Критика Портрет Ермоловой Серова

Федоров Мистик
Впечатление, что Ермолова пребывает в мраморной пустоте ложных пространств. Самым большим контрастом в картине оказывается  спина, черное платье и белая арка, отражающаяся в зеркале. Именно за спину Ермоловой к этой ложной белой арке в итоге оказывается устремлен наш взгляд. А надо ли?  Это ложное пространство углом сходится за спиной Ермоловой. За фигурой в черном мы видим реальную стену, что не есть хорошо, а в этой стене, в зеркале, как в окне другое пространство, ограниченное белыми арками, стенами. Ермолова на фоне мнимостей и пустоты, рукотворной пустоты. Это не пейзаж, с бесконечной перспективой, что сообщает персонажу на первом плане всечеловеческое значение, как в Юдифи Джоджоне. В картине Серова мнимое пространство ограничивается потолком, белыми стенами. Эта акробатика мнимостей очень раздражает глаз, она не о чем. В итоге мы все время смотрим на пустоту в зеркале, даже не на фигуру, и эта пустота надоедает. Мало радости смотреть на ничем не прерывающиеся, горизонтальные линии пола, стены,  рамы большого зеркала. Холодно, одиноко. Сама Ермолова в траурном черном платье как царица ночи и печали. Воплощение трагедии, скорби. Почему? Что она плакальщица о трагедии того же армянского народа? (Хотя геноцид армян произошел через пять лет после смерти Валентина Серова) Но представить себе Ермолову в платье с цветочками тоже невозможно. Она стоит в черном, как колонна, но лицо рыхлое, старческое, дряблое. Не соответствие заявленному пафосу. Художник заставляет  зрителя смотреть на персонаж снизу вверх. На картине Ермолова выглядит очень гордо, с осознанием собственной значимости. Так ее изобразил Серов. Люди по настоящему великие гордых и значительных поз не принимают. Портрет утомляет, и ничего душе и глазу не дает. Это не «Девочка с персиками».