Всегда ли виновата католическая церковь? Ч. 1

Лана Шмелс
(Упрощенный вариант «Противостояния»)


Аннотация


    Новый взгляд на хорошо знакомые события.
    Эта книга о манипуляциях, которые претерпела рукопись научного труда Коперника помимо его воли; о том, как Галилей спровоцировал наложение запрета на книгу Коперника; о том, что споры между наукой и религией по вопросу гелиоцентризма безосновательны.
    Выводы, отличные от общепринятых, сделаны на основании всем известных и общепризнанных фактов.




 «Науке не мешает быть более духовной, а религии - более научной»



    Что первое приходит Вам на ум, когда Вы слышите о противостоянии науки и религии?
    Если Вы получили свое образование в странах бывшего социалистического лагеря или просто росли в среде атеистов, то, наверное, это вопрос об устройстве нашей Солнечной системы.
    До сих пор раздаются открытые упреки в адрес церкви, особенно католической. Периодически ей напоминают о тех временах, когда учение Коперника попало под запрет и послужило причиной гонений на ученых: Джордано Бруно был сожжен на костре, а Галилео Галилея инквизиция вынудила отречься от своих взглядов и приговорила к пожизненной ссылке.
    Противостояние между наукой, а точнее большей частью атеистически настроенных представителей от науки, и религией существует и сейчас, но давайте попробуем разобраться, а насколько оправданы в наше время упреки науки в адрес церкви в связи с гелиоцентризмом.



    Многие считают, что церковь с самого начала усмотрела в новом учении угрозу устоям религии и сразу же вступила с ним в открытую борьбу. Однако достаточно сопоставить несколько основных, хорошо известных дат, чтобы понять, что это не так.
    В XIII в. появилась инквизиция.
    В 1542 г. папа Павел III учредил «священную конгрегацию римской и вселенской инквизиции, ее священное судилище». Отныне папская инквизиция ужесточает борьбу с неугодными мыслителями и учеными.
    В 1543 г. была издана книга Коперника «Об обращениях небесных сфер».
Обратите внимание, что «священное судилище» было основано за год до опубликования работы Коперника; и если эта работа увидела свет, значит это «судилище» не только признало работу Коперника верной, но и не увидело в ней никакой угрозы.
    С 1559 г., спустя 16 лет после издания труда Коперника, Ватикан начинает издавать «Индекс запрещенных книг» - список произведений, за чтение которых людей отлучали от церкви.
    Попала ли в число запрещенных книг работа Коперника?
Конечно, попала! Но только не в тот год, когда список начал издаваться, а только в 1616 г., т.е. спустя... аж 57 лет!
    Что же получается?
    А то, что с момента издания книги Коперника до момента ее запрещения прошло 73года!!!
    Так что никакого гонения на гелиоцентризм со стороны церкви в течение долгого времени не наблюдалось.



    Некоторые считают, что церковь долгое время не прибегала к жестким мерам, потому что не сразу поняла смысл великого открытия. Но и это предположение неверно, в чем легко убедиться, вспомнив всего лишь несколько известных случаев.
    Начнем с 1514 г., когда в очередной раз стал вопрос о проведении календарной реформы. По распоряжению папы Льва X на собор для участия в календарной комиссии были приглашены лучшие астрономы того времени. Извстно, что Коперник приглашения на собор не получил. Это значит, что в то время Коперник не входил в число известных ведущих астрономов. Однако, уже во втором докладе о работе комиссии (1516 г.) Коперник упоминается в качестве эксперта.
    Что  могло пробудить интерес столь высокой комиссии к мнению, живущего в глуши молодого астронома?
    Конечно же только его новая теория! И раз мнение Коперника было учтено, значит, к его взглядам отнеслись с вниманием и уважением. Ну а подозревать данную комиссию в том, что она не понимала о чем идет речь в новом учении, думаю бессмысленно.



    Следующее интересное событие произошло в 1533 г., за десять лет до публикации основного научного труда Коперника.
    Тут стоит, пожалуй, указать, что времена для католической церкви (КЦ) были уже очень непростые. Уже вывесил Мартин Лютер свои «95 тезисов», уже прокатилась по всей Европе огромная волна протеста и открытых выступлений против КЦ, уже прошла реформация церквей в некоторых странах. КЦ теряла былое величие, теряла свои владения и доходы. Естественно, она сопротивлялась, и неудивительно, что очень жестоко. Инквизиция свирепствовала, в Европе уже полыхали костры.
    И вот в такое тревожное и жестокое время в садах Ватикана папой Климентом VII, в присутствии нескольких высокопоставленных сановников КЦ, был заслушан доклад, посвященный учению Коперника о движении Земли. Докладчиком был известный в то время ученый – востоковед кардинал Видманштадт.
    И что Вы думаете?
    Папа стал кричать и впал в истерику? Стал в порыве гнева рвать рукопись доклада и топтать ее ногами?
    Ничего подобного! Папа нашел ее убедительной! Он согласился с тем, что Коперник, скорее всего, прав!
    Т.ч. ничего сверхопасного и угрожающего вере папа римский в теории Коперника не нашел, а потому и не стал расправляться ни с ним, ни с его учением. Напротив, доклад ему так понравился, что он в благодарность подарил Видманштадту ценную древнегреческую рукопись, благодаря надписи на которой, мы и знаем об этом событии.



    Ну а спустя три года, в 1536 г., ближайший советник папы кардинал Н.Шомберг написал Копернику очень теплое письмо, в котором восторженно отзывался о его новой теории строения мира и настоятельно просил поскорее опубликовать свой труд. Неудивительно, что это трогательное письмо позже Коперник поместил во вступительной части  своей книги.
    Как видим, уже на начальном этапе новое учение было хорошо понято церковью и вызывало оно не ужас, а восхищение.


(Продолжение http://www.proza.ru/2014/03/11/998)