Мои старухи

Ольга Загилова
Дорогие мои  старухи  казачьей станицы Мекенской,что вольно раскинулась на левом берегу своенравного Терека.

 Мои бабушки
Луганские,Пыльцыны,Кушнаревы..

Мои бабы Мани,Дуси,Тони,Нюси,Зои,Веры,Нади,Полины..

Они  в свои 70-80 лет называли друг друга только по имени и  только "девчата".

Они  все знали,все помнили,обо всем в этом мире имели свое суждение,они никогда не унывали и  никогда "не опускали рук".

Их руки,с широкими  мозолистыми  ладонями,натруженные долгой работой,с узловатыми суставами и темными извилистыми венами никогда не знали покоя.

Ранним утром эти  старые руки растапливали печь,жарили на большой  сковороде румянные пышные оладьи,запаривали тут же,на печи,корм для скотины,кормили взрослых сыновей и дочерей,зятьев и и снох,внуков и правнуков, все многочисленное хозяйство(собак,кошек,курей,гусей,кроликов и нутрий).

Эти руки стирали и гладили белье,варили ведерные кастрюли борща,пекли пышный  хлеб и сушили сухари,косили траву и пахали землю,сажали сад и огород,разводили в палисадниках цветы и пололи сорняки,пекли пироги и "паски"(пасхальные куличи),лепили вареники и пельмени,варили варенье и выжимали виноградный сок,солили,квасили и мариновали;шили,вязали,вышивали и штопали,красили и белили,кололи дрова и топили печь, прибивали,заколачивали и пилили, делали из самана кирпичи и строили хаты,"рушили" кукурузные початки и перемалывали на ручной мельнице зерно в муку,рубили  топором курам и гусям головы,свежевали кроликов,доили коров и коз,стригли овец и пряли шерсть,обрезали пуповину новорожденным,заплетали косички дочкам , внучкам и малолетним соседкам,раздавали подзатыльники и шлепки по заднице станичной детворе,подтирали попки и замывали от какашек пеленки,лечили и правили живых ,обмывали и обряжали покойников,готовя их в последний путь..

Да есть ли у Боженьки такая работа на Земле,которой бы  не знали умелые руки старух?

В начале февраля на Северном  Кавказе  бывало сыро,серо и  тоскливо.

Низкое небо,наливаясь свинцовыми тучами,цеплялось за пологие вершины  Сунженского хребта.

Снега на земле было  мало,а иногда его не было совсем.

Работы  по дому тоже было  мало и  мои старухи начинали хандрить и  болеть.

Во все остальные месяцы года,кроме февраля,мекенские старухи болели "на ногах",крутясь "белочкой в колесе" между  семьей,огородом,садом,курями с цыплятами и прочими бабьими трудами,которых в казачьем хозяйстве всегда был "непочатый край".

Случалось,что их "прихватывало"  не на шутку, и тогда мне приходилось "ставить"  им  уколы и капать под язык нитроглицерин прямо на грядках или в катухах среди скотины.

Но на все предложения о госпитализации летом,весной или осенью  старухи только махали рукой.

-Да шо ты такое гутаришь мне,доча,про больницу?Куды ж я там своих курей дену?-отвечала мне баба Маня(Нюся,Шура,Полина,Валя ..) на мою "страшилку" об инсульте или инфаркте,который может "вдарить"  при  таком высоком давлении-У меня  это давление 200 "рабочее",щас отлежусь маленько и надо помидоры на зиму в балоны "закатать",а то завтрева мне некогда будет.А ежели помру,так и нехай,зажилась я на этом свете,надо и честь знать и  молодым место уступить.Зато в своей хате помру,а не на казенной койке.Чай я не сирота казанская и  не рвань подзаборная,шоб в больнице помирать.

Только в скучном  феврале старухи позволяли себе болеть,лежа  в кровати на высоких перинах,окруженные многочисленными  мягкими "перышко к перышку" подушками и вышитыми "крестиком" уютными "думками".

В кровати хворой бабы Нюси(Даши,Мани,Полины ...) под одной из  подушек обязательно лежали носки,которые нужно было непременно заштопать к вечеру,под другой подушкой дожидались на круговых спицах своего часа  начатые шерстянные носки ,которые обязательно надо было довязать " к завтрему".

В феврале старухи маялись  высоким давлением,стенокардией,ревматизмом,полиартритом,хроническими нефритами,гастритами,колитами,гепатитами и прочими "заработанными" за долгую трудную жизнь болячками.

Но больше всего старухи мучались от отсутствия в феврале  привычного груза бесконечных  дел и забот.

Помаявшись так в одиночку пару-тройку дней, баба Маня(Нюся,Шура,Валя ) посылала  шустрого внучка или внучку за "дохторицей",т.е за мной.

Наша Мекенская врачебная  амбулатория отвечала перед Богом и районным  медицинским начальством за жизнь и здоровье 5000 душ станичников и за 3000 душ хуторян.

Круглый год,без выходных и праздников,в любое время суток  мы оказывали врачебную помощь больным станичникам на дому и в амбулатории.

Первым этапом моего лечения февральских хворей у  старух был разговор "за станишную жисть".

-А что,баба Маня,правду люди гутарят,что ты слово заветное знаешь,оттого у тебя квашенная капуста в бочке не киснет?-спрашивала я ,измеряя   давление у  старухи.Давление было в норме,вполне себе "рабочее" всего-то "160 на 200".

От такого "рабочего"  давления инной городской старичок,избалованный теплым ватерклозетом и водопроводом давно бы "сыграл в ящик",но станичница  баба Маня позвала меня полечить ей "шпыняющие" боли в пояснице.

-Это хтой-то про меня  такое гутарит?-вскидывалась баба Маня-Это Надька штой ли  опять обзавидовалась на мое добро?Чем языком о плетень чесать,лучше бы работу по дому правила,тоды бы и у нее капуста не кисла.

После всестороннего обсуждения технологии заквашивания капусты в дубовой бочке,с хреном и  листом вишни,под деревянным кружком-гнетом,на который надо обязательно положить увесистый  терский булыжник,наш разговор (не без моего старания) переходил на приближающуюся  южную весну и выращивание рассады.

-Да шо это я все лежу,доча,яко я цаца какая?-спрашивала меня баба Маня-Ты ж с дороги,устала,цельный день ногами по станице грязь месишь,а я тебе даже чаю не налила.

Баба Маня закутывала свою натруженную поясницу старым пуховым платком и  сходила с высокой кровати,как царица с трона.

На кухне она угощала меня крепким горячим чаем с вишневым( без косточек) вареньем,сваренным собственоручно бабой Маней по  семейному рецепту ее давно почившей свекрови.

Тут,за чаем наступал,второй,не менее важный этап лечения болей,"шпыняющих" в согнутую дугой поясницу бабы Мани .

Это были "охи" и "ахи" и довольное цоканье языком,которым я слизывала с ложки остатки вишневого варенья.

-Вот что я тебе скажу,баба Маня,а ты мне поверь на слово.Я в нашей станице в каждой хате вареньем угостилась,но такой вкусноты,как твое вишневое, никто варить не может.Что ты сюда кладешь,кардамон или лимонную корочку?-спрашивала я.

Больная поясница бабы Мани мгновенно выпрямлялась и старуха,высоко закинув повязанную светлой косынкой голову,звонко и молодо смеялась.

Начаевничавшись  с бабой Маней и обсудив с ней народные приметы о ранней или поздней весне,способы выращивания помидорной рассады и виды на урожай слив и алычи будущим жарким летом,я шла на другой конец  станицы к  захворавшей бабе Наде,неся  для нее в большой сумке "бабы манин" гостинец,ее горячий привет и пожелание здоровья.Гостинцем  был 3-х литровый балон квашенной капусты и литровая банка варенья из терна.

Тогда мне,молодой и глупой,эти  станичные старухи казались такими же  вечными,как быстрый Терек или Сунженский хребет.

Но  проклятая "чеченская" война все порушила  и всех перемолола.

Я успела "сбежать" от войны в Москву и поменяла профессию.

Из моей жизни навсегда ушли ночные вызовы к больным станичникам,терновое варенье бабы Мани и соленые арбузы бабы Нади.

Да и сами старухи,семидесятилетние девчата с вечно молодыми душами,давно упокоились с миром и  теперь вяжут теплые разноцветные носки ангелам и варят душистое варенье в райском саду.

Баба Маня и баба Надя ,как и  все другие станичные  старухи, свято верили в то,что Боженька(сам великий труженик) сотворил  человека для любви и труда.

Самым большим грехом  на земле старухи считали лень,от которой происходят гордыня,зависть и злоба.

Ленивого станичника,взвалившего на жену всю работу по хозяйству, они  презрительно называли "сыном Адама",прозрачно намекая на то,что яблоки для  варки варенья Еве пришлось рвать самой,пока Адам по райскому  саду погуливал.

Мои старухи считали рай  местом  жительства не праведников,которых среди грешных людей отродясь  на земле не бывало,а тружеников с мозолистыми ладонями.

Знамо дело, что в ад,по мнению старух, попадали только люди  ленивые.

Поди невелик-то  труд страдать на сковородке,пока черти дрова рубят и  на вечном огне  ленивую задницу грешника поджаривают.

Вся философия земной жизни старух ,все  их толкования устройства этого и инного мира были круто замешены на соленом трудовом поте и сукровице из треснувших мозолей.

Спасибо вам,мои дорогие станичные бабушки,за то,что вы были в моей жизни.

Спасибо вам за крепкий чай и вкусное варенье,за ваши рассказы "за жисть",за человеческую мудрость,за ваш  мягкий казацкий говор и многоголосые протяжные песни.

Примечание:фото станичницы из Мекенской взято в интернете.
Февраль 2013 года.Московия.