10. Казни египетские. Дикие звери. Мор. Нарывы

Кот Базилио 2
                Четвертое наказание: дикие звери.

   
Пришло время, и опять рано утром отправился Моше, по велению Бога, на берег Нила, где, как мы помним, любил прогуливаться фараон. Моше должен был предупредить фараона, что следующее наказание будет нашествием диких зверей (1), если он не отпустит евреев послужить своему Богу. А в земле Гошен, где проживали евреи, не будет диких зверей, чтобы фараон, наконец, узнал, что Бог, в существовании которого он сомневается, есть Бог всей земли.
    
Три недели ежедневно ходил к реке Моше, но никакого впечатления его слова не произвели на фараона. И дикие звери устремились в Египет. Это была смесь всевозможных и несовместимых между собой животных. В естественных условиях они никак не могли объединиться и явиться вместе с единой целью: отравить жизнь египтянам и их царю. Таким способом Господь демонстрирует фараону, что именно Он управляет и владеет всем на земле и может посылать по воле Своей кого хочет и куда хочет.
    
Понял ли это фараон? Скорее всего, да. Он просит Моше избавить Египет от новой напасти и обещает отпустить евреев. Искренен ли фараон в этот момент? Вряд ли. Он уже знает, как обращаться с этим простаком. Ему можно обещать все, что угодно, и врать не стесняясь.
    
Но если фараон понимает, что Моше вовсе не колдун, а он действительно встретился с реальным могуществом Того, Кого он не знал, почему он не отпускает евреев? Он все еще считает себя владыкой Египта и воплощением небесного управителя египетского на земле, как и все прочие фараоны. Его так воспитали, ему об этом внушали с детства, вся история Великого Египта свидетельствовала ему об этом. Мало того, все государственное устройство Египта зиждется на идее, что фараон есть олицетворение духовного единства народа с Небесами.
    
У евреев оказался реальный и могущественный защитник. Но фараон не может отказаться от собственных богов и фактически от себя самого. А идея единобожия не была популярна в те времена. Эта идея настолько революционна, что требует кардинальных изменений основ всей жизни. Она и в наши-то дни с трудом укладывается в отдельных головах. И фараон не был готов к подобной «перестройке». Отпустить евреев означало признать, что великая цивилизация Египта не стоит ничего. И все величие ее не больше, чем пустой звук. Оттого сердце его еще больше отяжелело, и он в очередной раз «кинул» представителя народа, к которому не испытывал никакого почтения.
    
Однако Моше исполнил свою часть соглашения с фараоном. Он помолился Богу и смешение зверей исчезло, не оставив следа.


                Пятая казнь: мор.


     «И сказал Бог Моше: Войди к фараону и говори ему: так сказал Бог, Всесильный евреев: отпусти Мой народ, чтобы они служили Мне! Ибо если противишься ты отпустить и все еще удерживаешь их, то вот – рука Бога на скоте твоем, который в поле: на конях, на ослах, на верблюдах, на крупном скоте и на мелком – мор очень тяжелый. И различие сделает Бог между скотом Исраэля и между скотом Египта, и не умрет из всего (принадлежащего) сынам Исраэля ничего. И назначил Бог срок, сказав: Завтра сделает Бог такое на земле этой».
   
Создатель обещает привести в исполнение Свой приговор на следующий же день после предупреждения фараону, которое должен был сделать от Его Имени Моше. И так и случилось, говорит Тора. Это противоречит традиции, считающей, что на раздумья у фараона перед казнью было три недели.
    
Однако рабби Меир Симха (2) в комментарии Мешех Хохма утверждает, что было сказано, будто казнь начнется «завтра», специально для того, чтобы было время. Самые сообразительные из египтян, узнав, что казнь не затронет скот евреев, оперативно продали им всю свою живность. И уже после казни, естественно, евреи им все вернули назад. А иначе совершенно не понятно, откуда буквально через пару месяцев у египтян опять появился скот, который был побит градом во время седьмой казни.
    
У тех же, кто оказался менее расторопен, весь скот естественно погиб.

                Шестая казнь: нарывы.

    
Прошли положенные три недели, и шестое наказание неожиданно обрушилось на головы египтян. Не столько на головы, сколько на другие части тела.

     «И сказал Бог Моше и Агарону: Возьмите себе полные пригоршни  печной золы, и пусть бросит ее Моше  к небу на глазах у фараона. И станет она пылью на всей земле Египта, и станет она на человеке и на скоте воспалением, переходящим в язвы, по всей земле Египетской».
    
Моше и Аарон набирают полные пригоршни золы из печи и отправляются к фараону. Представ перед египетским царем, Моше, не произнеся ни слова, подбросил золу, что была у него в руках и у брата его, к верху. Говорят, она долетела до самых небес и уже оттуда опустилась ровным слоем по всей земле Египта, покрыв и людей и скот. А там, на коже людей и скота, куда попали частички золы, образовались ужасные язвы, причинявшие нестерпимую боль. И звери и люди метались с места на место, обезумев от боли, и нигде не могли найти облегчения. Первыми пострадали маги, заклинатели, волхвы и колдуны. Потому что заклинатели способствовали укреплению сердца фараона.
    
А фараон страдал наравне с другими. И готов он был уже отпустить народ Исраэля, чтобы только поскорее прекратились мучения, но тут вмешался Создатель. Он придал дополнительных сил фараону и первый раз укрепил сердце его. И не отпустил фараон евреев из страны. А нарывы исчезли через отведенное время, не оставив следа.

Иллюстрация: фрагмент картины Гади Поллака.


(1) В Септуагинте и Синодальном переводе «песьи мухи». Какие именно насекомые скрываются за этим понятием, выяснить не удается. В Торе употреблено слово "аров"  – «смесь, смешение».
(2) Рабби Меир Симха га-Коген из Двинска (1843 – 1926) – выдающийся раввин, автор комментария к Торе "Мешех Хохма". "Мешех" – акроним Меир Симха Коен.