Сюжет сериала Философия развода Глава девятая

Валерия Андреева
Слушаю я рассуждения своей мамы, угукаю невпопад, и напряженно вспоминаю, как же так получилось? Как же я пропустила этот момент, когда их отношения под откос покатились? Допустим, сделать бы я ничего не могла, но заметить, что неладно что-то? Очень хорошо помню тот день, когда Аня пришла ко мне утром в спальню, присела на кровать и убила меня наповал:
 - Алексей велел мне ничего вам не говорить, но я скажу. У него глубокая депрессия, он не хочет ходить на работу, он влюбился в какую-то девушку, он хочет от меня уйти и уехать к ней в Москву. И еще у него появились суицидальные мысли.

Я так расстроилась, мне было так обидно, почему он мне не доверился, почему совета не попросил? Помощи? Он расстраивать меня не хотел? А я была уверена, что все, как обычно! Как могло получиться, что он дошел до такого предела, а я не заметила, живя рядом? А если бы и правда что-то случилось, я бы себе никогда не простила. Мой жизнерадостный и веселый сынок…

Когда умер мой свекор, Алеше было 14 лет. Свекровь и сестра моего мужа, Ирина, остались в своем доме одни, и просили его помочь по хозяйству. Помощь была очень условной, он сбегал под этим предлогом из дому, оставался у них ночевать, кормил курочек, лечил кошек, дрессировал собак во дворе.  Ирина посмеивалась: «Мы так отвыкли от детей, а он скачет и скачет, и песни поет. Ты же нас не выдавай, он сказал по секрету, что у нас ему лучше, от папы сбегает к нам». Я скучала по своему сыночку, а он всегда ласкался ко мне: «Мамочка, я так тебя люблю!» И дома успевал мне помогать, поливал огород, копать, сеять. Прибегут с другом, пока я ямки накопаю под картошку, они пятнадцать раз вокруг меня оббегут, и картошку посадят, и палочку собаке покидают, шум-гам, мальчишки!

Потом Ирина с сетевиками познакомилась, стала ходить к ним на презентации, они очисткой воды занимались. И Алеша с ней хвостиком. А сетевики – это интересные люди, есть у них у всех что-то общее, такой фанатичный оптимизм. Воспитание коллективного духа. Поначалу это очень привлекает, на себе потом я испробовала. У них в офисе он и с Аней познакомился.

Когда они начали встречаться, ему было 19 лет, она была у него первая, это точно.  Лето было, он наврал что-то, с ребятами какой-то праздник в Донецке с ночевкой. Помню, выходной был, жду его поливать на огороде, все сохнет, нервничаю. У нас с ним всегда взаимопонимание было и очень хорошие отношения. Прибегает он, какой-то лихорадочный блеск в глазах, с ходу давай мне ведра носить, шлангу тягать. И так взахлеб что-то рассказывает. Я его упрекнула, что же ты, обещал с утра приехать, мне же трудно, папа вообще наотрез отказался, даже не выходит за дом, прошел  от калитки до крыльца, лег на диван и все: «Тебе надо, ты и делай!» Он: «Мам! Так получилось. Я вообще-то не с ребятами был, а с девушкой. Она такая хорошая» Я: «Ну, хорошо. Из твоей группы?» Он смеется: «Нет, она уже институт закончила, ей 26 лет» Стал мне рассказывать, что она работает в Донецке, они вдвоем квартиру снимают с другой девчонкой, и что Галя с Серегой ее хорошо знают. Вроде как не случайное знакомство, а единомышленники. Сетевики.

Смотрю я на него, а сердце так сжалось, думаю, что ж, вырос сынок. Так тоскливо стало, но виду не подаю, расспрашиваю его. Вот проходит неделя или две. Прихожу я к Гале на офис, они как взяли меня в оборот: « Ты знаешь, как она сильно ребенка хочет? Ты знаешь, что она замужем была? Ты знаешь, что она у него первая, а ты знаешь, что у него температура после этого поднялась? Запрети ему, пока не поздно!» Я говорю, вы что, сдурели? Как я могу запретить? Они говорят, ты очень сильное влияние на него имеешь, поговори с ним. Да я говорила! Они мне опять, у нее что мама, что сестра старшая, такие стервы, а отец у нее алкоголик запойный. Я говорю, а она пьет? Нет. Так чего вы ко мне пристали? Сами с ним поговорите. Они говорят, он смеется и говорит, все под контролем, ты хоть скажи ему, презервативом пусть пользуется. Я говорю, ну вы даете! Я первым делом сказала. Потом они большой толпой ездили в Евпаторию, на море. Галя и Серега с ребенком и еще там сетевики, у них есть такой способ, отдыхая, работать. И их с собой взяли. Одна женщина потом мне рассказывала, как Аня его прессовала, буквально на шее висла. А что, паренек небалованный, учится, семья нормальная, денег правда у нас тогда не было, 2007 год, одни долги. Он мальчишка, ему лестно, что взрослая девушка его сексуальной заботой окружила. Сама она потом говорила бабушке, когда они разошлись уже: "Я хотела просто поиграть, он молодой, мне было интересно". А эта игра (легкий флирт, ууу) затянулась.

Меня Галя с Серегой опять вызвали к себе и давай с двух сторон наезжать:  «Как ты позволяешь? Вмешайся, ему еще учиться, а ей уже пора семью, ребенка. Знаешь, как она сильно ребенка хочет? У нее только и разговоры об этом, и мама говорила то же самое. Они не должны быть вместе».  Я спорила, какое право я имею вмешиваться? А потом я буду врагом? Будут всю жизнь упрекать, разбила счастье. Они говорят, мы тоже Алешку любим и три года уже знаем, жалко пацана, у Ани в семье очень карма плохая, у нее кто-то там то ли бабушка дедушку убила, то ли наоборот. И ты знаешь, что она на него приворот делала? Посмотри на него, разве ты не видишь, он как зомби ходит, у него одни глаза остались, и счастья в них нет. Я говорю опять, не собираюсь вмешиваться, но поговорю, такими вещами не шутят. Там, в офисе, это было неожиданно, я и виду не подала, как меня это взволновало. Я спросила, как я по-вашему должна поступить? Что вы хотите от меня? Слушай свое сердце, оно подскажет, ты можешь убедить, направить.

Я всегда разговаривала с ним, как со взрослым. И тогда спросила, а ты уверен, что ты жениться собираешься? Нет, об этом речь не идет. А после разговора о привороте, у меня несколько дней шок был, я, такая соня, спать не могла, не могла плакать, в голове мрак, одна мысль, сказать ему - не сказать. Ужас заполнил все внутри меня, сердце колотилось где-то в горле, огонь пек в голове, в животе. Я лежала в полной темноте и молилась, и просила богородицу подсказать мне правильный путь. Я ждала какого-то знака, сна или фразы, появившейся в мозгу, но увы...

Потом ночью приехал он от нее, я рассказала. Как он психовал, у него ноздри раздувались, говорит, убью ее, если она это сделала, еле удержала, чтобы не поехал ночью. Денег не было на такси, а пешком до ее поселка далековато. Позвонил ей, закрылся в комнате, не слышала разговора. Потом вышел, говорит, я ей верю, клянется, что нет, плачет, говорит, придумали, наговорили, сплетники, хочешь, сейчас приеду?

Еще раз повторяю ему, она сильно ребенка хочет. А почему бы ей от хорошего парня не родить? Вот где ты будешь в таком случае? Тебе придется жениться, ребенка ты не бросишь. А ты - студент, учиться еще три года. "Что ты, мама, жениться я не собираюсь".

Потом некоторое время прошло, несколько раз обсуждали с ним эту тему, потом он просит, все, закрыли! Верю ей и все.  Галя сказала: «Что ж, я вижу, у них обоих кармические узлы, которые, видимо, придется решать вместе». Потом мне Аня с полгода мозг выносила, какие они козлы и сплетники, и зачем они наговорили на нее. Естественно, с Галей и Серегой мы общаться перестали, позже я поняла, как Аня умеет в конфликты втягивать.

Она такой человек, у нее всегда есть враг, с которым надо бороться. Враг — это слишком сильно сказано, правильнее будет «объект для обсуждения и конфликта». Одно время это была ее мама, потом Галя с Серегой, потом папа, потом мой муж, потом бабушка, потом Алексей, потом я, потом опять Алексей.

Когда они познакомились, Аня вместе с Мариной квартиру снимали в Донецке, и он почти сразу стал там жить. Постепенно и уверенно перебрался к ней. Сначала денег не платил, студент, они обе работали, потом стал 1/3 часть давать. Кстати, Марина одно время тоже «объектом» была. Как Аня их красиво с Алешей поссорила! Маринка такая взбалмошная немного, перекрашенная блондинка, как ей один клиент сказал. Вот приходит Алексей и возмущается: «Мама, представляешь, Маринка у нас деньги тырит!» Я говорю: «Как это?» « А у нас коробочка в коридоре, мы на проезд там мелочь складываем, потом кидаем сдачу, так она берет, а не кладет!» Я говорю, а как вы договаривались? Ну, по очереди. «А с чего ты взял, что она не кладет?» «Аня сказала, она видела. И говорит, поговори с Маринкой, чего она деньги ворует!» Я говорю: «А почему ты должен говорить? Они жили, какие-то правила устанавливали, было у них все поровну, теперь у вас с Аней общие деньги, а она при чем? Просто уберите коробочку, да и все» Он — нет: «Аня сказала, чтобы я с ней поговорил. Я ей уже один раз сказал, она говорит, зарплату получу — положу. И не положила! Аня говорит, ты же мужчина, ты должен ей сказать!» Потом Аня добилась, он Марине сказал, та сильно обиделась и больше они почти не разговаривали. Думаю, ни фига себе, пацану 20, а Марине почти 30, и чего он должен в это влазить? Ну ладно, в жизни надо и потребовать, может, это я его недоучила, может, и пригодится ему. А потом, уже после развода, он вспомнил, говорит, Маринка хорошая девчонка, интересная такая, своеобразная, я даже скучаю по ней, мне нравилось с ней поболтать, сядем вечером с семечками и давай ржать. Так Аня меня с ней поссорила, помнишь историю с деньгами? Ей наши посиделки никак не нравились. Вот она меня и подставила.

Потом хозяйка квартиру продала, они другую сняли, хуже и дороже, а Аня с работы ушла, платить нечем, и Марина тоже отказалась с ними жить. Что делать? Он стал на занятия из дома каждый день ездить. А ее домой приглашать. Первый раз на Новый Год она к нам в гости приехала. Они вдвоем собирались у друзей Новый Год встречать, а Алеша с высокой температурой свалился. Вроде бы случайно, но так сложилось, состоялся факт официального знакомства. Я подумала тогда, как бы в этом году она к нам не переселилась, как встретишь Новый Год, с тем его и проведешь. Муж мне говорит, что у них общего? Да, у нас хорошо, тепло и кормят, и не ругают, такое впечатление, что ей пора уже гнездышко свое вить, и она нашла себе местечко уютное, как собачка бездомная, шерстку на себе рвет и утепляет его, клубочком сворачивается и выгнать вроде жалко, куда ж? Я говорю, ну ему же нравится? Главное, чтобы ему нравилось, мы же не можем вмешиваться, врагов себе наживать на всю жизнь.

Тут на сцене появляется ее мама. Они как стали у нас ночевать оставаться, она — почему ты там ночуешь, ты проститутка. Я была очень удивлена, КАК происходит этот скандал. Вот Аня приходит и каждый раз мне жалуется, рыдает, значит, предполагается, что я отвечу примерно так: «Да что ты. У вас так все замечательно и скоро вы поженитесь» Или как я должна ответить? Вот происходит бесконечное обсуждение вопроса, почему мама так с ней поступает, и даже дошло до того, она сказала: «Я не хочу быть похожа на маму, я хочу быть похожа на вас!» Мне это было так неприятно, хотя казалось бы, я должна гордиться собой. Как бы не так! Она пыталась нас противопоставить, стравить. И все время: «Вот что мне делать, что вы посоветуете?» Как она меня доставала, каждый день и вечер этой своей истеричной мамой.

Я боюсь в семейные дела влазить, я мягко отстранилась - это твоя мама, и она хочет, как лучше (и я была права), поссорились, помиритесь, надо убедить ее, спокойно! Аня мне массу примеров, как мама ее раньше обижала, и сестру старшую, Лизу, и сколько от мамы негатива исходит. Потом мама ее из дома выгнала, сказала, чтобы я тебя больше в моем доме не видела, проститутка, в качестве кого ты там живешь? Она рыдала, и мне еще и утешать ее приходилось, что мама так несправедливо ее обидела. Повод был поверхностный и не стоящий на мой взгляд таких эмоций. Мама попросила ее поработать на магазине, пока она в налоговую отчет сдаст, а Аня опоздала на полчаса и застала маму в полнейшем истерическом припадке - она бегала по магазину с пеной у рта, с сердечными таблетками и чуть ли не головой в стену билась. Кричала: "Ты меня подвела! Я ради вас стараюсь, мне никто не помогает, а ты у них живешь, проститутка!" Вызвала Лизу на помощь, а Ане велела убираться вон.

И Аня опять меня втягивает в конфликт, осудить ее маму и принять ее сторону. «Вот скажите, скажите, а что мне делать? Что мне ей сказать?» В таких случаях советы давать гиблое дело, в любом случае буду виновата я. И все эти скандалы с надрывом, с припадками, с хватаниями за сердце, мне это вообще дико. А у нее бесконечные обсуждения этой темы, мама — враг, почему она со мной так поступает? Она полгода домой не ездила, жили у нас. Я подумала, вот и кармический узел, если у них с мамой никакого взаимопонимания нет. И если поступить, как обычно, ввязаться в скандал, результат будет, как обычно. Я дала Ане только один совет: "Посочувствуй маме, ей так тяжело, папа пьет, не помогает ей, у Лизы своя работа, посмотри со стороны, она старается для вас, как может, столько сил вкладывает"

Аня внимательно выслушала меня и написала маме письмо. Я предлагала ей найти нестандартный ход, и она его нашла. Все это время Гена спрашивал меня, что за отношения у них с мамой, и не кажется ли мне, что со временем Аня будет также решать свои проблемы. Это письмо, это нестандартное письмо надолго испортило всем жизнь. Я отказалась читать его, советовать или поправлять. Я чувствовала, меня затягивает в эту воронку скандала, и никак не хотела стать его участницей. Не играй на арене в игры клоунов! У Вали был шок и очередная истерика. Она повесила письмо на стену и всем жаловалась, какая у нее жестокая и неблагодарная дочь. Папа звонил Ане потихоньку от мамы, пряча телефон. Когда Аня ездила за своими вещами, мама здоровалась с ней сквозь зубы, зато Лизу горячо полюбила.

Аня как раз с работы рассчиталась и долго не могла найти, а нам на фирме нужен был проектировщик, простейшие чертежи на компьютере делать. Я ей предложила, она начала чертить, пояснительные делать, вроде неплохой расклад. И нам помощь, и им деньги, не просто так, а за работу. Вот она на фирме работает, и домой они уже как нам приезжают в порядке вещей, живут можно так сказать. С мамой своей полгода(!) не разговаривает. Теперь врагом стал мой муж — мало денег платит, придирается по работе несправедливо. Опять бесконечные обсуждения и выяснения. У нас с ним и так напряженные отношения, и работать с ним ооочень трудно, я как раз всю документацию у него вела тогда, но вот в дополнение эти домашние сплетни у него за спиной! Такое чувство, что она стравливает нас, и у нее получается! Я должна перед ней оправдываться, что у меня муж всех задалбывает и мало денег платит и такой-сякой. И как вы можете вообще с ним разговаривать.
Потом — бац! - объявляют, она беременна. Залет, дело житейское. Они расписались в будний день, денег нету, да и зачем? У нее уже была свадьба и белое платье, а ему и не хотелось этой помпезности. После росписи мама у нее прощения просила сквозь зубы, ну да, она же теперь не проститутка, а законная жена. Когда Марьяна родилась, мама ее договорилась с Аней, (почти контракт заключила), что она ей разрешит внучку видеть. Она мечтала со мной подружиться, а я так аккуратно отморозилась, боюсь я таких людей, и у нее начались истерики, что ее к внучке не пускают. И  Гена у нас монстр, и я злая свекруха. Когда они расходились, Аня меня упрекала, вы же всегда молчите, я думала, что вы мной недовольны. Я никогда, ни разу не сказала, вот навязалась на его голову, он молодой, безмозглый, а тебе, когда забеременела, было 27 лет. Я прекрасно понимала его меру ответственности, молодой или нет, ребенка сделал, надо отвечать за свои поступки. Поженились, родили, все — прочь сомнения, живут, нравится ему, я бы никогда не влезла в их отношения. Наоборот, всегда любая помощь с моей стороны, с нами жили, у меня на руках Марьяна выросла.

Ее мама начала приезжать к ней в будний день, когда мы на работе, и всем рассказывает — вот, сказали, приезжай, когда нас дома нет! Приходится внучку украдкой проведывать, а меня видеть не хотят. Перекрутила все! Был такой случай, она приехала, а Марьяна  у меня на руках, как-то неловко мне, вроде я не даю ей ребенка, и я сказала, да ты в любое время можешь приехать, даже когда нас дома нет. Как с такими людьми разговаривать? Есть такая фраза: «Дружба — это трудно выразимое словами чувство безопасности в обществе человека, перед которым не нужно взвешивать мысли или соразмерять слова». А вот это был полнейший антипод дружбы! Постоянно взвешивать слова и соразмерять поступки. Я в принципе и так никогда языком не трепаю, всегда подумаю, прежде чем сказать, чтобы меня поняли правильно. Но это общение, это был ужас!

Приедет к нам, а бабушка дома, рассказывает потом  - Валя мечется по всем комнатам, Марьяну  качает, орет, руками размахивает и с бабушкой пытается нас обсуждать, то Гена ей плохой, то я. Когда сериал «Сваты» появился, я так хохотала, Валентину точно с нашей Вали срисовывали, даже внешне похоже. Только там она более добродушная, беззлобная и незлопамятная, а наша Валя ни одного промаха никому не забыла. Так в глаз и кольнет при случае. Вроде шутка, но не найдешь с ходу, что ответить. 
После рождения ребенка мама стала у Ани «мамулей», а конфликтовать она начала с бабушкой. А теперь, когда они с Алешей разошлись, бабушка стала у нее лучшей подружкой, она ей звонит каждый день и болтает с ней по часу! Бабушка говорит, думаешь, ее здоровье мое интересует? Она хочет узнать, что Алексей делает.

Продолжение следует...

http://www.proza.ru/2014/03/14/284