Заблуждения цивилизации, их поиск и исправление

Уладзимир Траццякоу
Частным и наиболее трудным для исправления случаем упущений цивилизации (см. сб. Охватить умом планету) из общих соображений должны быть заблуждения подавляющего большинства людей, поддерживаемые на протяжении жизни хотя бы одного поколения. Почему наиболее трудным -- понятно: новое знание ведь может просто заполнять до сих пор существовавшую брешь в картине мира, и тогда оно входит в науку даже при полном одобрении коллег открывателя; но такое соотношение нового знания со старым -- по принципу дополнительности -- скорее исключение, чем правило, поскольку новизна, тем более радикальная, почти всегда входит в противоречие с устоявшимися представлениями. Так, например, столетия понадобились для того, чтобы от библейских представлений о сотворении мира перейти к естественнонаучной картине эволюции Солнечной системы, а затем – к эволюции нашей Галактики, галактик и метагалактик. Да и сейчас еще далеко не все к таким представлениям перешли – библейская версия кажется более убедительной.

С древних времен дошла до нас мысль: “Errare humanum est”, т.е. Человеку свойственно ошибаться. В те времена опыт поколений был еще незначителен, история человечества по существу еще только начиналась, и не мог в принципе тогда отыскаться некий древнеримский или древнегреческий Станислав Ежи Лец, который бы сказал: «У людей запоздалый рефлекс: понимают лишь в следующих поколениях».

Да, в течение столетий стали накапливаться факты, свидетельствующие о том, что человеку не только свойственно ошибаться и тут же спохватываться; оказалось, что он жизнь может прожить и, помирая, так и не узнать (потому хотя бы, что сказать было некому), что всю свою жизнь в каком-то важном вопросе заблуждался. Вот для примера заблуждение, продержавшееся в качестве истины почти 20 веков: что под действием силы, действующей на тело, прямо пропорционально силе изменяется его скорость. «Истина» исходила от великого Аристотеля, и потому подвергнуть ее сомнению желающих столь долго не находилось. (В связи с этим мысль Дж.Конрада: «Даже отважных людей заставляет иногда вздрогнуть логический ход мысли»). Понадобилась отвага мысли Галилео Галлилея, чтобы сначала подвергнуть сомнению это утверждение, а уж потом и опровергнуть его, анализируя результаты опытов по сбрасыванию тел с Пизанской башни.

Так что великие запоздалые идеи как бы предсуществуют в виде отрицания общепринятых представлений и закономерностей. И доказательство истинности антизаблуждений для науки, быть может, подвиг не меньше, чем открыть новое, никому не известное. Говорят, что физик, обнаруживший ошибку у “самого Л.Ландау”, удостаивался кандидатского диплома без всяких проволочек.
Понимание, что происходит заботливая передача заблуждений из поколения в поколение – от родителей – детям, от учителей – к учащимся, от главы научной школы – своим сотрудникам – может помочь в выявлении слабых мест социального наследования знаний и, по-видимому, даже дать одно из направлений поиска: идеи интерпретационного характера. Дело в том, что две научные школы могут отличаться друг от друга и даже взаимно игнорировать научные труды лишь потому, что дают разные интерпретации одной и той же совокупности экспериментальных данных.

Читателю в заключение предлагается, дабы лучше проникнуться довольно-таки абстрактной мыслью о возможности существования заблуждений на протяжении жизни нескольких поколений, взглянуть с такой точки зрения на несовершенство языка, на языковые нелепости, неизвестно сколько поколений существующие, и подумать, почему масса народу в начале 2005 г. письменно поздравляла друг друга с 4010-летием непонятно какого события (см. в сб. Сменить мозги, чтобы выжить).