Джеймс Пофэм. Работа Духа в обличении

Инквизитор Эйзенхорн 2
РАБОТА ДУХА В ОБЛИЧЕНИИ
Джеймс Пофэм (1912)

И Он, придя, обличит мир о грехе, о правде и о суде
Иоан.16.8

Контекст звучит так: «О грехе, потому что они не веруют в Меня; о праведности, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде, что князь мира сего осужден. Как видно из Писания, Бог еще со времен падения Адама много и часто обличал грех. Религиозные люди предпочитают радостно петь о любви. Но горько петь о любви прежде, чем скорбеть о грехе. Они говорят о свободе и о радостной религии. Но лучше быть в рабстве и плакать перед Богом о своей свободе, чем свободно ходить в том, что Бог ненавидит.
Прежде чем приступить к тексту, позвольте мне обратить ваше внимание на то, что есть огромная, страшная и необходимая ненависть Бога ко греху. Святость Его характера делает это необходимым. Бог свят. Позвольте мне привести два-три примера действия откровения Божьей святости на людей, для которых.
Моисей ушел в пустыню пасти овец своего тестя. Он увидел зрелище, которое привлекло и поразило его - куст, который горел огнем, но не сгорал. Увидеть сгорающий куст - это обычное дело, но этот куст не сгорал, и Моисей присмотрелся пристальнее, и когда он приблизился, Бог заговорил с ним и сказал: «Моисей, Моисей, сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая" (Исх.3.4-5). Бог был там, и Моисею пришлось поклониться Ему. Иисус Навин, преемник Моисея и вождь Израиля, увидел однажды возле Иерихона человека, стоящего с обнаженным мечом в руке, и подошел к нему узнать, он за или против Израиля: "сними обувь твою, ибо место, где ты стоишь, свято" (Иис.Нав.5.15), и Иисус Навин пал на лицо свое.  Исаия в год смерти царя Озии видел Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном. Он увидел над ним серафимов, каждый из которых имел шесть крыльев и двумя закрывал лицо, а двумя - ноги свои, и все они взывали и пели: «Свят, свят, свят Господь Саваоф" (Ис.6.1-3), и влияние на Исайю было точно таким же, как и у Моисея и Иисуса Навина, ибо пророк сказал: " Горе мне, погиб я", и почему? "Я видел Господа Саваофа". Сравнивая этот чудесный опыт с легкомысленной религией нашей природы, мы можем понять какая великая это вещь - знать святость Бога и в страхе трепетать перед нею! Люди, у которых есть радость и легкомысленная уверенность без знания Бога и Христа, однажды увидят этого великого Бога и чудесного Христа пришедшим, и побегут в горы и пещеры, и воззовут к горам, чтобы пали на них и сокрыли от лица Того, Кто придет, и от гнева Агнца. Я говорю это, потому что это очень важный вопрос, по моему убеждению и голосу сердца - иметь знание о грехе. Писание показывает, что Бог постоянно обличает грех. Он говорит об этом, Он описывает грех, Он судит его, и к счастью Он учит Своих людей, что это такое.
В данном тексте речь идет о работе Духа. Он содержит обетование о приходе Духа тогда, когда Христу надлежит уйти. Христос говорит: когда Я умру и через смерть уйду к Отцу Моему, и воссяду на престол Небес ради Моих учеников, Я не оставлю их одинокими сиротами, Я пошлю Того, Кто будет на их стороне и будет помогать им, и будет жить в них. И когда Он придет, Он будет делать большую работу, Он сделает людей, для которых Он придет, в которых Он обитает, знающими, что такое грех. И вот сегодня утром, если Господь поможет мне, я буду говорить с вами о самых мрачных и черных и грязных, самых худших вещах, что существуют на земле или в аду, что развращают людей и разнуздывают бесов, и разжигают адский огонь, и это то, что есть в наших сердцах, знаем ли мы это или нет. Некоторые могут сказать, "хорошо, но мы все это знаем, мы сожалеем о том, что мы делаем". И они могут сказать, что поэтому нет необходимости на этом подробно останавливаться. Нет, ибо мы знаем, что по-прежнему необходимо говорить о том, что работа обличения не заканчивается после первого действия благодати. Она идет дальше, и дальше, и дальше.
Обличить значит убедить, чтобы осудить. Рассуждения, доказывающие наше нечестие, убеждают нас в том, что мы обречены. И эта великая работа выполняется великим Богом, Его благословенным Духом Святым, Который бесконечно свят. Он снисходит, чтобы прийти в сердце грешника и открыть ему его нечестие, показать ему отчаянное состояние его природы и состояние осуждения его как личности, человека грешного. Так Дух обличает о грехе.
Грех буквально есть промах, недостижение цели творения. Созданный для Бога, человек захотел жить для себя, и когда его глаза открылись Адам отвернулся от своего Бога, своего Творца, своего Законодателя. Он промахнулся, пожелав жить для себя, и сразу с тех пор грех укоренился в нем. Он так тонко ослепил наш ум, так исказил нашу волю и так пленил наши привязанности, что мы мы вообще не понимаем, что он такое. И это наше злое состояние описано в словах: "мертвых по преступлениям и грехам» (Еф.2.1). Труп лишен жизни и не способен чувствовать свое состояние; также и душа человека, мертвого для Бога, не осознает своего состояния и не чувствует его, как говорит Павел: "отчуждены от жизни Божией, по невежеству и злым делам" (Еф.4.18). Наш разум помрачен, и потому мы называет зло добром и добро злом, горькое сладким, а сладкое горьким, ибо у нас нет понимания вещей и своих истинных интересов, и мы тянемся к тому, что погружает нас в объятия смерти и готовит для погибели, будучи против Бога. Грех есть нарушение закона (1 Иоан.3.4). Никакой закон не допускает греха. "Я не знал бы похоти, - говорит Павел, - если бы закон не говорил: не желай" (Рим.7.7). Закон является ограничением. Он говорит человеку, что делать и чего не делать, и это ограничение, в котором он должен жить, означает, что если он разорвет его, то станет преступником, и "преступающего ограду укусит змея". Это грех, а вот закон, который говорит: "Не делай того-то". Плохо быть грешником, но еще хуже не знать, что ты грешник.
Теперь давайте посмотрим на это великое дело Духа: " Он будет обличать грех". Он будет открывать грешникам их состояние, показывать им характер и святость Бога, чтобы он непосредственно отразился в их сердцах, и в этом открытом ему свете  грешник увидит свои грехи и это будет страшная вещь для него. Это страшная вещь, чтобы видеть грех в свете обличающей и осуждающей работы Духа Божия. Все христиане Иерусалима и Дамаска могли бы собраться вместе к Савлу из Тарса и проповедовать ему Христа, и приводить   свидетельства и доказательства из Писания, что Тот, Кто недавно был распят, был обещанным Мессией, но тем самым они лишь спровоцировали бы Савла на еще большую злобу и желание гнать их. Но когда свет Христов воссиял на Савла, окружил его своим блеском и ослепил своим мощным сиянием, и Савл услышал вопрос: "что ты гонишь Меня?", услышал голос Господа, говорящего ему: "Я Иисус, Которого ты гонишь" - произошла великая работа убеждения! Нигде не записано, что Павел пережил в эти дни, в течение которых он был слеп и пока он постился, но те из вас, кто пережили осуждение греха, можете понять хотя бы немногое в страданиях его духа, в горячем признании своего греха, в мольбе о пощаде и в том, насколько удивительным было это явление благодати,  ибо это была страшная вещь, которая открылась Савлу: он был убежден в своем грехе.
Дорогие друзья, существует мерило, с помощью которого мы должны оцениваться, и этот стандарт Божьего характера явлен в законе. Этот стандарт говорит: исполните это или будете потеряны, и когда он прилагается к сердцу и разуму, происходит обличение греха. Грешник чувствует, что, как разумное существо, творение Божие, он не должен быть тем, что он есть, и не должен делать то, что он делает, и если он согрешил против Бога и Его закона, он стал грешником. Он видит это в свете, с которым нельзя спорить, он чувствует, что в жизни он чего-то не понимает, но он чувствует также силу, которая производит эту убежденность в его совести, и он убежден ею. Теперь это убеждение Духом Святым входит в корень вопроса, позволяя нам найти закон Божий, изложенный следующим образом: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоего и всем разумением твоим, и всеми силами твоими. Это первая заповедь, а вторая подобная ей: люби ближнего твоего, как самого себя" (Мк.12.30-31). Вы видите, что в этих словах сказано все. Это любовь, которая здесь нужна. Это любовь, которой требует Бог. Всеми своими силами, всем, что у вас есть, вы должны любить Бога, и ближнего как самого себя, что воспрещает эгоистичные поступки. Любовь в вашем сердце должна быть такова, что ваш ближний должен быть не менее важен для вас, чем вы сами.
Тогда свет Духа опускается на нас, и, хотя вы, возможно, были самым нравственным человеком по законам этого мира, в свете Духа вам явлена природа вашего неверия, и вы вынуждены признать, что вы являетесь самым аморальным человеком по меркам Бога, ибо из всей существующей безнравственности самый глубокий и худший ее вид, который можно найти - это неверие. И свет Божий светит на него, и человек видит его в своем сердце, и он может лишь согласиться со словами исповедания Харта, сказавшего о неверии: "Это начало всех моих грехов".  Это был главный и первый грех Адама, который принял слова дьявола, а не заповедь Божию. Тем самым порча вошла в его ум, который прежде был абсолютно чистым.  Вы будете, как боги", и это блестящий запретный плод взял его прежде, чем он коснулся этого плода, и это и было неверие. Оно искажает в уме саму суть вещей, и именно это делает человека виновным. Закон, открытый нам Богом - это Десять заповедей. Мы не язычники, хотя и они не имеют оправдания.  Апостол Павел в Послании к Римлянам говорит нам об этом: "Ибо мы, не имеющие закона" в порядке и форме, в которой евреи имели его, "сами есть закон". У нас не было закона в собственном смысле, но у нас есть закон, и мы видим, что есть дело закона и знаем, что творится в наших сердцах. И поэтому дело закона в нас касается обвинений совести, которые, собственно, и являются его следствием. Наша совесть может обвинять или оправдывать нас, эти обвинения и оправдания реальны, и это показывает, что дело закона совершается в совести людей. И когда Бог использует эту работу закона, это как если бы Его свет вырывал из углов и глубин наших сердец наши грехи, наши тайные привязанности, ненависть к Богу, неверие Богу, гордость житейскую, похоть плоти и похоть очей, любостяжание, которое есть идолослужение, злобу и ненависть, которая является убийством в глазах Бога. Эти вещи открываются нам, и, когда они открыты к человеку, то он стонет, вздыхает, он скорбит, и Бог страшен ему: "Скажите Богу: как страшен Ты в делах твоих для сынов человеческих" (Пс.66.3 KJV). И это страшное дело, ужас, который вызван действием Духа в обличении, в какой-то мере знает каждое дитя Божие. Я не говорю, насколько глубок он должна быть, как велик и как длителен, как долго мы будем чувствовать это рабство, но я говорю, что это работа Духа, и что мы не можем уклониться от нее. Я знаю, как это бывает в человеке. Я знаю, что в нас есть желание избежать ее, но слава Богу, что этого не происходит. Это яркий свет, который приходит на ветхого человека  и заставляет его видеть вещи, которые он не видел прежде, он показывает ему грех во всей его обширности, глубине и всеобщности, то, что все его члены, все способности, все восприятия, все его понимание, и все его привязанности и все движения его воли сгнили, и что он не способен по своей природе делать то, что хорошо. Только Дух может убедить человека в этом.
Но Дух это делает, и мы можем быть лишь благодарными Ему за это, ибо Он производит дело настолько великое и дивное - позволяет нам оправдать Бога и осудить самих себя. Это убеждение делает человека честным, оно дает ему признать перед Богом все, что ему открылось. Это делает дитя Божье чувствующим, что все зло, которое в нем и о котором ему возвещается - это не преувеличение. Ему становится страшно, и он задается вопросом, что Бог будет делать. Это заставляет его понять трепет Моисея на горе Синай, падение Авраама навзничь,  когда Бог пришел к нему, это позволяет ему войти в эти вещи. Он говорит: "Горе мне, горе мне!". Подобно Иову, он может сказать: «Я слышал о Тебе слухом уха, теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле" (Иов 42.5). Исповедание Иова было бы благословением для некоторых, кто сделал религию своей профессией. Это немалая благодать. Попадают ли в рай люди, ничего не знающие об аде, которого они заслуживают? Могут ли они знать, что они призваны к святости, не чувствуя своего осквернения? Может ли быть оправдан виновный, если он не знает своей вины? Работа Духа является самой необходимой работой. Он избавляет нас от самооправдания, Он делает человека честным, и Он делает так, что ему становится страшно. Он совершает эту дивную и сладкую, хотя сперва горькую, работу, когда производит в нас искреннее признание и исповедание греха, вопль о помощи и стремление бежать от грядущего гнева. Когда вы видите, что такое грех, это ужасно, и когда вы видите, против Кого вы согрешили, это еще страшнее. "Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал" (Пс.50.4).
Христос сказал:"О грехе, что не веруют в Меня", и это показывает нас, что неверие является величайшей безнравственностью в мире. Что может быть более аморальны, чем не верить слову и Личности Сына Божия? Это не просто грех, это главный из всех грехов: "Они не веруют в Меня" (Иоан.16.9). Кто может полностью описать упражнения и скорбь, которые производит эта работа Духа в уме грешника? У Бога в Его святыне есть все основания судить грешников, и Он будет их судить, но какой грешник устоит тогда? Подумайте об этом, вы, которые подверглись этой работе или совершаете ее, ибо она не делается сразу. Вы знаете, что я говорю правду. Дух приносит большую озабоченность. Он производит в нас вещи, которую будут отличать всех переживших их от самообольщенных исповедующих людей.
Одна из этих вещей, которая совершается рано или поздно - это укоренение  в сердце и уме истинного чувства беспомощности. Павел имел его: "Ибо я знаю, что во мне, то есть, в плоти моей, не живет доброе, потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, я не нахожу" (Рим.7.18). Когда я молюсь, то я не делаю многого. Когда я хотел бы любить, присутствует вражда. Когда я верю, во мне преобладает неверие. Когда хочу делать добро, зло есть во мне, и я чувствую, что не могу сделать то, что считаю хорошим, не имею никакой власти, чтобы сделать это. И эта беспомощность производит во мне вопль: «Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим.7.24). Как я беспомощен, и кто избавит меня? Есть ли рука, что поможет мне? Есть ли власть избавить меня?
Так работа Духа убеждает в безнадежности полагаться на себя, а не на милость Божию. "Благодарю Бога, даровавшего победу Иисусом Христом", пишет Павел. Безысходность самоправедности - это должный результат. Возможно, это произойдет постепенно, но это будет. Это укореняется в сердце и совести, и грешник убеждается, что сам в себе он не имеет надежды.  Он смотрит на свои обиды и сожалеет, но он не осмеливается через некоторое время сказать: "Я не буду совершать их снова". Нет, обличающая работа Духа исцеляет человека от обещаний, что он будет делать лучше в будущем, чем он сделал в прошлом. Это приводит его к полной безнадежности в том, чтобы полагаться на самого себя. Его силы настолько повреждены, его понимание так искажено, его воля так порочна, что теперь он знает, что он не может сделать ничего хорошего, ровно ничего. Вот два следствия, которые каждое дитя Божье находит рано или поздно в себе. Оно беспомощно, оно безнадежно, и теперь, если Другой не придет ему, что помешает ему погибнуть? Вот грешник: он понимает, что у него нет ничего своего, никакого добра. Люди обычно верят, что, в конце концов, искренность всегда угодна Богу! И грешник говорит: "Если бы я был хотя бы немного добр, но у меня нет ничего подобного". В нас есть лицемерие.  Лучшее дитя Божие не посмеет поднять лицо к Господу и сказать: "Господи, моя искренность - единственное благо, которое есть во мне!". Оно могло бы сказать: «Я искренен в своем желании знать Бога и, чтобы избежать гнева ", но кто может осмелиться сказать, что он искренен всегда и везде, когда он мыслит и рассуждает? О, как отвратительна разрушенная падением тварь! Когда грех пригнул нас к земле, он не поразил половину нас. Когда он коснулся наших способностей, он заглушил не половину их. Когда он загрязнил нашу природу, он не оставил некоторые места нетронутыми. Его работа завершилась; мы разрушены полностью.
Дух должен убедить нас в нашей вражде к Богу, чтобы возникло это горькое чувство. Почему, возможно, некоторые здесь уже сейчас могли бы сказать, что плохо все, что они есть, и то, чем они обладают от природы, но они могли бы чувствовать одно маленькое чувство любви к Всевышнему, но его в них нет, если оно не вложено в них Духом. Иисус дает нам чистоту привязанностей. Ее нет в падшей природе. Обличение идет в нескольких направлениях. Во-первых, назад, как это было у Давида: "Я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя" (Пс.50.5). Это приходит на всю жизнь. Все, что мы сделали не так, и мы видим, что так и будет. Что-то неправильно в наших делах, в чем-то неправы наши мотивы, в чем-то наши цели, в чем-то наши дурные желания;   вы всегда найдете, что нечто омрачило все, что вы сделали. Так вы начинаете ненавидеть сами себя за то, что внутри вас поднимается то, что греховно. Грешник думает: «Что со мной будет? Как я умру в своих грехах?". И движение Духа в его душе поднимает плач: "Боже, будь милостив ко мне грешному" (Лк.18.13). Это в высшей степени смиряет и уничижает тварь и все ее стремления. Дух Иисуса Христа дан нам, чтобы плакать о пощаде. Он поднимается в наших молитвах, и мы чувствуем свою безнадежность, когда уже приближаемся к могиле и, возможно, после долгого исповедания готовы сказать: "Теперь у меня нет ничего, на что я могу смотреть в себе, я ничем не могу зависеть от того, что я сделал, ничем из сделанного я не могу быть доволен, увидев себя в свете Божьего учения, но я надеюсь только на милость Божию во Христе Иисусе".
И это благословенное исполнение души и сердца Духом Святым исполняет нас сладкой надеждой и верой. "Ни на что не взираю я, кроме Крови Иисуса". И тогда начинается рассвет. В каждом человеке, в котором начинается этот рассвет, поднимается эта заря Христа и Его праведности, так что грешник чувствует себя мерзким и потерянным, и хотя у него есть во Христе основания для надежды, для мольбы и даже состязания с Богом в молитве, он говорит, взирая на Христа Спасителя: "В Нем я найден, к Нему я бегу, чтобы Его Кровь ежедневно очищала меня в благодати и прощении".
Тогда работа Духа в обличении греха становится спасительной. У человека может быть в сердце некоторое естественное чувство своей греховности, и оно проходит, но когда он научен коснувшимся его Духом Святым, это производит неизменный результат. Он не пройдет, он будет расти, и расти таким образом, что грешник все больше и больше, тем дольше он живет, приходит к видению греха своего. "Скажите Богу: как страшен Ты в делах твоих". Как страшна эта работа, когда, как искусный хирург, Дух приходит и как бы говорит грешнику: "Это должно быть вскрыто". Грешник морщится, отступает назад, и он пожелал бы избежать этой кропотливой и болезненной операции, если бы мог. Но нет, он согласен на нее, он должен пройти эту боль, и стать честным, чтобы он мог сказать: "Господи, помоги мне вынести это, и помоги увидеть, что Ты хочешь, помоги надеяться на Тебя, а не на себя". И как прекрасно по-настоящему держаться этого убеждения! Чем больше вы будете его держаться, тем страшнее будет для вас грех, но тем ценнее будет Христос, как Он открыт Его благим Духом.
Дух не только обличит грех, но "Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам" (Иоан.16.14). Вы потеряны? Он явит вам Спасителя. Вы наги? Он облечет вас Божией праведностью. Вы осквернены? Он откроет источник для грешников. Вы боитесь прийти? Он говорит: "Жаждущие, идите к водам" (Ис.55.1). Вы действительно безнадежны в себе? Он говорит: "От Меня будет тебе помощь, у Меня все, что нужно". Так что это работа Духа очень милостива, и Он даст вам возможность ценить благословенную Скалу веков. Он обличит во грехе. Он несомненно сделает это. Это Его работа и Его милость,  невыразимая милость в этой работе Святого Духа. Пусть Господь дарует нам почувствовать, как нам не хватает Его. Не думаю, что это ужасная вещь, ибо хотя сама по себе она полна боли и стыда, вызванное Духом убеждение преобразится в сладкое утешение, потому что Христос именуется Другом грешников.
Теперь мои друзья, я должен закончить этот вопрос. Это очень серьезно. Упустить работу Духа, этот, так сказать, первый шаг в жизни христианина, начальный шаг на пути к небесам, если это вообще возможно - что это значит? Как вы смогли взять второй шаг, веру в Господа Иисуса Христа, если вы никогда не делали этот первый шаг? Как вы можете быть верующим в искупление, если вы никогда не видели своего рабства и своего греха? И если вы никогда не оплакивали грехи в вас, как вы можете когда-либо радоваться во Христе Иисусе? Пусть Господь совершит эту милосердную работу, чтобы в конце концов мы могли поблагодарить Его за нее, какой бы тяжкой она ни было, и откроет нам милость Бога через Иисуса Христа. Аминь.

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn