а снаружи бушевал Ангел смерти.

     «И было в полночь, и Бог поразил всякого первенца  на земле Мицраима, от первенца фараона, восседающего на его престоле, до первенца пленника, который в темнице, и все первородное (из) скота. И поднялся фараон ночью, он и все его слуги и весь Мицраим; и был великий вопль в Мицраиме, ибо нет дома, в котором не было бы мертвеца. И призвал он Моше и Аарона ночью, и сказал: Поднимитесь, выйдите из среды моего народа и вы, и сыны Исраэля, и идите, служите Богу, как вы говорили. И мелкий, и крупный ваш скот берите, как вы говорили, и идите – и благословите также меня. И силою понуждали египтяне народ, чтобы скорее выслать их из земли; ибо говорили: Все мы умрем».
    
Еще в тот раз, когда Моше впервые предстал перед фараоном, он должен был сообщить ему слова, которые повелел передать ему Господь: «И скажи фараону: Так сказал Бог: Сын Мой, первенец Мой – Исраэль. И сказал я тебе: Отпусти Моего сына, и он будет служить Мне; но ты противился отпустить его и вот: я убью твоего сына, твоего первенца (за это)» (Исх. 4:22-23). Не сказано, что Моше передал эти слова фараону при первом визите, но нужно думать: он сделал это непременно. Скорее всего, в тот раз фараон вообще не принял всерьез явление каких-то старцев и к словам их не сильно прислушивался.
    
А почему именно первенцы должны были пострадать за весь Египет? По принципу «мера за меру». Фараон не отпускает евреев, которых Бог решил сделать «Своим народом», «Своим первенцем». Продолжение жизни в Египте для сыновей Израиля равносильно смерти. Т.о. за намерение умертвить Израиль – первенца Бога, будут умерщвлены первенцы земли Египетской.
    
Или еще такое объяснение. Исход евреев из Египта принято рассматривать как процесс рождение народа. А тот, кто препятствует рождению, все равно, что обрекает плод на смерть.

Фараон проснулся среди ночи от воплей доносившихся со всех сторон. Не было ни одной семьи, ни среди египтян, ни среди других народов, живущих в Египте, которые бы не посетил Ангел смерти. Трупы лежали повсюду. И не было дома, в котором не было бы умершего. И фараон лично, пешком, среди ночи отправился искать, где квартировались Моше с Аароном.

В конце концов, фараон оказался у дома, где, как ему объяснили, находился Моше.  Он потребовал, чтобы евреи немедленно покинули Египет. Так как и фараон был первенцем, то, естественно, он боялся, что смерть не минует и его. Однако Бог запретил евреям покидать дома до утра. Об этом ему и сообщил Моше, и еще сказал:

     - Не бойся! Бог сохранит тебе жизнь, чтобы ты был свидетелем всех Его кар!

     - Но что же мне сделать, чтобы прекратить эту казнь? – чуть не плакал фараон.

- Объяви, как можно громче, что сыны Израиля свободны, - ответил ему Моше.
    
И фараон, что было сил, прокричал:

- Слушай меня, еврейский народ! Вы все можете уйти!
    
Говорят, Господь сделал чудо: голос фараона так усилился, что его слова были слышны по всему Египту.

Иллюстрация: Фрагмент из работы израильского художника Гади Поллака. Смерть первенцев.

(1) Напомню, что из 613 заповедей, уготованных благочестивому еврею, 365 являются запрещающими – «не делай», а 248 – предписывающими – «делай».
(2)   По еврейскому исчислению 15 нисана, так как новый день, напомню, начинается с появлением первой звезды предыдущим вечером, по нашему 14 нисана.