Бабушкин сундук

Олег Слюсарь
Я помню тяжелые послевоенные  40 годы.
Но жизнь постепенно налаживалась. Помню, как на улицах нашего подмосковного городка появилась легковая машина «Победа». Мечтой каждого мальчишки было прокатиться на такой машине. Мне тогда было около 10 лет.
   И вдруг чудо. К нам из Москвы едет бабушка. Ее привез из Москвы друг родителей на «Победе».  Приезд был связан со мной. Бабушка теперь будет жить у нас и помогать родителям.
Родители днями работали, а я оставался целый день один. Рос я озорным… и за мной нужен был «глаз да глаз». А надо было и выучить уроки, и во время поесть, и пр.
   Помню, как первый и последний раз я проехал на «Победе».  Случилось это, когда уезжал наш знакомый. Он прокатил меня по городу. Это было детское счастье.

   Когда бабушка приехала, я сразу обратил внимание на появившийся дома сундук. У нас тоже был сундук ( в те времена почти в каждой семье были сундуки), но бабушкин - был старинный. Он мне казался большим и красивым.
Когда бабушка его открывала, по комнате распространялся запах чего-то необыкновенно старого. Мне говорили, что это был запах нафталина. Но я знал запах нафталина у нас в шкафу. От сундука исходил немного другой, старинный…(или мне так казалось).
Иногда я видел как бабушка доставала из сундука свои вещи. Она подолгу смотрела на них. Все они были в кружевах. Потом опять аккуратно укладывала их обратно в сундук.
Показывала бабушка  мне Библию. Рассказывала о Боге. Но тогда я плохо это понимал. Показывала иконку. Однажды поздно вечером, когда я еще не заснул, услышал, как бабушка молилась. Я лежал, не шевелясь, чтобы не отвлечь ее.
Часто она доставала книжку. Это был томик Лермонтова. Она пыталась читать мне стихи, но я не сразу воспринял их. Стихи я недолюбливал. Нам в школе задавали их учить.
Теперь только я понимаю, как правильно тогда поступила бабушка.

   Она поступила так.
Например. Когда я приходил с улицы разгоряченный, побитый после драки, злой…плакал, она мне читала наизусть:
*«Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят…» - На этом месте я уже прекращал плакать и мы вместе с бабушкой смеялись.
   Когда мне не спалось, я просил бабушку (бабушка была терской казачкой): «Спой мне казачью песенку…» и она пела:
**«Спи младенец мой прекрасный.
            Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
            В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
            Песенку спою.
Ты ж дремли, закрывши глазки,
            Баюшки-баю…»
    Я засыпал как под гипнозом.
Когда бабушка ругала меня, за то, что не мог сделать какое-нибудь задание, она говорила:
***«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!...»
Мне становилось стыдно. Я старался сделать.
Когда я не слушался, она говорила:
****«Печально я гляжу на наше поколенье!
Его грядущее – иль пусто, иль темно…»
Иногда, когда ей было грустно почему-то, она говорила:
*****« И скучно и грустно, и не кому руку подать
В минуту душевной невзгоды…» - я подбегал к ней и целовал. Она гладила меня по голове…
И это еще не полный перечень цитат. Скоро я и не заметил, как выучил их наизусть и иногда применял в разговоре на улице или в школе. Учителя удивлялись…Откуда это?
Но только гораздо позднее я понял замысел бабушки.
Она прививала мне любовь к поэзии!  И добилась своего.
Уже нет моей бабушки, моих родителей… Остался только томик Лермонтова.
Я храню его до сих пор.

Дары Терека*, Казачья колыбельная песня**, Бородино***, Дума****, И скучно и грустно***** М.Ю. Лермонтов