I-5-3. Второй пророческий период

Екатерина Истоомина 2
         


                «Близок великий день Господа, близок, и очень 
                поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет
                тогда и самый храбрый!».   Соф. 1:14.

                После пророка Исаии более 50 лет продолжалась пророческая пауза. Это было время царствования Манассии (51 год). Он превзошел всех иудейских царей  в идолопоклонстве: жертвенник Ваалу и Астарте поставил в Храме Соломона, гадал и ворожил, вызывал духов мертвецов, наполнил Иерусалим невинной кровью. Бог наказал его ассирийцами, которые сковали его цепями и увели в плен.

                После покаяния и смирения Манассии  Господь вернул его обратно, и тот занялся укреплением Иерусалима и уничтожением следов идолослужения. Но умер, не успев истребить всех истуканов, ими воспользовался его сын. За совершаемые злодеяния слуги убили Амона через два года его царствования.

                Народ поставил царем Иосию, который проведет в Иудее великие реформы. И в помощь ему Бог послал, правнука царя Езекии пророка СОФОНИЮ. За двадцать лет до исполнения пророчества, Софония грозно предупредил, не только  иудеев и израильтян, но и все окружающие народы, о приближении «Дня Господня». Он случится, когда Вавилонская империя, по замыслу Бога, разорит эти страны и захватит себе их земли. А иудеев уведет в плен.
 
«Все истреблю с лица земли, говорит Господь. Близок день Господень: уже приготовил Господь жертвенное заклание, назначил, кого позвать. Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа, и огнем ревности Его пожрана будет вся эта земля, ибо истребление, и притом внезапное, совершит Он над всеми жителями земли». Соф. 1: 2, 7, 18.

                За что будут истреблены  другие народы, если Бог хочет наказать Свой народ?

«Это им за высокомерие их, за то, что они издевались и величались над народом Господа Саваофа.  Страшен будет для них Господь, ибо истребит всех богов земли, и Ему будут поклоняться, каждый со своего места, все острова народов».  2:10-11.

                Надо иметь в виду, что часто Божьи пророчества имеют две перспективы: ближнюю, данную как предостережение для живущих в то время, и дальнюю. Смысл последней может быть не понятен даже пророку, но открыт и ясен живущим в «последнее время». Таково пророчество Софонии.

«Итак ждите Меня, говорит Господь, до того дня, когда Я восстану для опустошения, ибо Мною определено собрать народы, созвать царства, чтобы излить на них негодование Мое, всю ярость гнева Моего; ибо огнем ревности Моей пожрана будет вся земля». 3:8.

                Во всех пророчествах Бог дает надежду тем, кто обратится к Нему с покаянием:

«Взыщите Господа, все смиренные земли, исполняющие законы Его; взыщите правду, взыщите смиренномудрие; может быть, вы укроетесь в день гнева Господня». 2:3.

«И достанется этот край (приморский) остаткам дома Иудина, и будут пасти там, и в домах Аскалона будут вечером отдыхать, ибо Господь Бог их посетит их и возвратит плен их. Остаток народа Моего возьмет их в добычу, и уцелевшие из людей Моих получат их в наследие». 2:7,9.

«В то время приведу вас и тогда же соберу вас, ибо сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли, когда возвращу плен ваш перед глазами вашими, говорит Господь». 3:20.

                Это будет период в 600 лет, когда, после возвращения из плена, евреи будут жить в относительной независимости на своей родине. Идолопоклонство больше не возникнет в их среде, свою веру в Бога они будут защищать с оружием в руках сначала в восстании  Маккавеев, потом в Иудейской войне против римлян. Римляне захватят Иерусалим, сожгут храм Ирода и уведут евреев в плен. Но Господь снова, через пророка Софонию, не оставляет их без надежды на милость Свою в «последнее время».

«В тот день ты не будешь срамить себя всякими поступками твоими, какими ты грешил против Меня. Остатки Израиля не будут делать неправды. Оставлю среди тебя народ смиренный и простой, и они будут уповать на имя Господне. Господь Бог твой среди тебя, Он силен спасти тебя». 3: 11-13.

                * * *

                Через 150 лет после Ионы Бог снова послал в Ниневию, столицу Ассирийской империи, пророка. Но если Иона был вестником милосердия Божьего, то НАУМ возвещал о наказании за грехи. Ниневия во времена его пророчества была городом-царицей земли, могущественная и жестокая, разбогатевшая на ограблении побежденных народов. И вдруг появляется какой-то пророк с угрожающей вестью:

«Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания; в вихре и в буре шествие Господа, облако - пыль от ног Его. Всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов Его постигнет мрак.  А о тебе, Ассур, Господь определил: не будет более семени с твоим именем; из дома бога твоего истреблю истуканов и кумиров; приготовлю тебе в нем могилу, потому что ты будешь в презрении». Наум, 1:3,8,14.

«Горе городу кровей! весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство. Врагам твоим настежь отворятся ворота земли твоей, огонь пожрет запоры твои. Нет врачевства для раны твоей, болезненна язва твоя. Все, услышавшие весть о тебе, будут рукоплескать о тебе, ибо на кого не простиралась беспрестанно злоба твоя?». 3:1, 13, 19.

                И не забывает Бог послать на будущее утешительную весть народу Своему:

«Вот, на горах - стопы благовестника, возвещающего мир: празднуй, Иудея, праздники твои, исполняй обеты твои, ибо не будет более проходить по тебе нечестивый: он совсем уничтожен». 1:15.

                * * *

                Приближается время завоевания Иудеи вавилонянами,  пророк АВВАКУМ называет их халдеями. Они откровенно злодействуют в отношении к народу Божьему, думая, что Бог перестал покровительствовать ему. Пророк передает слова Бога:

«Ибо вот, Я подниму Халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его. Надмевается дух его, и он ходит и буйствует; сила его - бог его». Авв. 1:6-7, 11.

                Но даже в такой ситуации Аввакум верит, что, и наказывая, Бог не оставляет Свой народ без заботы, не лишает светлого будущего:

«Не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала моя! для наказания Ты назначил его».1:12.

«И отвечал мне Господь и сказал: запиши видение и начертай ясно на скрижалях, чтобы читающий легко мог прочитать, ибо видение относится еще к определенному времени и говорит о конце и не обманет; и хотя бы и замедлило, жди его, ибо непременно сбудется, не отменится. Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет». 2:2-4.

                Бог напоминает всем народам, за какие злодеяния они получат наказание от Него:

« - Горе тому, кто без меры обогащает себя не своим;
   - горе строящему город на крови и созидающему крепости неправдою;
   - горе тебе, который подаешь ближнему твоему питье с примесью злобы твоей и делаешь его
     пьяным, чтобы видеть срамоту его!
   - Горе тому, кто говорит дереву: "встань!" и бессловесному камню: "пробудись!" Научит ли он чему-нибудь? Вот, он обложен золотом и серебром, но дыхания в нем нет». 2:6,12,15,19.

«Во гневе шествуешь Ты по земле и в негодовании попираешь народы.  Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного Твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая его от основания до верха».3:12-13.

                * * *

                Пророчество АВДИИ относится к едомлянам, потомкам Исава, продавшего первородство брату-двойнику Иакову, праотцу евреев. Едомляне/идумеи всегда были враждебны к израильтянам. И в этот раз, при  разграблении вавилонянами Иерусалима, они помогали им. Бог передал через Авдию:

«За притеснение брата твоего, Иакова, покроет тебя стыд, и ты истреблен будешь навсегда. И никого не останется из дома Исава: ибо Господь сказал это». Авд.1:10,18.         

                Так и случилось: после разрушения Иерусалима римлянами, идумеи навсегда исчезли из истории. Осталась только их столица Петра, найденная в Иордании в 19 веке швейцарцем Буркхардтом.

http://proza.ru/2014/03/14/2219