Философия перелётов. Часть 3. Танцы с одиночеством

Аннетта Сокольникова
Максу

Рэй Брэдбери пишет: "Возьми меня за руку и проведи через эту ночь. Чтобы я не чувствовал, что я один."
Что такое одиночество? Точнее, кто оно такое? Я считаю эту субстанцию одушевлённой, мыслящей, наблюдающей, ищущей. Шокирует? Не страшно, значит, вам ещё не было по-настоящему плохо. И это отлично. Но, как говорится, врага надо знать в лицо. Посему, расскажу об одиночестве то, что успела узнать. Перелёты способствовали более тесному знакомству с ним, кстати.

Одиночеству не нужен багаж. Оно легко на подъём, не нуждается в билете, визе, паспорте. Оно сопровождает людей везде - на курортах, в кинотеатрах, в магазинах, на прогулках. Не гнушается оно и свадебными церемониями. Да-да! Там оно тоже - частый гость. Но особенно одиночество любит долгие перелёты с континента на континент. Где-то очень высоко, над облаками, одиночество садится рядом с вами и протягивает вам свою ледяную руку.

- Привет. Я - одиночество. Твой спутник.

Игнорировать бесполезно. Если одиночество выбрало тебя, у тебя нет возможности отказаться от общения. И ты начинаешь диалог. Сначала неохотно, потом даже с каким-то мазохистическим удовольствием: наконец-то есть, с кем откровенно поговорить!

Одиночеству неведомы языковые барьеры. И ему всё равно, во что ты одет, чем пахнешь, как выглядишь. Одиночество видит тебя насквозь, а само оно прозрачно до омерзения. Впрочем, может быть, именно поэтому оно и так желанно временами - с ним не нужно играть в игры, носить маски. С одиночеством всё предельно прозрачно.

И вот, мы начинаем танцы с одиночеством. Страшное, выламывающее душу (и, как следствие, тело) танго - над адски глубокой пропастью. К сожалению, одиночество в этом танго - ведёт нас. Мы изливаем душу, жалуемся, плачем в невидимое плечо, столь услужливо подставленное нам - одиночеством. Когда все пассажиры во время долгого перелёта засыпают, мы не спим. Мы разговариваем с единственным благодарным слушателем - собственным одиночеством.

Откуда оно берётся - это самое одиночество? Как оно безошибочно вычисляет нас - среди сотен тысяч пассажиров в терминалах аэропортов, на вокзалах, в поездах? Кто даёт ему право садиться на пассажирское место в наших автомобилях, стоит нам провернуть ключ в зажигании? И разве звали мы одиночество разделить наш полночный ужин (кофе, в моём случае) при свечах? Нет. Нет. Нет.

С одиночеством удобно. Оно не занимает места, не претендует на твой завтрак/обед/ужин, не "стреляет" твои сигареты. Зато оно отлично может спать с тобой рядом в твоей кровати, делая её ещё более холодной, чем она есть. Двуликое всё же оно, это самое одиночество. Но - не лицемерное.

Много лет я жила с одиночеством, как живут в одной квартире с лучшими друзьями. Меня не тяготило его общество, более того - я ему радовалась. Приходя домой, улыбалась. Уходя, немного жалела, что нужно "идти в люди". Так и жили, ровно и спокойно. Меня общество моего одиночество не тяготило - ни на грамм. То ли дело было в какой-то личной самодостаточности, то ли в нежелании впускать в свою жизнь кого-то, кому заведомо места там нет. Разность интересов, восприятия мира, мировоззрения - возможно, в этом была причина. Отсутствие "единой волны", ментальной гармонии - бич миллиардов. К счастью, лишь десятки это понимают. И единицы - признают. Родство душ, идущее из глубины веков, давным-давно стало чем-то, что считают выдумкой, фантастикой, плодом больного воображения. Зря. Очень зря. И доказательство этому "зря" - мои долгие годы вполне счастливой жизни - вдвоём с одиночеством.

Люди частенько путают понятие "одиночка" и "одинокий". Быть одиночкой - это свойство натуры, её особенность, "стиль жизнь", психотип. А быть одиноким - сознательный выбор, по жизни или в какой-то её период. Одни жалуются на одиночество, другие его любят. Не нужно только сейчас мне оппонировать, что бывает ещё и вынужденное одиночество. Ваше "мне не везёт в жизни" - ничто иное, как трусость. Боязнь признать, что вы неспособны сделать над собой усилие и изменить свою жизнь. Естественно, я говорю о тех случаях, когда одиночество в тягость. Когда хочется другого. Не пытайтесь изменить мир, это совершенно бесполезное занятие, если речь идёт об изменении мировоззрения. Почему? Потому, что на противоположной вам стороне кто-то тоже озадачился изменением мира. Но - не в вашу пользу и не по вашим правилам. Энтузиастам я поаплодирую. Фанатиков буду чествовать. Глупцам пожелаю удачи. Остальные в эту игру просто не сунутся. Кому-то хватит ума, а кому-то не хватит смелости.

Вдоволь натанцевавшись, мы с одиночеством мирно садимся рядом. Говорить, собственно, не о чем. Танец, на мой взгляд, может выразить всё, что мы чувствуем, куда красноречивее слов. Но иногда нужны и слова. Только... Только кто теперь начнёт диалог? Это сложный момент. Сложнее его, пожалуй, только встречи и прощания, а я никогда не умела ни встречаться, ни прощаться. Самыми тяжёлыми моментами для меня всегда были эти два. Свойство натуры? Застенчивость?  Страх показаться смешной или нелепой? Я не знаю. Возможно, всё вместе.

Со временем моё одиночество повзрослело. Точнее, даже, состарилось - вместе со мной. Внешне оно, в отличие от меня, не изменилось. У одиночества нет седых волос, заплаканных, вечно красных глаз, дрожащих рук и согнутых плеч. На возраст указывает лишь отстранённо-горький тон, которым одиночество научилось разговаривать. Да и, наверное,  взгляд. Куда-то во внутрь себя или в пространство, за некую грань, куда одиночеству просто не суждено, не дано войти.

И вот, наверное, финал истории. Я выбрала одиночество добровольно - пока не встретила того, кого хотела бы впустить в свою жизнь. И я выбрала одиночество не менее добровольно, встретив такого человека. Никто, кроме него, мне не был нужен и нужен не будет. Одиночество вздохнуло с облегчением, устроившись поудобнее.

В какой-то момент я устала от мира, в котором мы жили - я и моё одиночество.

- К барьеру.

В одном из моих стихотворений фигурировало: "Статус жизни - расплата. Стою у дверей с пистолетом." Вызвав одиночество к барьеру, вы сильно рискуете. Оно - умелый и изощрённый во всяких приёмчиках воин. Но поверьте, оно выкинет белый флаг в тот самый момент, когда вы посмотрите в глаза любимому человеку, на взгляд которого вы поменяли танец с одиночеством, и скажете ему:

- Возьми меня за руку и проведи через эту ночь. Чтобы я не чувствовал, что я один (одна).