Монреальская осень... Глава 2

Надежда Опескина
         Рядом с Сэмом стояла хрупкая женщина, она обернулась и он увидел глаза уставшего человека, наполненные страданием и тоской. Её плечи были опущены, а руки свисали вдоль туловища безжизненными плетями.Одежда её была  старых фасонов из прошлого столетия. Он вспомнил, что когда-то такое платье было у их служанки Марты. Но это было так давно.

         Она начала торопливо говорить. Первые фразы были непонятны, а потом из глубины сознания пришла мысль, что женщина говорит на языке, который он слышал и знал в раннем детстве от мамы, русской по происхождению. На этом языке, в тихие зимние вечера, мама пела в гостиной, аккомпанируя себе на рояле. В сердце появилась боль, стало трудно дышать, он спросил:

- Вы русская? Вы не говорите на английском? Вы поняли о чём я вас спросил?

- Да-да! Я поняла вас! Вы хорошо говорите по-русски. Я не знаю английский, но я справлюсь с любой работой. Вы не смотрите, что я уже в годах, я могу много работать. Мне очень нужна работа. Меня зовут Анна. Мы с мужем приехали сюда пять лет тому назад, но теперь я осталась одна. Мне всего шестьдесят пять лет. Я всё могу делать...

- Сэм сказал, что вы хороша знаете слова песен на английском языке.

- Я знаю песни, но я не знаю о чём они. Я давно слушаю ваши песни. Они легко запоминаются. Раньше мне муж говорил о чём в них поётся, но теперь его нет. Это он подсказал мне ваш адрес. Я думала он пошутил, сказав, что человек написавший такие слова и такую музыку имеет доброе сердце. Уходя он настаивал, чтобы я нашла вас, сказав, что вы его родственник...

- Вы завтракали?

- Нет! Этот добрый человек вчера угостил меня хорошим ужином. Завтрак - это уже слишком. Я не могу стать нахлебницей, мне надо вначале заработать такое право.

- Сэм, дружище, давай накроем в столовой завтрак и поедим втроём, как в прежние времена с Оливией. Я и сам не позавтракал, поспешив сюда. За завтраком и поговорим об условиях работы Анны.

         Сэм быстро накрыл стол, заставив его разными закусками. Ели все трое с аппетитом.

         Анна охотно рассказывала о себе, о жизни прошлой и жизни здесь в Канаде. У них с мужем был хороший дом в маленьком городке на юге России. Они вырастили единственного сына, стремясь всё лучшее отдавать ему. Жизнь у сына не заладилась. Плохая компания, совершение преступления и длительный срок на
целых пятнадцать лет. Отбывая наказание он проигрался в карты. Карточный
долг - дело серьёзное. Сын написал письмо, они с мужем всё продали, деньги
у них взяли, но сын погиб. И тогда муж решил переехать в Канаду. Он говорил,
что здесь его родственники и не совсем дальние.

- Вы живёте в Оттаве? Сэм сказал, что вы приехали из Оттавы.

- Раньше мы там снимали с мужем квартиру, но теперь я не смогу её оплачивать и вчера отдала ключи хозяину, решив попытать счастье в Монреале. Здесь в русском районе живут наши знакомые большой семьёй.

         Анна покопалась в дамской сумочке и извлекла коробочку, бережно перевязанную синей ленточкой :

- Это мой муж просил показать вам , если состоится встреча. Я не могла не выполнить его просьбу. Когда мои знакомые прочитали ваше объявление, они сразу позвонили мне и я приехала. Мне очень нужна работа и потом надо было передать вам эту коробку. Я не знаю что в ней, но мне думается,  что-то важное. Там и письмо от мужа... А это мой паспорт и рекомендации от людей, у которых я работала четыре года.

         Ленточка легко развязалась... Он увидел фотографию юной девы, смотрящей на него глазами его матери. На обратной стороне была надпись:" Брату Александру от сестры Кэтти. Торонто.1930 год".  В коробке было ещё несколько фотографий, на одной он узнал себя, сидящего на коленях матери. Это фото он видел много раз в семейном альбоме. В самом низу коробки лежало письмо.Он протянул письмо Анне и попросил прочесть его.

         Письмо было адресовано ему и написано пять лет тому назад, в год его семидесятипятилетия.В нём незнакомый Александр поздравлял его с днём рождения и просил принять  в подарок старые фотографии своего отца и его сестры, урождённой Н. Далее он написал, что сестра отца эмигрировала из России с родственниками, у которых гостила. Потом отец получил от сестры два письма с этими фотографиями, но переписка была прервана.

         Он смотрел на фотографии и вспоминал дорогие лица давно ушедших родителей. Вот они стоят обнявшись у своего дома, вот они сидят на открытой веранде. Эти фотографии не могли попасть в случайные руки, их бережно хранили много лет, чтобы теперь отдать ему, как весточку из прошлого. Того прошлого о котором он многое не знал, а может просто не хотел знать...

         Он всегда спешил. Стихи, музыка, романы. Поездки по разным странам,а
главное оставалось в стороне и вот теперь оно его нашло, отразилось болью в сердце. Он встал, подошёл к окну, за которым стучал монотонно дождь. Осень вступала в свои права, она спешила. По щекам побежали скупые мужские слезы.
Не поворачиваясь к Сэму и Анне, спросил :

- Но почему ваш муж не пришёл тогда, пять лет назад?

- Он приходил на ваш юбилей, чтобы вручить эти фото, но вышли не вы, а ваш сын. Он не захотел говорить с Александром, сказав, что вы очень заняты и не надо вас беспокоить. Он подал Саше сто долларов и велел немедленно уйти.

- А потом, после юбилея! Почему он не пришёл потом?

- Но вы сразу уехали в турне. Мы это узнали из газет и передач на телевидении.
Вскоре Саша заболел и слёг. Ему нужна была операция, но у нас не было денег.
Он так и не встал. Мне приходилось работать на двух работах и ухаживать за ним, на сиделку средств не хватало. Мои хозяева, они очень добрые люди, помогли мне найти фонд помощи иммигрантам. Операцию оплатили, но было поздно, ему не смогли уже помочь.

- Сколько надо было денег на операцию?

- Много, очень много! Тридцать пять тысяч. Тогда у него не было страховки.

        Он стоял у окна и вспоминал свой юбилей, на который было потрачено  сто пятьдесят тысяч этих долбанных долларов, а там рядом погибал  брат, его
двоюродный брат, живущий рядом, с которым ему так и не довелось увидеться.
Стало невыносимо больно в груди.  Он пошатнулся и едва не упал. Сэм, увидев побледневшее лицо, поспешил со стаканом воды и таблетками.

        Анна оставалась у стола, в волнении сжимая руки :

- Простите, я вас расстроила своими рассказами...

- Не волнуйтесь, Анна, это пройдёт. Вы остаётесь в моём доме, но не горничной,
а моей гостьей и не иначе. Этот дом будет теперь вашим пристанищем на долгие
годы. Вы же не захотите меня огорчать своим отказом? Не правда ли? Сэм покажет
вам вашу комнату, думаю, там вам будет хорошо, - и, обращаясь к Сэму, - Дружище, размести Анну в маминой комнате. Анна жена моего брата из России. Я потом тебе всё расскажу. Завтра ты свозишь Анну в торговый центр и  попросишь там подобрать ей одежду, много одежды, на все случаи жизни. Завтра же позвони
моему адвокату, я хочу его видеть. Да, Сэм, нам будет нужен хороший повар и
горничная. Мы начинаем новую жизнь, дружище Сэм!

Продолжение следует:

http://www.proza.ru/2014/03/15/1946