Трахтирное заведение и прочие шедевры рекламы

Наталия Ермашова
Оренбургские купцы и лавочники ещё в дореволюционном прошлом украшали свои заведения такими шедеврами, до которых ни один современный, даже самый продвинутый рекламщик, никогда бы не додумался. Чего стоит вывеска "трахтирное заведение", интересно, какого рода услуги оказывали в этом продвинутом месте. В те далёкие времена каждый оренбуржец был сам себе креативщик и рекламный менеджер. Основным же цензором рекламных шедевров и ценителем губернского креатива был господин полицмейстер. Именно ему через приставов предоставлялись проэкты вывесок и рисунков. Городская дума тоже как могла учавствовала в рекламном рынке, вернее, пыталась его упорядочить. Например, дума издала обязательное постановление, коим запретила расклеивать афиши, программы, объявления и всякого рода извещения на фонарных и подъездных столбах, заборах, изгородях, стенах домов, т.е. где попало и как придётся. Для этого соорудили специальные витрины. Хотя домовладельцам и квартирантам разрешалось вешать объявления у домов, квартир и торговых помещений ими занимаемых, а правительственные учреждения, должностные лица и городские общественные организации вообще могли клеить свои шедевры где считали нужным и удобным.
Кстати, рекламные опусы оренбургских торговцев очень веселили местных журналистов. В 1897 году "Оренбургские губернские ведомости" предложили вниманию своих читателей своеобразный экскурс на тему "нарочно не придумаешь". На мучном базаре, к примеру, красовалась весьма двусмысленная вывеска в духе садо-мазо: "Продажа разных мук". На Водяной улице, на воротах большого дома, было прибито очень интересное объявление: "Продажа каменных домов, из которых один - деревянный". Из некоторых надписей можно было узнать много чего интересного и о самих хозяевах заведений. Например, "Образцовая кузнЕца англичанина Никитина". не знаю, каким специалистом в кузнечном деле был этот самый британец оренбургского разлива, но с русским языком у него были явные проблемы. Хотя, иностранец, что с него взять?
Наибольшая концентрация рекламных шедевров была представлена на Конно-сенной площади (теперь это территория Центрального рынка). Однако и на фоне этого вопиющего рекламного беспредела попадались образцы на уровне, если не мировых, то во всяком случае столичных стандартов. Так в 1896 году некий господин Вайерман, содержатель витрин для наклейки афиш, не только увеличил их количество, но и вместо деревянных заказал железные, вращающиеся кругом. Работы производили мастера ремесленного училища. Первая такая витрина появилась на Неплюевской улице, напротив магазина земельных орудий немецкой компании "Дангауер и Кайзер". Витрина была сделана в виде колонны на каменном круглом фундаменте.